Модернизация технических устройств идёт на пользу всем службам.

Своё видение обеспечения безопасности движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге представляет начальник службы автоматики и телемеханики Михаил Белькевич.

"/> На пути к безотказной среде | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120720 | 5 полоса
21 октября 2020 21:55

21 октября 2020 21:55

На пути к безотказной среде

Модернизация технических устройств идёт на пользу всем службам.

Своё видение обеспечения безопасности движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге представляет начальник службы автоматики и телемеханики Михаил Белькевич.

Модернизация технических устройств идёт на пользу всем службам.<br />
<br />
Своё видение обеспечения безопасности движения поездов на Восточно-Сибирской железной дороге представляет начальник службы автоматики и телемеханики Михаил Белькевич.<br />
<br />
– Михаил Валерьевич, до своего назначения на должность начальника службы вы работали заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов на ВСЖД. Но можно с уверенностью утверждать, что в новом качестве вы вошли в ту же реку, в которой уже однажды побывали, когда возглавляли в течение почти пяти лет Иркутск-сортировочную дистанцию СЦБ.<br />
<br />
–Да, действительно, ещё до перехода в аппарат главного ревизора ВСЖД я руководил коллективом Иркутск-сортировочной дистанции СЦБ, обслуживающим самый насыщенный устройствами автоматики и телемеханики участок дороги. В то время там происходили большие перемены. Шла модернизация устройств. На станциях Иркутск-Сортировочный, Суховская и Мегет строились новые пункты электрической централизации, запускался в эксплуатацию второй обводной путь участка Иркутск-Сортировочный – Гончарово, проводилась реконструкция станции Большой Луг.<br />
<br />
В 2008 году был реализован проект, не имевший аналога на сети дорог, по одновременной замене всех горочных замедлителей первой и второй тормозной позиции. В 2011-м этот опыт пригодился при выполнении аналогичных работ в Тайшетской дистанции СЦБ. И в целом Иркутск-сортировочная дистанция была и остаётся флагманом в деле внедрения передовых технологий – конечно, во многом благодаря бывшим начальникам дистанции Геннадию Михайловичу Ларюшкину и Геннадию Семёновичу Березовскому, заложившим фундамент стабильной работы предприятия и его славные традиции.<br />
<br />
Значимость дистанции и близость управления ВСЖД предполагают постоянное взаимодействие руководителей службы и дистанции. Эта связь не прекращалась, когда перешёл в аппарат УРБ, поскольку в числе закреплённых за мной хозяйств была служба автоматики и телемеханики. С особенностями её работы я знаком хорошо. Но, конечно, прежде в таких масштабах, как сейчас, не приходилось заниматься хозяйственными вопросами.<br />
<br />
– Какую задачу вы определили для себя сейчас в качестве главной?<br />
<br />
– Основное – создание надёжного барьера для возникновения отказов технических устройств и сбоев в работе АЛС, САУТ. Это должно гарантировать соблюдение графиковой дисциплины, прежде всего – в пассажирском и в пригородном движении. В хозяйстве СЦБ и в целом на ВСЖД этому всегда уделялось первостепенное значение.<br />
<br />
В дистанциях СЦБ количество отказов технических устройств и сбоев с каждым годом снижается. Это достигается усилиями всего коллектива хозяйства СЦБ дороги – ежегодной разработкой и реализацией организационно-технических мероприятий по повышению безопасности движения поездов, надёжности работы устройств, пожарной безопасности, по предотвращению хищений и порчи устройств СЦБ.<br />
<br />
В 2011-м по сравнению с 2010 годом количество отказов первой, второй и третьей категорий снижено на 13%, сбоев АЛС – почти на треть. Есть определённая положительная динамика и в этом году. За первые шесть месяцев количество отказов снижено на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократилось время их устранения.<br />
