Наш корреспондент побывал на одной из самых высоких точек Транссиба.

Подчас станцию Андриановская, что расположена на 5273-м километре Восточно-Сибирской дороги, в обиходе называют не иначе как «пуп земли», то бишь Байкальского горно-перевального участка. И для такого необычного сравнения есть веские причины, особенно у локомотивщиков. Для того чтобы преодолеть тернии крутых горных серпантинов, тяжеловесным поездам нужны электровозы подталкивания. И только достигнув Андриановскую с её почти 900 метрами над уровнем моря, локомотивные бригады могут чувствовать себя чуть-чуть спокойнее.

"/> Небо становится ближе | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120615 | 14 полоса
25 октября 2020 22:33

25 октября 2020 22:33

Небо становится ближе

Наш корреспондент побывал на одной из самых высоких точек Транссиба.

Подчас станцию Андриановская, что расположена на 5273-м километре Восточно-Сибирской дороги, в обиходе называют не иначе как «пуп земли», то бишь Байкальского горно-перевального участка. И для такого необычного сравнения есть веские причины, особенно у локомотивщиков. Для того чтобы преодолеть тернии крутых горных серпантинов, тяжеловесным поездам нужны электровозы подталкивания. И только достигнув Андриановскую с её почти 900 метрами над уровнем моря, локомотивные бригады могут чувствовать себя чуть-чуть спокойнее.

