Кругобайкалка – чудное ожерелье или кость в горле властных структур?

В июне этого года мне с сестрой, приехавшей в гости с берегов Волги, довелось оказаться на знаменитой Кругобайкалке.

"/> Потускневшая «пряжка» | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120817 | 10 полоса
24 октября 2020 11:49

24 октября 2020 11:49

Потускневшая «пряжка»

Кругобайкалка – чудное ожерелье или кость в горле властных структур?

В июне этого года мне с сестрой, приехавшей в гости с берегов Волги, довелось оказаться на знаменитой Кругобайкалке.

Кругобайкалка – чудное ожерелье или кость в горле властных структур?<br />
<br />
В июне этого года мне с сестрой, приехавшей в гости с берегов Волги, довелось оказаться на знаменитой Кругобайкалке.<br />
<br />
Сначала мы планировали добраться до Слюдянки, а затем на кругобайкальском поезде, состоявшем из двух-трёх вагонов, доехать до Старой Ангасолки, где находится главная цель экскурсии – центр имени Рериха.<br />
<br />
Но в железнодорожной кассе не смогли найти расписание «матани», даже в служебном справочнике данные отсутствовали. Раньше этот поезд уходил из Слюдянки на час позже электрички из Иркутска, поэтому все желающие, отдыхающие или туристы могли спокойно на него пересесть. <br />
<br />
Но раз в кассе сказать ничего не могли, то я решил отправиться до Чёрной Пади. Это остановочный пункт перед тоннелем. Дальше надо спуститься по крутому склону и пройти вдоль ручья до Байкала.<br />
<br />
Мы попали в обеденный перерыв, поэтому вышли на берег и умылись байкальской водой. На платформе у железнодорожного пути сидела группа туристов. Выяснилось, что они пришли из Слюдянки. Целью их путешествия была Половинка – посёлок на Кругобайкалке с замечательным пляжем. Но идти пешком в их планы не входило. Доехав из Иркутска на электричке, они узнали в Слюдянке, что «матаня» уже ушла час назад. А ранее им кто-то сказал, что она идёт позже. Оказалось, расписание изменили. Теперь они заночуют в палатке и будут ждать завтра, когда пойдет поезд.<br />
<br />
Местные жители тоже оказались недовольны изменившимся расписанием, потому что из-за сокращения времени стоянки они не успевают пройтись по магазинам Слюдянки. <br />
<br />
Кто-то из туристов заметил, что Кругобайкалку собираются «закрыть» – невыгодна. Для меня это была новость, хотя сам работаю на железной дороге. Как её можно «закрыть»? Это же гордость России, такого у нас больше нигде нет. С такими мыслями мы с сестрой и отправились в выставочный центр.<br />
<br />
Должен заметить, что сестра решилась на этот путь только с одной целью: попасть в центр Рериха. Увлечение творчеством Николая Рериха прошло через всю её жизнь. Действительность оправдала её ожидания. Культурно-выставочный центр поразил не только внешним видом, но и внутренне: экспозиции, беседы экскурсовода, познание нового и необычного в истории семьи Рериха, доброжелательность персонала. Интересна выставка скульптора Алексея Леонова, который в свои 30 лет изваял настолько необычные и гениальные произведения, что его невольно сравниваешь с Микеланджело.<br />
<br />
Раньше Кругобайкальскую железную дорогу называли «Золотой пряжкой» Транссиба. Дорога, идущая по самому берегу великого озера, насыщена тоннелями, переходами, мостами. Она объединяет памятники природы с памятниками инженерной мысли. Здесь растут уникальные растения-эндемики, которых не встретить в других местах. Есть здесь и геологические памятники, где наглядно и доступно можно познакомиться с историей формирования земной коры нашей планеты. Разумеется, на Байкале немало других интересных мест, но здесь мы можем любоваться творением рук русских инженеров. В идеале Кругобайкалка должна стать единым научно-музейным, туристическим центром. Наверняка так думает каждый житель Иркутской области. Но, как видим, гуляют по ней не только туристы. Но и слухи, которые могут оказаться правдой. Ведь никто, даже Федеральная пассажирская компания и Байкальская пригородная, не решились бы так изменить расписание поездов, чтобы отрезать путь для желающих посетить этот чудный уголок. Никто, если бы в программе правительства Иркутской области были обозначены основные приоритеты в развитии туризма и бюджетная поддержка таких комплексов, как Кругобайкалка. Судя по отношению к ней, она сегодня – не ожерелье на берегу Байкала, как поэтически ее иногда называют, а кость в горле для властных структур. Много лет мы не видим никакого серьёзного развития: всё те же шпалы, изрезанные туристами...<br />