<br />
– А есть у вас программа, направленная на предупреждения отказов в работе технических средств СЦБ?<br />
<br />
– Безусловно. Именно в соответствии с ней в прошлом году на дороге был сформирован Центр диагностики и мониторинга средств железнодорожной автоматики и телемеханики, позволяющий осуществлять сбор информации о состоянии устройств и систем ЖАТ, а также контролировать работу устройств в формате удалённого доступа с использованием системы передачи данных с линейных пунктов (СПД-ЛП). Основной задачей центра является выявление предотказного состояния устройств СЦБ, их регистрация, передача информации в дистанции СЦБ, контроль за устранением и подтверждение ввода устройств в заданные параметры. Благодаря работе центра с начала этого года выявлено более 800 отступлений от заданных параметров работы средств ЖАТ.<br />
<br />
Мониторинг и выявление отступлений от установленных параметров производится с помощью диагностического оборудования низовой линейки, производящего измерения непосредственно на датчиках температуры, блоках контроля уровня напряжения, сопротивления изоляции монтажа, кабельных линий.<br />
<br />
Пока центр осуществляет мониторинг только на участке Юрты – Батарейная. Но со временем центр будет контролировать возникновение предотказных состояний на более обширном полигоне ВСЖД. Система зарекомендовала себя хорошо. Хотелось бы подключить к ней всю дорогу, но велика цена вопроса. Начиная с февраля центр вышел на заданный режим функционирования. Начальник ВСЖД Василий Фёдорович Фролов при посещении ДЦУПа дал положительную оценку его работе.<br />
<br />
Значительное внимание в минувшем году уделялось модернизации технических устройств. Оснащены Комплексной системой автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП) станции Тайшет и Иркутск-Сортировочный. Специалисты Тайшетской и Иркутск-сортировочной дистанций осуществляли технический надзор и принимали непосредственное участие в пусконаладочных работах.<br />
<br />
Техническое перевооружение продолжается и в этом году. В рамках Программы обновления средств ЖАТ на станции Горхон запланирован ввод в эксплуатацию микропроцессорной централизации типа Ebilock-950, разработанной совместным российско-шведским предприятием ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». До 2015 года данной системой будут оснащены 25 станций дороги.<br />
<br />
В текущем году выполнен задел работ по оборудованию устройствами МПЦ Ebilock-950 станции Онохой и техническому перевооружению системы ДЦ «Луч» на микропроцессорную систему ДЦ «Сетунь» по участку Таксимо – Хани. Институтом «Иркутскжелдорпроект» разрабатывается документация для станций Худоеланская и Нюра, стоящих в плане строительства на 2013–2014 годы. Для размещения оборудования МПЦ уже ведётся строительство нового пристроя к посту ЭЦ станции Худоеланская, выполняются проекты по станциям Нюра и Заиграево.<br />
<br />
– О чём душа болит?<br />
<br />
– Вызывает беспокойство, что часть устройств электрической централизации эксплуатируется свыше четверти века. Их старение опережает темпы обновления. Выработала свой нормативный срок службы электрическая централизация на 73 станциях, 2122 стрелочных электроприводах, 76 перегонах протяжённостью 1227 км. А инвестиций для обновления недостаточно.<br />
<br />
– А что предусмотрено инвестиционной программой развития на 2012–2013 годы?<br />
<br />
– По линии Росжелдорснаба мы должны получить специализированные автомобили АРШ и АРШ-2, кабельные приборы, вольтметры В-7-85, которых катастрофически не хватает, десять АРМ для работников дистанций.<br />
<br />
– В ходе весеннего комиссионного осмотра было немало претензий к состоянию технических устройств...<br />
<br />
– По качеству обслуживания замечаний много. Например, на одной из станций обновили стрелочные переводы новыми электроприводами. А уже через год они, электроприводы, приняли неприглядный вид.<br />
<br />
