Рождённый переходом на электрическую тягу коллектив и сегодня отличает профессионализм.

Полвека назад, в июле 1962 года, на Восточно-Сибирской магистрали было создано новое производственное подразделение – дорожная электротехническая лаборатория.

"/> Мозговой центр энергетиков | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120713 | 13 полоса
25 октября 2020 20:29

25 октября 2020 20:29

Мозговой центр энергетиков

Рождённый переходом на электрическую тягу коллектив и сегодня отличает профессионализм.

Полвека назад, в июле 1962 года, на Восточно-Сибирской магистрали было создано новое производственное подразделение – дорожная электротехническая лаборатория.

Рождённый переходом на электрическую тягу коллектив и сегодня отличает профессионализм.<br />
<br />
Полвека назад, в июле 1962 года, на Восточно-Сибирской магистрали было создано новое производственное подразделение – дорожная электротехническая лаборатория.<br />
<br />
В те годы и в целом на сети дорог СССР, и в нашем регионе в частности широким фронтом внедрялась электрическая тяга поездов – на смену паровозам приходили электровозы. По разработкам отечественных учёных и проектировщиков на действующих участках практически с нуля сооружалась система электроснабжения тяги – большой по объёму, принципиально новый, технически сложный комплекс устройств с очень высокими требованиями к надёжности работы. Одновременно формировался и обретал статус одного из ведущих на дороге коллектив хозяйства электрификации, возглавляемый соответствующей службой.<br />
<br />
Сама жизнь потребовала, чтобы важнейшей составной частью этого коллектива стала дорожная электролаборатория – небольшая по численности группа специалистов узкого, как правило, профиля, но наивысшей квалификации, людей с творческой жилкой. Специалистов, способных в контакте с инженерами службы и линейных предприятий, а при необходимости и с учёными-разработчиками определять и проводить в жизнь техническую политику хозяйства, лично участвовать в разрешении возникавших проблем (а их и вначале, и на дальнейшем пути было немало), в освоении всё новых и новых видов оборудования, технологий, методов эксплуатации…<br />
<br />
Электротехническая лаборатория Восточно-Сибирской дороги была не первой на сети – она возникла сразу после того, как Министерство путей сообщения СССР «благословило» создание таких подразделений на всех дорогах с большим полигоном электротяги. Но с первых лет существования она – в немалой мере благодаря своему «крёстному отцу», которым был легендарный пожизненный начальник службы электрификации Натан Лейбович Фукс, – получила сносные условия для работы, сложилась в авторитетный коллектив и стала давать заметную отдачу в совершенствовании работы хозяйства не только на нашей дороге, но и на всесоюзной сети.<br />
<br />
Первые годы дорожная электротехническая лаборатория помещалась в маленьком здании бывшего поста ЭЦ на берегу Ангары под мостом. Но уже к концу 60-х перебралась в специально построенное здание неподалеку от западной горловины станции Иркутск-Пассажирский, где находится и ныне.<br />
<br />
Никогда, однако, специалисты лаборатории не были кабинетными работниками. Значительную часть времени они проводили в разъездах по дороге: диагностировали технические средства с применением всё более совершенных приборов, консультировали коллег на линии по вопросам эксплуатации нового оборудования, внедряли собственные разработки, повышающие надёжность и оптимизирующие режимы электроснабжения… При всех бытовых неудобствах такого графика работы немало инженеров (а приглашались и охотно шли в ДЭЛ люди способные, зрелые, думающие) отдали лаборатории десятилетия, иные работали в ней до конца своих дней и не искали, как говорится, лёгкой жизни…<br />
<br />
Юбилейная дата – повод вспомнить добрым словом прежде всего тех из них, кто уже ушёл от нас, но внёс капитальный, доныне ощутимый вклад в развитие хозяйства электрификации на дороге и сети.<br />
<br />
Первым начальником лаборатории, зачинателем традиций коллектива был Владимир Григорьевич Квасов.<br />
<br />
Большим авторитетом на дороге и за её пределами пользовались ведущие специалисты: по контактной сети – Леонид Леонидович Мыльников, по оборудованию подстанций – Владимир Константинович Пахмутов, Вадим Владимирович Ведерников, по режимам электроснабжения тяги – заслуженный изобретатель России Николай Дмитриевич Зиновьев, по нетяговой энергетике – Геннадий Александрович Красиков. Талантливый выходец из лаборатории Виталий Фирсович Прозоров окончил земной путь кандидатом технических наук, начальником дорожного инженерного центра.<br />
<br />
