Человеческий фактор играет главную роль в состоянии движения на дороге.

Восточно-Сибирской дирекции тяги, в соответствии с заданием ОАО «РЖД», поставлена задача добиться снижения событий и отказов технических средств на 22%, сократить на 20% непроизводительные потери, на 15% – сверхурочные часы. О том, как решаются эти вопросы, рассказывает начальник Дирекции тяги Олег Чикиркин.

"/> Локомотив любит умелые руки | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120629 | 5 полоса
20 октября 2020 05:47

20 октября 2020 05:47

Локомотив любит умелые руки

Человеческий фактор играет главную роль в состоянии движения на дороге.

Восточно-Сибирской дирекции тяги, в соответствии с заданием ОАО «РЖД», поставлена задача добиться снижения событий и отказов технических средств на 22%, сократить на 20% непроизводительные потери, на 15% – сверхурочные часы. О том, как решаются эти вопросы, рассказывает начальник Дирекции тяги Олег Чикиркин.

Человеческий фактор играет главную роль в состоянии движения на дороге.<br />
<br />
Восточно-Сибирской дирекции тяги, в соответствии с заданием ОАО «РЖД», поставлена задача добиться снижения событий и отказов технических средств на 22%, сократить на 20% непроизводительные потери, на 15% – сверхурочные часы. О том, как решаются эти вопросы, рассказывает начальник Дирекции тяги Олег Чикиркин.<br />
<br />
– Олег Валерьевич, на ВСЖД всегда уделялось большое внимание обновлению локомотивного парка, занятого в грузовых и пассажирских перевозках. А сделаны ли какие-либо приобретения вашей дирекцией за девять месяцев с того момента, как она вышла из состава ВСЖД и ушла в Центральную дирекцию тяги?<br />
<br />
– Модернизация локомотивного парка продолжается. В этом году он пополнился 17 новыми трёхсекционными электровозами «Ермак», принадлежащими лизинговой компании «ЭльТранс». Двенадцать из них уже задействованы в Северобайкальском регионе. Остальные проходят проверку и подготовку к эксплуатационной работе. Всего же этой компанией будет приобретено 50 локомотивов, которые будут эксплуатироваться на правах аренды на участке Таксимо – Междуреченск.<br />
<br />
– А как вы оцениваете общее состояние локомотивного парка, находящегося на балансе локомотивных депо?<br />
<br />
– Я считаю, что по сравнению с другими дорогами на полигоне ВСЖД сконцентрирован хороший парк грузовых и пассажирских локомотивов. Сейчас дирекция располагает 1073 локомотивами, из которых 398 – тепловозы, а остальные – электровозы. Большая часть электровозов, занятых в грузовом движении, а это около 80% от их общего количества, – локомотивы серии ВЛ85. В хорошем состоянии и пассажирский парк электровозов, представленный новыми локомотивами ЭП1, ЭП1П и ВЛ65, выпущенными 15–16 лет назад со сроком службы 33 года. В тепловозном парке – 25% новых маневровых локомотивов ТЭМ18. Сегодня ведём модернизацию магистральных локомотивов 3ТЭ10 и 2ТЭ10 с заменой дизелей.<br />
<br />
Как владельцы локомотивного парка мы полностью несём за него ответственность. Ну а для того, чтобы он работал, а не простаивал, его необходимо грамотно и бережно эксплуатировать.<br />
<br />
– Располагая необходимыми полномочиями, вы осуществляете кадровую политику. Сохраняется ли численность локомотивных бригад на том уровне, когда цеха эксплуатации входили в состав ВСЖД, или их стало больше?<br />
<br />
– Деятельность нашей дирекции выстраивается из объёма работы, который запланирован ОАО «РЖД». Нам предоставляется расчёт потребностей поездов и график движения грузовых поездов. И в зависимости от этих параметров мы планируем численность локомотивных бригад. <br />
<br />
Когда три года назад я пришёл в службу локомотивного хозяйства, на дороге было 5800 локомотивных бригад. Теперь их на 725 больше. В этом году прирост локомотивных бригад составил 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас мы располагаем 6525 локомотивными бригадами, а численный персонал всей дирекции – 7416 человек . Это столько, сколько требуется на тот объём перевозок, который запланирован ОАО «РЖД» для нас на этот год.<br />