<br />
С такими грустными мыслями и разговорами сестра преодолела утомительный и травмоопасный путь вновь, но успела к последней электричке. Она совершила для себя маленький подвиг и увезёт свои воспоминания о байкальском походе к великой русской реке Волге.<br />
<br />
Постскриптум. Через несколько дней после написания заметки расписание движения поезда по Кругобайкалке вновь вернули к прежнему. Но проблема остаётся. Раньше курсировал «Кругобайкальский экспресс» от Иркутска и до порта Байкал. Туристы со всей России, из Европы, из Америки совершали на нём увлекательную поездку по Кругобайкалке. Да и многие иркутяне с удовольствием совершали подобные выезды. Двухчасовой остановки хватало, чтобы искупаться в бухте Половинной. <br />
<br />
В этом году «экспресса» нет, ходит «Байкальский круиз», который отправляется из Иркутска в пятницу вечером и приходит назад в воскресенье. Но туристический народ о нём знает мало, так как информация всё же минимальна. Туристические поезда (крайне редко) идут из Москвы. <br />
<br />
Видно, что у федеральных властей хватает забот и без Байкала. А ведь проблема Байкала – общероссийская. Вид проржавевшего плаката со схемой Прибайкальского государственного природного национального парка, оставшегося ещё с советских времён, говорит сам за себя. Именно таково наше отношение к святыне. <br />
<br />
Анатолий Просняков, работник ВСЖД<br />
<br />
Комментарий:<br />
<br />
Сохранить для потомков обязаны<br />
<br />
Александр Парщиков, заместитель начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти<br />
<br />
<br />
Несомненно, людей, озабоченных судьбой Кругобайкальской железной дороги, много не только в Иркутской области, но и в России и за её пределами. Интересуются этим действительно инженерным шедевром в камне и металле иностранные туристы, приезжающие на Байкал. И мне понятны тревога и обеспокоенность автора письма в дорожную газету.<br />
<br />
По большому счёту, «Золотая пряжка» Транссиба была и остаётся памятником культурного наследия. Неслучайно региональные власти во главе с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко разрабатывают свои предложения федеральному правительству по развитию инфраструктуры и туризма на берегу нашего славного озера-моря.<br />
<br />
Что касается временного некомфортного движения пригородных и пассажирских поездов для туристов, то они действительно имели место в начале лета. Дело в том, что в это время проводились технологические «окна», и движение подвижного состава по Кругобайкалке было переориентировано под них. <br />
<br />
Ещё в 2011 году правительство Иркутской области и ВСЖД организовали регулярное пригородное движение рельсового автобуса по берегу Байкала, а вот так называемая «матаня» всегда была рабочим поездом, и надобность в нём, в сущности, отпала.<br />
<br />
Отдельный вопрос – создание комфортных условий для туристов, в том числе и для проживания. Несомненно, туристическая инфраструктура будет развиваться, но и сегодня на нашей дороге в районе КБЖД есть достойные турбазы. «Шумиха», «Хвойная», «Серебряный ключ» готовы предложить своим гостям русскую баню, коптильню, прокат спортивного инвентаря и другие услуги. <br />
<br />
Иностранных туристов интересует прежде всего не европейский комфорт, а возможность познакомиться с местными красотами, оценить региональную экзотику. И этих прелестей люди, решившие приехать на Байкал, получают сполна. Другое дело, что туризм у нас носит ярко выраженный летний характер, а к началу зимы сходит на нет.<br />
<br />
И последнее, о чём бы хотелось сказать. Мы должны и обязаны сохранить это чудесное наследие на берегу озера таким, каким его оставили нам предки. Деревянные шпалы, дикий серый облицовочный камень в тоннелях и искусственных сооружениях должны оставаться в первозданном виде. <br />
<br />
Наша дорога многое делает для того, чтобы на Кругобайкальском участке развивать и приумножать инфраструктуру. Здесь трудятся и путейцы, и связисты, и энергетики, и эсцебисты, чтобы сберечь эту мекку для туристов. На дороге есть богатейшие исторические материалы в музеях порта Байкал и истории ВСЖД на детской железной дороге, чтобы скрупулёзно и основательно проследить рождение этого чуда из камня и металла, а может, и найти в списках его строителей своих предков, которые возводили Кругобайкальскую дорогу. <br />
Полосу подготовил Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31