Наш корреспондент побывал на одной из самых высоких точек Транссиба.<br />
<br />
Подчас станцию Андриановская, что расположена на 5273-м километре Восточно-Сибирской дороги, в обиходе называют не иначе как «пуп земли», то бишь Байкальского горно-перевального участка. И для такого необычного сравнения есть веские причины, особенно у локомотивщиков. Для того чтобы преодолеть тернии крутых горных серпантинов, тяжеловесным поездам нужны электровозы подталкивания. И только достигнув Андриановскую с её почти 900 метрами над уровнем моря, локомотивные бригады могут чувствовать себя чуть-чуть спокойнее.<br />
<br />
Баба Лида<br />
<br />
То ли день был рабочий, то ли не наступила ещё активная пора для сбора таёжных даров, но из утренней иркутской электрички нас вышло только трое.<br />
<br />
Высокий парень в красной куртке и джинсах, с рюкзаком за плечами деловито удалился в местный магазинчик. На перроне осталась миловидная женщина с пакетами в руках. Её лицо показалось мне знакомым.<br />
<br />
– Мне кажется, мы с вами уже встречались?<br />
<br />
– Как же, как же, – улыбнулась моя собеседница. – Если не ошибаюсь, лет семь назад вы писали о коллективе диспетчеров Иркутской дистанции электроснабжения, там, видимо, мы и свиделись впервые.<br />
<br />
Выяснилось, что не так давно Марина Конузель вышла на заслуженный отдых и живёт вместе с мужем Виктором в нескольких десятках километров отсюда, на станции Рассоха. В Андриановскую же Марина Андреевна приехала, чтобы проведать свою свекровь, 79-летнюю Лидию Николаевну Конузель.<br />
<br />
Да это же настоящая журналистская находка, тут же подумалось мне. Ведь есть возможность пообщаться по душам с андриановской долгожительницей. А это, согласитесь, дорогого стоит.<br />
<br />
В общем, напросился я в гости к бабушке Лиде.<br />
<br />
– Вы тут разговаривайте, а я пойду воды поношу, – взяв в руки вёдра, отправилась на колонку невестка.<br />
<br />
– Как годы летят, кажется будто вчера мы с моим Алексеем Ивановичем и с детьми Людой, Галей, Витей и Светой ноябрьским утром 1955 года впервые ступили на эту землю, – начинает вспоминать Лидия Николаевна. – Приняли нас хорошо. Сразу выделили двухкомнатную квартиру в восьмиквартирном кирпичном доме. Муж первые годы работал монтёром контактной сети. Моё дело – быть хранительницей домашнего очага. В 1971 году родилась младшенькая доченька – Валечка. <br />
<br />
Произнеся имя младшей дочери, собеседница замолчала. Стало очевидно, на Лидию Николаевну нахлынули печальные воспоминания.<br />
<br />
– Когда проезжали на электричке перед самой Андриановской остановочный пункт «Переезд», наверное, видели кладбище...Там в 1981 году схоронили мы нашу Валю. В 2003-м после обширного инфаркта ушёл Алексей Иванович. Придёт мой черёд, и меня спохоронят рядом с ними...<br />
<br />
– Ну что вы, мама, только о печальном, – вступает в разговор невестка, – ведь я знаю, в вашей долгой жизни было много всего.<br />
<br />
– И то правда, – утирая платочком слёзы, соглашается Лидия Николаевна. – Мой муж со временем стал начальником ЭЧК. Да и я решила от него не оставать...<br />
<br />
Как-то у Конузелей состоялся серьёзный семейный разговор. <br />
<br />
– Лёша, как ты посмотришь, если я пойду работать, – предложила жена, – сколько можно тебе одному тянуть всю нашу ораву.<br />
<br />
– Если решила, то иди, – ответил Алексей Конузель. – Только учти, что в наших ЭЧК и на тяговой подстанции вакансий пока нет. <br />
<br />
Лидия к труду была привычной. Три года работала техничкой: мыла полы в местном железнодорожном общежитии. Целеустремлённо шла дальше. Самостоятельно подготовилась и сдала экзамены на электромонтёра тяговой подстанции. <br />
<br />
– Жили мы с мужем душа в душу, – признаётся Лидия Николаевна. – Алексея Ивановича ценили и уважали коллеги и начальство. Достаточно отметить его главные награды: орден Трудового Красного Знамени и знак «Почётному железнорожнику». Да и я была не на плохом счету в Иркутском энергоучастке. Однажды меня даже наградили бесплатной путёвкой в Болгарию. <br />
<br />
Добрый доктор<br />
<br />
Как и всеми уважаемую бабушку Лиду, Ольгу Викторовну Дементьеву в Андриановской знает и стар и млад. Ольга Викторовна получила диплом терапевта Иркутского медицинского института. Долгое время трудилась под Ангарском, в посёлке Мегет, на машине скорой медицинской помощи.<br />
<br />
– А в середине 90-х мне предложили поработать в Андриановской, я согласилась и ничуть не жалею о своём решении, – рассказывает Ольга Дементьева.<br />
<br />
Первые годы доктор Дементьева появлялась на станции наездами, приезжая электричкой и продолжая жить в Мегете. Её пациенты – местные ребятишки. Однако потом детский садик в Андриановской закрыли.<br />
<br />
– Мне выделили просторное жилье, – говорит Дементьева. – Наладилась и личная жизнь. В Андриановской я встретила своего единственного и неповторимого мужчину. Мой Владимир Владимирович – электромонтёр ЭЧК. <br />
<br />
Начиная с 2000 года Ольга Викторовна работала фельдшером местного акушерского пункта. Она не любила повторять пафосных слов о предназначении врача, а просто всегда профессионально выполняла своё дело, помогала каждому, кто нуждался в медицинской помощи.<br />
<br />
– Один раз даже пришлось роды принять, – улыбается Ольга Викторовна. – Сейчас я на пенсии, но помогаю всем, чем могу, двери моего дома всегда открыты...<br />
<br />
Будь счастлива, Соня!<br />
<br />
Бригадир укрупнённой бригады Слюдянской дистанции пути Михаил Добровольский перебрался в Андриановскую из соседней Ангасолки в 2007 году. Переселился не один. Вместе с ним приехали его жена Светлана, дети Даша и Егор.<br />
<br />
– В Ангасолке мы хоть и жили в благоустроенной квартире, но разве могут сравниться квадраты однокомнатной с просторными площадями этого коттеджа, – рассуждает Михаил Геннадьевич. – И пусть наше нынешнее жильё называется технологическим, или служебным, главное другое: нам в Андриановской живётся хорошо и дышится привольно.<br />
<br />
Жизнь у Добровольских идёт своим чередом. Старшая, Дарья, поступила учиться в Иркутский медицинский железнодорожный колледж. Сын Егор окончил семь классов в Слюдянской школе-интернате.<br />
<br />
– Я работаю сигналистом на околотке мужа, но сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком, – говорит Светлана Добровольская. На руках у Светланы Геннадьевны полуторагодовалая Софья, или, как чаще её называют, Златовласка Соня – за поистине ангельский облик.<br />
<br />
Когда в 2011 году Соня вместе с мамой приехала из Слюдянского роддома в Андриановскую, то первой, кто поздравил Добровольских с рождением дочурки, стала баба Лида Конузель.<br />
<br />
– Андриановскому роду – нет переводу! – на радостях воскликнула тогда Лидия Николаевна.<br />
<br />
В 1995 году на станции проживало порядка 150 человек. Сейчас их число сократилось до 111. Для активного населения Андриановской основной работодатель – Восточно-Сибирская железная дорога и её местные структуры – тяговая подстанция, район контактной сети, сама станция.<br />
<br />
– Для меня Андриановская не просто место работы, это моя жизнь, – признаётся один из её старожилов почётный железнодорожник Владимир Заяц. – И это несмотря на то, что я родился и вырос в Иркутске. Ведь почти три десятка лет моей трудовой жизни связаны с этой таёжной станцией. Начинал электромонтёром. С 1999 по 2010 год работал начальником ЭЧК.<br />
<br />
Что в имени твоём?<br />
<br />
На карте Восточно-Сибирской дороги Андриановская появилась в 1949 году. Как вспоминает Лидия Николаевна Конузель, к середине 50-х здесь были возведены начальная школа, клуб, детский сад, два дома в кирпичном исполнении.<br />
<br />
Своё название станция получила в честь известного изыскателя и видного организатора строительства Транссиба Григория Васильевича Адрианова. Григорий Адрианов участвовал в изыскании и сооружении трасс Екатеринбург-Тюменской, Уфа-Златоустовской, Западно-Сибирской, Забайкальской и Китайско-Восточной железных дорог.<br />
<br />
Как объясняют исследователи, лишняя буква «н» не случайна. У предков Григория Адрианова была фамилия Андриановы. Но, дав его деду дворянское звание, император Александр I повелел убрать из фамилии букву «н», дабы не путать с другими родовитыми Андриановыми.<br />
<br />
Борис Ступин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31