Монтёр пути ПЧ-9 Юрий Балюев получил благодарность начальника ВСЖД за предотвращённую аварию.

Утренняя электричка Иркутск-Сортировочный – Слюдянка-1 уходит в затянутую дымкою даль, оставляя меня на станции Глубокая. Первое, что открывается взгляду, – десятка полтора железнодорожников в оранжевых жилетках, усердно работающих на путях. Работа по вводу плети в температуру идёт полным ходом. Отвлекать ни в коем случае нельзя – им необходимо успеть, пока открыто «окно».

"/> «Глубокая» история | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120713 | 9 полоса
31 октября 2020 22:02

31 октября 2020 22:02

«Глубокая» история

Монтёр пути ПЧ-9 Юрий Балюев получил благодарность начальника ВСЖД за предотвращённую аварию.

Утренняя электричка Иркутск-Сортировочный – Слюдянка-1 уходит в затянутую дымкою даль, оставляя меня на станции Глубокая. Первое, что открывается взгляду, – десятка полтора железнодорожников в оранжевых жилетках, усердно работающих на путях. Работа по вводу плети в температуру идёт полным ходом. Отвлекать ни в коем случае нельзя – им необходимо успеть, пока открыто «окно».

Монтёр пути ПЧ-9 Юрий Балюев получил благодарность начальника ВСЖД за предотвращённую аварию.<br />
<br />
Утренняя электричка Иркутск-Сортировочный – Слюдянка-1 уходит в затянутую дымкою даль, оставляя меня на станции Глубокая. Первое, что открывается взгляду, – десятка полтора железнодорожников в оранжевых жилетках, усердно работающих на путях. Работа по вводу плети в температуру идёт полным ходом. Отвлекать ни в коем случае нельзя – им необходимо успеть, пока открыто «окно».<br />
<br />
Хорошо, что местный<br />
<br />
Первым, кого мне посчастливилось встретить, оказался старший дорожный мастер путевой колонны Леонид Мурга. В беседе выяснилось, что Балюев и Мурга знакомы уже около девяти лет.<br />
<br />
– Когда я мастерил, он со мной четыре года работал, – вспоминает Леонид Евгеньевич. – Потом на станцию попросил перевести. Юра в работе человек ответственный. Он всегда в своём режиме, подгонять его нельзя, да и незачем – в любом случае своё дело знает. Если не успевает, так остаётся и доделывает, домой не спешит. В работе он – как росомаха на охоте: берёт не скоростью и стремительностью, а измором и терпением. Если ему задание дал, то можно не проверять и быть уверенным, что он его выполнит.<br />
<br />
Правда, на масштабных работах, по словам Мурги, Балюеву сейчас тяжеловато: он недавно спину сорвал, а в последнее время ещё и с ногами мучается. Но, несмотря на это, никогда от работы не бежит.<br />
<br />
– Сейчас он сигналистом у нас, а когда надо будет, монтёром поработает.<br />
<br />
Переход на тяжёлую конструкцию пути привёл к рождению узких специальностей. Вот Балюев в своем роде и есть узкий специалист. На станции вообще работа никогда не заканчивается, и дел постоянно невпроворот.<br />
<br />
– Да, Юрий Палыч очень ответственный сотрудник, – присоединяется к разговору Игорь Симоненко, дорожный мастер и непосредственный руководитель Балюева. – У него всегда всё по расписанию. В коллективе пользуется большим авторитетом и уважением.<br />
<br />
– Хорошо, что он местный, – продолжает свою мысль Леонид Мурга, – именно поэтому практически незаменимый. Допустим, зимой в снегопад надо поезда по стрелке пропустить. Или летом – вдруг чего произошло. Ни бригадира, ни мастера рядом нет. Кто первый на неисправность? Правильно, Юра сразу выскакивает. Самоорганизация у него – будь здоров. Юру вообще можно примером для подражания назвать. Не пьёт, не курит. Была у него одна проблемка – автоматы игровые любил. Но это дело он быстро победил. Самостоятельно, без нашей помощи. Сильный характер.<br />
<br />
А однажды Балюев попросил отпуск на 12 дней без содержания для того, чтоб в Санкт-Петербург съездить. Просто захотелось жителю глубинки мечту свою исполнить – посмотреть на Северную столицу. <br />
<br />
– Бывает, что приходится ребятам ему деньгами помогать, занимать, – делится старший мастер. – Не было случая, чтоб Балюев просто так деньги вернул. Во-первых, он и занимает-то крайне редко, во-вторых, возвращает в срок, а в-третьих, всегда с каким-нибудь довеском. То ягоды притащит, то полкуля шишек кедровых, а однажды моему старшему сыну игрушку принёс...<br />
<br />
Пока мы беседуем с руководителями, появляется и сам герой. «О, а мы тебя ругаем!», «Юра, только без стеснений!» – смеются коллеги.<br />
<br />
Спасла случайность<br />
<br />
Совсем недавно этот случай произошёл. Юрий Павлович вернулся с обеда на участок чуть раньше обычного.<br />
<br />
– Тогда как раз происходила замена шпал на третьем пути, – вспоминает Балюев. – Смотрю, грузовой состав идёт, его же надо встретить и пропустить. А от вагона где-то, наверно, 15-го от хвоста дымище идёт. Я вышел на соседний путь, пригляделся – и правда: прям плотными клубами валит... Сзади состав тепловоз толкает. Я у дежурного по станции спрашиваю: «Ты видел дым?» А он мне: «Нет, не видел». Ну я ему и говорю: тормози, мол. Связались с машинистом, он и остановил.<br />
