В новой книге Анатолия Радионова немало страниц о Великой Отечественной войне.

С почётным гражданином города Тайшета и директором местного деповского музея многие тайшетцы знакомы чуть ли не с первого класса. По встречам в школе или музее. По книжкам, которых на счету Анатолия Радионова уже три.

"/> Хранитель истории | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120622 | 1, 9 полоса
25 октября 2020 16:40

25 октября 2020 16:40

Хранитель истории

В новой книге Анатолия Радионова немало страниц о Великой Отечественной войне.

С почётным гражданином города Тайшета и директором местного деповского музея многие тайшетцы знакомы чуть ли не с первого класса. По встречам в школе или музее. По книжкам, которых на счету Анатолия Радионова уже три.

В новой книге Анатолия Радионова немало страниц о Великой Отечественной войне.<br />
<br />
С почётным гражданином города Тайшета и директором местного деповского музея многие тайшетцы знакомы чуть ли не с первого класса. По встречам в школе или музее. По книжкам, которых на счету Анатолия Радионова уже три.<br />
<br />
В этом году Анатолий Михайлович выпустил очередную книгу, назвав её «Рубеж /1936–2011/». И снова посвятил локомотивному депо. Только на этот раз он охватил семидесятипятилетнюю историю родного предприятия, с того момента, как оно справило новоселье на новой производственной базе. <br />
<br />
То, что Радионов снова обратился к прошлому предприятия, нисколько не удивляет. Во-первых, он старожил Тайшета, во-вторых, сам отработал в локомотивном депо почти 57 лет и в-третьих, является главным хранителем исторических реликвий в созданном при депо музее, переименованном в Комнату боевой и трудовой славы предприятия. А есть и четвёртый фактор, характеризующий его как публичного человека. До недавнего времени он был председателем совета ветеранов локомотивного депо.<br />
<br />
Когда бы я ни пришёл в музей к Радионову, его всегда окружали люди. Бывшие слесари, механики, электрики, машинисты, расшифровщики скоростемерных лент. Однажды нам даже пришлось отложить намеченную встречу. В кабинете толклись бывшие деповчане. Один просил похлопотать насчёт путёвки в санаторий, другого волновала материальная помощь, а несколько человек пришли потолковать о реформе на ОАО «РЖД». Ветеранская штаб-квартира Радионова размещалась в музее, занимавшем две комнаты. Многие экспозиции были рассортированы по коробкам и стопкам.<br />
<br />
– Тесновато музею, – воспользовавшись паузой, пожаловался Анатолий Михайлович. – По просьбе совета ветеранов работники депо приносят свои семейные реликвии, документы, воспоминания, фотографии… Коллекция растёт на глазах, а хранить её становится всё сложнее.<br />
<br />
Но, загадочно улыбаясь, Радионов пригласил заглянуть в музей через год.<br />
<br />
В канун 65-летия Великой Победы я снова поднимаюсь на второй этаж административного корпуса депо, где находился музей. И не узнаю помещения. Тесноты как не бывало. Вся история депо расположилась на новых стендах и стеллажах. Стены, окна, потолок блещут новизной.<br />
<br />
– Ну что, впечатляют хоромы? – начал с вопроса Михалыч. – Этот подарок нам сделало руководство Восточно-Сибирской дороги, выделив необходимые средства для приобретения музейного оборудования, а администрация ремонтного депо предоставила ещё одну просторную комнату. И ветеранам депо надо сказать спасибо. Помогли расставить экспонаты по местам.<br />
<br />
В тот раз, переходя от стенда к стенду, Анатолий Михайлович останавливался около каждой фотографии, называл тех, кто работал на предприятии со времени его возникновения, с кем водил паровозы и электровозы, кто в них поддерживал жизнь. А затем мы вместе пошли по переходу к центру города. Я – на поезд, он – к ветерану. По пути рассказывал, какую замечательную практику получил у своих наставников – машинистов Александра Калошина, Ивана Липского, Николая Графова, как живут фронтовики и труженики тыла, какие вопросы стоят на контроле у совета ветеранов, в котором 200 неработающих пенсионеров.<br />
<br />
Временами Радионов отвлекался от темы и, перевоплощаясь в гида, вспоминал о первой масштабной реконструкции депо, какие технологии осваивались в ремонте и в движении. Как, будучи ещё мальчишкой, вместе с отцом, вернувшимся с фронта, он проехал впервые на паровозе ОВ-5314 по строящейся Ангаро-Ленской магистрали до станции Квиток, как сам стал машинистом и как одним из первых провёл поезд по ветке Тайшет – Абакан...<br />
<br />
Анатолий Михайлович не оканчивал педагогических вузов, не учился в партийной школе. Но многим руководителям у него можно поучиться, как выстраивать отношения с людьми, нацеливать на хорошие дела. Ведь на нём долгие годы держалась вся профсоюзная, спортивная и ветеранская жизнь депо.<br />
<br />
– Не в самые лучшие времена он возглавил нашу ветеранскую организацию. На многих предприятиях Тайшета на ветеранов махнули рукой, как на балласт. В депо ничего подобного не произошло. Организация выстояла и окрепла. И во многом благодаря её председателю, – подчёркивает бывший машинист электровоза и соратник по общественной работе Николай Кочнев. <br />
<br />
В своих книгах «Рождённое Транссибом», «Для нас не было слова «не могу» и только что вышедшей из печати «Рубеж /1936–2011/» Анатолий Михайлович назвал и тем самым увековечил имена многих сотен работников депо, проделав огромный, титанический труд как архивист и историк.<br />
<br />
Связавшись с Радионовым по телефону, чтобы поздравить его с 75-летием, которое он отметил 17 июня, я узнал, что к нему вот-вот должна подойти делегация выпускников средних школ Тайшета. В музее они вновь окунутся в историю своего города. Пройдутся по историческим вехам железнодорожного узла и локомотивного депо. Увидят, как строился Транссиб, как рождалась станция Тайшет, какие локомотивы ходили по магистрали, как прокладывались БАМ, ветка Тайшет – Абакан. Многие экскурсанты увидят на стендах портреты своих родственников. И подумалось, что этот момент будет праздником их души.<br />
Александр Иванов. Фото: Владимир Кузьмищев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31