20 октября 2020 12:03

20 октября 2020 12:03

С дороги не свернул

Без году 30 лет дефектоскопист Михаил Подуюров следит за исправностью пути

Каждый день опытный путеец из Тайшетской дистанции пути выходит на работу с мыслью, что сегодня обязан быть предельно собранным.

Без году 30 лет дефектоскопист Михаил Подуюров следит за исправностью пути<br />
<br />
Каждый день опытный путеец из Тайшетской дистанции пути выходит на работу с мыслью, что сегодня обязан быть предельно собранным.<br />
<br />
– Август ещё не закончился, а я уже четыре серьёзных дефекта обнаружил, – говорил Михаил при нашей встрече. – Работа моя такая – искать. Раньше, когда ещё рельсы Р-50 лежали, дефектов больше было, до десяти за месяц выявлял.<br />
Родился Подуюров в Тайшете, здесь и живёт до сих пор. Родители тоже были из местных. На железную дорогу попал по неписанной путёвке старшего брата Николая, который в 1980-м пришёл из армии и сразу устроился в Тайшетскую дистанцию пути.<br />
Михаил уволился в запас тремя годами позже. Отдыхал дембель всего пять дней – пока брат не сказал: «Хватит прохлаждаться, нам в цех помощник нужен». С того момента и не сворачивал Михаил Николаевич с железной дороги.<br />
Через три года окончил в Иркутске курсы оператора дефектоскопной тележки, так и работает в этой должности по сей день. За 29 лет и не счесть, сколько было найдено дефектов.<br />
– Не люблю я ходить по новым рельсам, неинтересно, – улыбается оператор. – Люблю ходить по старым... На старых частенько дефекты находятся. Все наши говорят: «Если Миха пришёл, значит точно что-то нашёл». И это действительно так. Когда приходишь с «добычей», понимаешь, что работаешь не впустую. Бывает, вернёшься с обхода, а мастер говорит: «Ну что? Ничего не нашёл? Зря работал».<br />
Сейчас коллектив Тайшетской дистанции пути преимущественно молодой, матёрых операторов осталось мало.<br />
– Мы нашу молодёжь поучаем, натаскиваем, – не без иронии рассказывает Подуюров. – Раньше всё сложнее было. Сначала помощником оператора года три походишь, потом оператором опыта набираешься. Сейчас проще: отучился – тебя сразу на тележку ставят. Да и техника уже совершенно другая. Раньше все дефекты «на ухо» искали, на слух. А сейчас по путям прошёл, запись сделал, расшифровщик извлёк информацию – и всё.<br />
Михаил современные технологии уважает, но собственным ушам верит больше. Поэтому в основном работает на слух.<br />
– На сегодня Подуюров самый эффективный оператор, – считает мастер участка производства ПЧ-1 Анрей Григорьев.– У него отличная память, все инструкции, допуски, дефекты рельсов он помнит на зубок. Когда я стал мастером, то, присмотревшись к нему, решил: этого парня надо ставить на самый грузонапряжённый участок – от Юрт до Разгона. И с 1987 года у нас там ни одного излома.<br />
Хотя было время, признаётся мастер, когда число обнаруженных Подуюровым дефектов составляло почти половину от общего показателя цеха.<br />
В 2006-м Михаил повредил ногу. Охотник же, а на промысле чего только не случается. На тележку его сейчас стараются не ставить, и пока он с дефектоскопом попроще работает. Но если посмотреть по количеству найденных дефектов, то многие и на мощных-то аппаратах столько не находят, как Миша на примитивном. Не так важны технические характеристики инструмента, как умение мастера им владеть.<br />
Помимо знаний работа дефектоскописта требует определённых человеческих качеств. Элементарно: важно, чтоб на него не действовали внешние факторы – от этого ослабляется внимание. Нервная система должна быть стальная. Порядочность и прилежность – черты, которые просто обязаны присутствовать у оператора дефектоскопной тележки. Всё это есть у Подуюрова.<br />
– Миша очень трудолюбивый, – делится Андрей Геннадьевич. – Когда он ходил ещё помощником, из всех мужиков работала всего одна треть. Остальные отлынивали. Их можно было убрать, но ничего бы от этого не изменилось. С одним вот таким он в паре стоял. Тот говорит Мише: «Сегодня никуда не пойдём, я сегодня не могу, у меня «синдром». А Миша ему и отвечает: «Ты не пойдёшь, я доложу мастеру. Решай». Он очень прямой и не любит тунеядцев. <br />
Когда оператор идёт по путям, он слышит в наушник множество разных звуков помимо основных.<br />
– Думаете, дефектоскоп сигнал только на дефекте выдаёт? – спрашивает Григорьев. – Ничего подобного. Куча всяких отражателей встречается. Необходимо среди всего этого выявить действительно важный сигнал. Нельзя надеяться на авось. Здесь важен опыт. Я считаю, что Миша Подуюров один из немногих, кто по праву заслуживает звания «Почётный железнодорожник».<br />
Живут Михаил Николаевич и его супруга в своём доме. Дети разъехались кто куда: сын в Иркутске, дочь в Краснодаре. <br />
– Жена не работает, мы же хозяйство держим, на него все её силы, – делится любящий муж. – Сейчас проще, конечно: коровы нет, только поросята да куры остались. Но отдыхать всё равно некогда.<br />
Главным увлечением Подуюрова с детства стала охота.<br />
– Отец нас с детства приучил дичь добывать, рыбу ловить, грибы да ягоды собирать, – вспоминает дефектоскопист. – Некоторых не заставишь в лес выйти, а мне так наоборот нравится. Мы же, можно сказать, жители деревенские. Поэтому это не просто хобби, но образ жизни. В отпуск выхожу – сразу в лес сбегаю, мне там спокойнее. Угодья у меня свои, три избушки там построили – на каждого брата по зимовью. Благо отец и плотничать научил.<br />
Был случай. Купил он новое ружьё-пятизарядку. Решил опробовать. Медведя увидел – выстрел сделал, а ружьишко-то переклинило. Медведю эта пуля что слону дробина оказалась. Резво побежал он на человека. Хорошо, «вертикалка» под рукой оказалась. С неё-то он зверя и застрелил. Если б не она, мишка бы до него добрался точно.<br />
– Страху натерпелся будь здоров, – вспоминает Михаил. – Но ничего, на охоте всякое бывает.<br />
Есть у Подуюрова и другое увлечение: он заядлый голубятник.<br />
– Птиц держу с детства, – не скрывает улыбки Михаил. – Развожу исключительно для души. Соседи спрашивают: «Миша, ну зачем они тебе?», а я отвечаю, мол, вот алкоголику надо напиться, а мне голубей подавай. Да и жена не против.<br />
Александр Еловский. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31