<br />
Оказалось, что средний вагон шёл на тормозах, но машинист этого не видел. Тормозная сработала, а колодки не отошли. В таких случаях колёсная пара перегревается и колесо может лопнуть. Если бы колодки пригорели капитально и колесную пару заклинило, то мог бы случиться «ползун». И рельсы бы стер в лепешку, и колеса... И ещё такие неисправности чреваты изломом рельса и сходом состава с путей, растолковывает мне Балюев.<br />
<br />
– Вагон отцепили, обезвоздушили, дальше он уже порожняком пошёл, – улыбается Юрий Павлович. – А не приди я раньше обычного – что бы произошло?<br />
<br />
Сладкая служба<br />
<br />
Родился Балюев в деревне. До восьмого класса в местной школе отучился, потом в ПТУ поступил. На селе необходимы сельхозпрофессии – тракторист, машинист. В училище получил специальность слесаря, а заодно и среднее образование. Два месяца отработал, после чего забрали в армию. <br />
<br />
– Служил я в Монголии, – вспоминает Юрий Павлович. Там попал в авторемонтный взвод, механиком, занимался ремонтом техники. Основной задачей было держать в боевой готовности весь автопарк на случай войны. Чтоб только аккумулятор поставил – и поехал. Первое время, конечно, тяжело было, особенно донимали строевая подготовка и приём пищи. Кушать-то быстро надо. Я там половину коренных зубов переломал...<br />
<br />
Самое яркое воспоминание об армии у Балюева – это как первый раз он сгущёнку попробовал. <br />
<br />
– Покупали по две банки, – щурится от удовольствия монтёр пути. – Открывали бляхами от ремня. Первую откроешь и сразу залпом пьёшь. А на второй уже тянешь удовольствие. Ближе к дембелю после такого употребления сгущённого молока сладкое вообще в рот не лезло. <br />
<br />
Из армии уходить неохота было:<br />
<br />
– Командир роты предлагал остаться сверхсрочно. Обещал сначала звание сержанта дать, а потом и прапорщика да кладовщиком поставить. Я его телефон записал, собирался вернуться. Но, приехав домой, понял, что уже с гражданки никуда не поеду. <br />
<br />
Жизнь – штука непростая<br />
<br />
– После службы меня мой дядя в Улан-Удэ позвал, – углубляется в воспоминания Балюев. – Я попытался в техникум поступить, но один экзамен сдать не смог. Остался там же работать. Сделал временную прописку: без неё тогда было нельзя. Устроился на Улан-Удэнский ЛВРЗ штамповщиком. Проработал три года на заводе. После чего решил поехать в Иркутск, в геологоразведочном техникуме учиться. Сильно хотел геологом стать. Приехал, сразу документы подал на очное обучение. В общежитии я один из самых старших был. Все пацаны в основном после школы, а нас, служивых, с гулькин нос. Молодые всё спрашивали, мол, как там, в армии. А я отвечал, что если пойдут, то не пожалеют. <br />
<br />
В связи с учёбой в техникуме у Юрия Павловича появились финансовые проблемы.<br />
<br />
– Из Иркутска до нашей деревни ездить за триста вёрст накладно, – с грустью говорит Балюев. – Во время учёбы я на хлебе да воде сидел. Год всего отучился. Потом оказалось, что такие специалисты не нужны, поэтому и диплом не защитил. Решил на работу устроиться. Вот, с мая 1993 года и работаю на железной дороге.<br />
<br />
В течение почти 20 лет Юрий Павлович живёт в посёлке Глубокая. Когда у матери стало плохо со здоровьем, перевёз её к себе. Всё свободное время проводил с ней, ухаживал.<br />
<br />
– В апреле нынешнего года у меня произошло радостное событие, – делится со мной путеец. – Я женился! А познакомился с женой случайно. На улице встретились, поговорили, с этого и начались отношения. Алёна моя сама из Улан-Удэ. Я к ней частенько ездил, постоянно с ней созванивался. Так год прошёл, и мы расписались. Она меня предупредила, что у неё есть дочь, а я только и рад. Не молодой ведь, а своих-то детей нет. Сейчас дочурку в Слюдянский интернат устроили, в пятый класс пойдёт. Они у меня хорошие, работящие. Теперь у нас настоящая семья, которой мне так не хватало.<br />
<br />
История Юрия Балюева натолкнула меня на мысль. Очень жаль, что таких людей, как Юрий Павлович, сегодня редко встретишь. С них действительно стоит брать пример, но живут они не в больших городах, где обитаем мы, а в Богом забытых глубинках.<br />
<br />
Среда обитания<br />
<br />
Станция Глубокая основана в 1956 году. Она находится у истока р. Левая Большая Олха. Находящийся в нескольких километрах посёлок Большая Глубокая возник в начале XIX века в ходе прокладки тракта через Хамар-Дабан в Монголию. Здесь же заканчивается лесовозный зимник, идущий вдоль Большой Олхи.<br />
Александр Еловский. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31