<br />
Особое внимание наша дирекция уделяет подготовке машинистов. В соответствии с заданием нам необходимо в течение года подготовить и назначить на должность машиниста 233 помощника машиниста. Но мы поставили цель с расчётом на перспективу подготовить 300 машинистов. В этом плане дела идут неплохо. На сегодняшний день подготовлено уже 166 человек. <br />
<br />
В технологию повышения квалификации машинистов введены изменения. Если раньше, чтобы сдать на первый, второй, третий класс, машинисты занимались самоподготовкой, то с прошлого года они проходят четырёхнедельные курсы в ДЦО. Я думаю, это хорошая практика и она необходима. Для повышения квалификации и усвоения навыков машинистов и их помощников мы располагаем и своей неплохой учебной базой. Во всех технических кабинетах локомотивных депо, кроме ТЧЭ Тайшет, установлены тренажёры. <br />
<br />
– За последние годы на ВСЖД было построено несколько новых зданий эксплуатационных локомотивных депо. Будет ли продолжена эта тенденция?<br />
<br />
– В течение ближайших двух лет такие здания будут построены для работников эксплуатационного локомотивного депо Зима и Тайшет. Необходимость в них большая.<br />
<br />
Улучшению условий труда эксплуатационных предприятий большое внимание уделяют вице-президенты ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин и Анатолий Краснощёк. И это понятно. С каким настроением локомотивные бригады уходят в рейс, такая от них и отдача. Поэтому в дирекции поддерживаются соответствующие условия для их подготовки в рейс и отдыха. В свою очередь, это даёт нам право на спрос с локомотивных бригад за качественную подготовку к поездке и выполнение должностных обязанностей.<br />
<br />
– Какие проблемы у вас вызывают беспокойство? <br />
<br />
– Перед дирекцией поставлена задача сократить число событий и отказов технических средств на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Пока выйти на заданный уровень не удаётся. За первые пять месяцев этого года локомотивными депо допущено 16 случаев событий, связанных с отказом технических средств. Столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. За что нас критикуют, и справедливо. Причины событий – это неправильные действия локомотивных бригад и некачественное расследование случаев отказа локомотива некоторыми руководителями. Но, проведя личный разбор действий руководителей депо, мы улучшили положение, в котором находились в начале года. Ведь 7 из 16 событий за нашей дирекцией учтено в одном только январе.<br />
<br />
Большой проблемой остаётся использование локомотивных бригад. В этом вопросе должен быть чёткий алгоритм действий между всеми участниками перевозочного процесса, особенно нашей дирекцией и Дирекцией управления движением. Для того чтобы с максимальной эффективностью использовались локомотивные бригады, два раза в неделю мы встречаемся с руководством этой дирекции и решаем возникшие вопросы. <br />
<br />
На этих встречах в адрес руководителей депо звучит немало замечаний, поскольку не всегда начальники депо видят свои просчёты в использовании локомотивных бригад. Руководству депо предъявляются претензии по несодержанию штата бригад, превышению установленного процента их нахождения в отпуске, на больничных листах, по различной выработке часов у бригад и так далее. Перевозочный процесс непрерывен, и пока одни отдыхают или болеют, другим приходится работать, выходя за пределы месячной нормы часов. Только в апреле сверхурочная работа локомотивных бригад достигла семи тысяч часов плюсом к прошлому году. В мае мы добились снижения, но июнь остаётся для нас тяжёлым по использованию локомотивных бригад. <br />
<br />
Дирекция находится в постоянном поиске выходов из этой сложной ситуации. Недавно мы решили важный вопрос, связанный с поездками локомотивных бригад при перегонке тепловозов и электровозов на ремонтный завод, при выводе их на другую дорогу. Только в январе и феврале для передислокации локомотивов были задействованы семьдесят локомотивных бригад, которых так не хватало в ежесуточном наряде. Сегодня для перегонки локомотивов мы заключаем договоры с машинистами, находящимися на пенсии. Тем самым экономим на расходах, а ветераны депо получают возможность иметь заработок.<br />
