В активе Владимира Бардаша – более 200 рационализаторских предложений.

В ответ на требование руководства ОАО «РЖД» повысить качество технического обучения работников, обслуживающих устройства сигнализации, централизации и блокировки, с упором на приобретение ими практических навыков в поиске отказов на сигнальных установках автоблокировки электромеханик Северобайкальской дистанции СЦБ Владимир Бардаш в соавторстве с главным инженером дистанции Александром Бедрицким придумали и воплотили в жизнь макет-тренажёр сигнальной установки для кабинета технической учёбы.

"/> Установки без остановки | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120608 | 12 полоса
22 октября 2020 21:36

22 октября 2020 21:36

Установки без остановки

В активе Владимира Бардаша – более 200 рационализаторских предложений.

В ответ на требование руководства ОАО «РЖД» повысить качество технического обучения работников, обслуживающих устройства сигнализации, централизации и блокировки, с упором на приобретение ими практических навыков в поиске отказов на сигнальных установках автоблокировки электромеханик Северобайкальской дистанции СЦБ Владимир Бардаш в соавторстве с главным инженером дистанции Александром Бедрицким придумали и воплотили в жизнь макет-тренажёр сигнальной установки для кабинета технической учёбы.

В активе Владимира Бардаша – более 200 рационализаторских предложений.<br />
<br />
В ответ на требование руководства ОАО «РЖД» повысить качество технического обучения работников, обслуживающих устройства сигнализации, централизации и блокировки, с упором на приобретение ими практических навыков в поиске отказов на сигнальных установках автоблокировки электромеханик Северобайкальской дистанции СЦБ Владимир Бардаш в соавторстве с главным инженером дистанции Александром Бедрицким придумали и воплотили в жизнь макет-тренажёр сигнальной установки для кабинета технической учёбы.<br />
<br />
Коллеги-эсцебисты, увидев Владимира Ивановича на рабочем месте при полном параде, в строгом тёмном костюме, белой рубашке и галстуке, были несколько ошеломлены. Ведь они больше привыкли к его спецовке-униформе и оранжевому сигнальному жилету.<br />
<br />
– Ну, никак Иваныч жениться собрался!<br />
<br />
– Да нет, ребята, тут и вовсе особый случай – по телевизору меня будут показывать…<br />
<br />
Пока местные северобайкальские телевизионщики готовятся к съёмке в условиях тесноватого кабинета технической учёбы и звучат спецтермины типа «контровой свет», «стендап», «монтаж и наложение звука», Владимир Иванович включает свою установку, разворачивает её на кронштейнах в «боевое» положение – передом к видеокамере – и проверяет работоспособность отдельных узлов и деталей.<br />
<br />
После команды: «Мотор!» и вступительной подводки телеведущей рационализатор подробно рассказывает о тактико-технических данных своего детища:<br />
<br />
– Макет-тренажёр сигнальной установки состоит из рамы с аппаратурой, которая закреплена на кронштейнах. Крепления рамы выполнены таким образом, что имеется возможность разворачивать её на лицевую и монтажную стороны, схема сигнальной установки выполнена по типовым решениям альбома АБ-1-К-79…<br />
<br />
Впечатляют входящие в комплект сигнальной установки макет рельсовых цепей двух блок-участков и макеты предвходного и проходного светофоров. На пульте-манипуляторе имеются шесть тумблеров, посредством которых можно произвести смену направлений движения, переключить посылку кодов в чётном и нечётном направлениях, выбрать посылаемый в рельсовую цепь код, включить реле «зелёный свет» при приёме поезда на главный путь.<br />
<br />
Мерно жужжит аппаратура, щёлкают реле, поочерёдно загораются красный, жёлтый и зеленый огоньки светофоров, а за окнами раздаются гудки электровозов и перестук колёс транзитных поездов, добавляя нотки реальности в «прогон» виртуальных вводных.<br />