Не обошлось без нареканий и к их техническому состоянию. В ходе осмотра был принят ряд предупредительных мер из-за внутреннего содержания, не соответствующего установленным нормам.<br />
<br />
В то же время на ВСЖД ещё немало электроприводов, которые эксплуатируются до десяти лет, но к их качеству нет претензий. Всё зависит от отношения работника к своим должностным обязанностям.<br />
<br />
В ходе осмотра выявлено немало случаев, когда руководители дистанций не справились с заданием начальника ВСЖД по приведению как минимум одного электропривода в идеальное техническое и эстетическое состояние. То же самое касается и пультов управления ЭЦ.<br />
<br />
Службой принято решение: к началу осеннего осмотра каждому электромеханику СЦБ, обслуживающему напольные устройства СЦБ, подготовить не менее пяти электроприводов, отвечающих установленным требованиям.<br />
<br />
– Михаил Валерьевич, к отказам технических устройств причастен не только человеческий фактор. Безопасности движения наносят урон проявления вандализма, грозовые разряды... Какие меры принимаются в дистанциях для противодействия им?<br />
<br />
– Для того чтобы защитить перегонные и станционные устройства от случаев вандализма, устанавливается дополнительная физическая защита на релейные шкафы и путевые ящики, осложняющая несанкционированный доступ к устройствам. В необходимых случаях на участках организуются ночные дежурства. Кроме этого, внедряем дроссель-трансформаторы нового типа, залитые ударопрочным компаундом. Результат положительный – как в части физической защиты, так и в вопросах повышения надёжности работы рельсовых цепей.<br />
<br />
Слабая защищённость технических средств ЖАТ от атмосферных и коммутационных перенапряжений обязывает нас разрабатывать и реализовывать мероприятия, противодействующие последствиям грозовых разрядов, негативно влияющих на работу устройств. В этом плане в 2004 году было 76 случаев отказа из-за разрядов гроз. Сейчас их в два раза меньше. А в минувшем году было всего 13.<br />
<br />
– В последнее время часто обсуждаются вопросы внедрения в хозяйстве СЦБ малообслуживаемого оборудования, позволяющего снизить эксплуатационные затраты.<br />
<br />
– Такое оборудование необходимо. Несмотря на постоянное обновление средств ЖАТ, внедрение новых систем и материалов, на протяжении более 60 лет порядок обслуживания устройств практически не менялся. Со временем мы придём к обслуживанию устройств по так называемому состоянию. Часть из них будет обслуживаться не по графику, а по мере необходимости.<br />
<br />
Всё будет меняться в сторону повышения производительности труда и снижения эксплуатационных расходов. Главное – не допустить ошибок, ведь у нас хозяйство специфичное. Наших специалистов-электромехаников не подготовишь за полгода. Когда настанет время обслуживания устройств в этом формате, в первую очередь будет отдано предпочтение естественному оттоку кадров, перераспределению функций и обязанностей.<br />
<br />
Я высоко оцениваю потенциал работников хозяйства СЦБ дороги и уверен, что коллектив готов для решения поставленных задач. А это достигнуто в первую очередь трудом прежних руководителей службы – Г.А. Малиновского, В.И. Зиннера, И.Н. Шевердина, В.Ю. Сердюка. И наша обязанность – идти только вперёд.<br />
<br />
–- Сегодня очень много внимания уделяется фактору взаимодействия...<br />
<br />
– Пассажиру или грузополучателю всё равно, по чьей вине поезд опаздывает – эсцебистов, путейцев или энергетиков. Это также мало волнует машиниста, у которого идёт переработка на перегоне или на станции из-за отказа технических средств. Мы сейчас в одной дирекции. У нас должен нарабатываться общий результат. Эту мысль я постоянно доношу руководителям дистанций СЦБ во время селекторных совещаний. «Чужих» отказов у нас не бывает.<br />
<br />
Беседовал Александр Иванов<br />
<br />
Фото автора<br />
Беседовал Александр Иванов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31