<br />
Оценивая работу нашего коллектива, следует отметить, что не все работники как управленческого звена, так и рядового состава относятся к своим обязанностям с необходимой ответственностью. Так, именно по халатности локомотивной бригады произошло возгорание секции локомотива ВЛ85, совершавшего рейс в границах Красноярской железной дороги. ЧП стало возможно только потому, что помощник машиниста проигнорировал требования должностной инструкции, не проверил состояние оборудования локомотива при следовании по перегону и своевременно не выявил возгорание сглаживающего реактора. И это не единственный случай недобросовестного отношения локомотивных бригад к своим обязанностям.<br />
<br />
Анализ событий и отказов технических средств локомотивов показывает, что все они предопределены человеческим фактором. Большая часть из них не возникла бы, если бы локомотивные бригады, машинисты-инструкторы, руководители эксплуатационных депо чётко выполняли свои должностные инструкции. Это со всей очевидностью показал последний случай, когда локомотивная бригада произвела некачественную приёмку локомотива у забайкальских коллег и не обнаружила ползуны глубиной 0,9 мм, возникшие на поверхности катания колеса локомотива. Подобные недогляды обходятся дорого.<br />
<br />
– А как обстоят дела со снижением эксплуатационных расходов?<br />
<br />
– Установленное нормативами задание выполняем. Перерасходов нет. Предусмотренные затраты на оплату труда, социальные нужды, топливо, тягу поездов не превышаем. Задание по экономии электроэнергии выполняется. Однако есть и негативный фактор: в апреле в эксплуатационном локомотивном депо Улан-Удэ была кража дизельного топлива, причём машинистом первого класса... <br />
<br />
– Олег Валерьевич, но ведь не отказы технических средств и кражи характеризуют работу всего коллектива дирекции?<br />
<br />
– Разумеется. Если бы каждый работник нашей дирекции не выполнял достойно свои должностные обязанности, на сегодняшний день мы бы не выполнили на 102% установленный план по производительности труда и не достигли бы 100% производительности локомотива. Только за последние полгода отмечена работа ряда сотрудников нашей дирекции: именными часами начальника дороги награждены 20 человек, более 40 получили благодарности от руководства дирекции. Именно благодаря этим людям по результатам весеннего комиссионного осмотра содержание нашего парка локомотивов оценено на твёрдую четвёрку. <br />
<br />
– Насколько эффективно используется система «Автомашинист», установленная на локомотивах пассажирского движения?<br />
<br />
– У нас этой системой оборудованы все локомотивы пассажирского парка. Во-первых, это большой плюс для ведения пассажирского поезда машинистом «в одно лицо». А во-вторых, эта система берёт на себя всю механическую часть управления локомотивом и снижает утомляемость машиниста. Сегодня эта система всё больше используется в работе и становится популярной среди машинистов. Она управляет поездом не хуже человека, позволяет снижать расходы на электроэнергию. Ну и в-третьих, «Автомашинист» позволяет регистрировать параметры работы оборудования локомотива. <br />
<br />
– Что бы вы пожелали своим коллегам и всем, кто работает на ВСЖД?<br />
<br />
– Однажды на правлении ОАО «РЖД», когда критиковался локомотивный комплекс за нерациональное использование локомотивных бригад, один из моих коллег на вопрос «Что мешает работе?» ответил: «Нам ничто не мешает. Дайте нам зелёный сигнал!». <br />
<br />
Вот и я хочу пожелать зелёного света каждой локомотивной бригаде и всем, кто обеспечивает перевозочный процесс и безопасность движения. <br />
<br />
Беседовал Александр Иванов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31