Своеобразна биография Евгения Григорьевича Иофина. Проработав десятки лет с момента её основания ведущим инженером лаборатории, удостоившись звания заслуженного изобретателя России, он уже в зрелом возрасте на волне перестройки неожиданно сменил технику на политику и некоторое время занимал один из ведущих постов в Иркутской областной администрации, в команде первого всенародно избранного губернатора Юрия Абрамовича Ножикова…<br />
<br />
Ныне здравствующие корифеи лаборатории первого призыва сейчас, естественно, пребывают в возрасте ветеранов. В день юбилея они заслуживают самых горячих поздравлений. Николай Иванович Молин работал в ДЭЛ тоже со дня основания, через несколько лет стал и долго оставался её руководителем, в этом качестве защитил кандидатскую диссертацию. Когда в 1975 году был основан Иркутский институт инженеров транспорта, он перешёл туда, многие годы заведовал кафедрой электроснабжения. Молин преподаёт в Иркутском государственном университете путей сообщения и сегодня. Но на посту заведующего кафедрой его сменил со временем Валерий Данилович Бардушко, тоже начинавший инженером ДЭЛ, ещё там защитивший кандидатскую, а в вузе получивший степень доктора наук и звание профессора.<br />
<br />
Можно сказать, что иркутская школа подготовки дипломированных железнодорожных энергетиков, пользующаяся ныне авторитетом далеко за пределами региона, подобно дубу из жёлудя, выросла из дорожной лаборатории.<br />
<br />
В последующие годы коллектив возглавляли Виктор Дмитриевич Лебедев, Дмитрий Яковлевич Кириченко, Илья Иванович Рындин. Большую часть срока существования ДЭЛ проработали в ней ведущими специалистами Георгий Григорьевич Титлин, Александр Георгиевич Боровиков. Все они, отдав любимому делу годы и силы, с недавних пор перешли в статус ветеранов, но посильно, каждый по-своему, участвуют в работе дороги. Каждого из них хочется искренне поздравить с юбилеем коллектива, навсегда для них родного.<br />
<br />
Менялись времена, менялись, хотя не становились проще, задачи. Без мощного вклада дорожной лаборатории была бы немыслима, например, электрификация «силами дороги» участка Хребтовая – Усть-Илимская. Николай Афанасьевич Глухов, в эту пору начальник Коршуниха-Ангарской дистанции электроснабжения, прежде сам работал в лаборатории и хорошо знал её потенциал.<br />
<br />
Неоценима и роль ДЭЛ в грандиозной эпопее, осуществлённой всем коллективом магистрали в 90-х годах – переводе электротяги участка Зима – Слюдянка (первого в стране и в мире магистрального участка) с постоянного тока на переменный. Не случайно, когда на Октябрьской железной дороге проводился второй подобный опыт, специалисты ДЭЛ Восточно-Сибирской приглашались туда для конкретной помощи и один из ведущих инженеров нынешнего состава лаборатории Сергей Петрович Гладких именно за участие в этой работе был удостоен знака «Почётный железнодорожник»…<br />
<br />
Сохранился, таким образом, порох в пороховницах. На смену ветеранам пришли молодые, но не менее способные и квалифицированные кадры. Инженеры Вячеслав Масалов, Олег Третьяков, Михаил Антонов и другие, являясь в наши дни ведущими специалистами каждый своего профиля, не уступают предшественникам, успешно решают вновь возникающие в хозяйстве дороги технические проблемы и по праву принимают сегодня поздравления с юбилеем.<br />
<br />
Последние два года коллектив ДЭЛ возглавлял Владимир Алексеевич Драница. В своё время он принял эстафету по руководству службой электрификации и электроснабжения от Натана Лейбовича Фукса. Заслуги Владимира Алексеевича перед нашей магистралью не поддаются сомнению. Не так давно, на праздновании своего 60-летия, он был награждён знаком «Почётный работник ВСЖД».<br />
<br />
Славное прошлое, богатые традиции, накопленный опыт внушают уверенность, что и в будущем дорожная электротехническая лаборатория ещё не раз внесёт свою лепту в технический прогресс на транспорте. <br />
<br />
<br />
Наша справка<br />
<br />
За последние годы на ВСЖД увеличилось количество составов весом 6000 тонн. Соответственно, возросли нагрузки на локомотивы и систему электроснабжения. В контактной сети появляются проблемные зоны, угрожающие безопасности движения поездов. Раз в квартал вагон-дефектоскоп ДЭЛ осуществляет диагностику и тепловизионный контроль контактной сети на всей магистрали. <br />
<br />
По итогам объезда составляется ведомость с замечаниями. О неисправностях электромеханики передвижной лаборатории немедленно сообщают энергодиспетчерам.<br />
Виталий Нарожный, ветеран труда, бывший работник службы электрификации. Фото: Игорь Волосов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31