<br />
Вот пошла имитация обрыва рельсового соединителя, затем имитируется сгон изолирующего стыка – в общем, вариантов масса, можно «задавать» бесчисленное количество отказов. Обучаемый должен оперативно, в сжатые сроки найти повреждение и быстро его ликвидировать, чтобы не было перебоев в перевозочном процессе.<br />
<br />
Естественно, «в поле», на действующей аппаратуре так, от души, не попрактикуешься. А на макете-тренажёре можно тренироваться сколько угодно, чтобы добиться чёткого понимания, откуда у отказов «ноги растут», и отработать до автоматизма навыки их оперативного устранения, по возможности ещё в зародыше.<br />
<br />
Между тем подходит к концу телесессия – вот уже погасли софиты, отцеплен миниатюрный микрофончик с парадного пиджака Владимира Ивановича, откланялись и отправились восвояси телевизионщики. Оставшись вдвоём, мы говорим о жизни и своеобразии текущего момента.<br />
<br />
– А я недавно новую леворульную машину купил, – делится радостью мой собеседник. – Так сказать, успел: ведь когда окончательно уйду на пенсию, там уже не будет возможности совершать такие покупки.<br />
<br />
– Ну и как вам показалась красавица-«кореянка» после японского праворульного «харриера»?<br />
<br />
– Ну, новое есть новое – а там посмотрим, видно будет. Сейчас уже привык к левому рулю, но нет-нет да подхожу к машине справа – где-то, видно, в подкорке остался ещё некий безусловный рефлекс.<br />
<br />
Обсудив не раскрытые ещё до конца тайны глубинного психоделического сознания, возвращаемся к истокам – началу жизненного и творческого пути нашего рационализатора.<br />
<br />
Первый, ещё неясный позыв или влечение к железной дороге он ощутил давно, в босоногом детстве – в возрасте примерно четырёх-пяти лет.<br />
<br />
В начале каждого лета родители-педагоги (отец Иван Алексеевич работал директором школы, а мама, Галина Трофимовна, – учителем русского языка и литературы) регулярно вывозили своего мальца в деревню, к деду Алексею, который крестьянствовал в Новоград- Волынском районе.<br />
<br />
Так вот, едва попав на железнодорожную станцию, увидев пыхтящий клубами дыма паровоз, его начищенные до блеска латунные поручни, сверкающие стальные ободья колёс, малыш буквально замирал, забывал обо всём на свете, вглядываясь в это чудо отечественной технической мысли.<br />
<br />
Родители никак не могли оторвать его от этого созерцания. И только под твёрдое обещание, что он вырастет и станет машинистом, удавалось продолжить путешествие в гости к деду.<br />
<br />
Так что выбор жизненного пути был поистине предопределён. И в 1968 году юный Владимир поступил в Орловский техникум железнодорожного транспорта на отделение «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». До призыва в ряды Советской армии Бардаш успел поработать электромонтёром, затем электромехаником СЦБ на станции Михайловский Рудник Курского отделения Московской дороги.<br />
<br />
На срочную службу в рядах Вооружённых сил попал в Приморье, в войска химической защиты, где вскоре дорос до мастера-дозиметриста по ремонту различной спецаппаратуры.<br />
<br />
Но вот грянул долгожданный марш «Прощание славянки» (к слову, в этом году замечательному музыкальному произведению исполнилось ровно сто лет!), и уволенный из армии солдат в 1975 году вернулся на «ридну Батькивщину» – в Житомирскую область, где на крупном железнодорожном узле Коростень Юго-Западной дороги проработал до 1990 года электромехаником СЦБ, затем и старшим электромехаником.<br />
<br />
Молодому специалисту повезло в том плане, что в этот период происходило масштабное техническое перевооружение на железной дороге. <br />
<br />
Механическая централизация, ключевая зависимость и полуавтоматическая блокировка заменялись на более совершенные в ту пору устройства – электрическую централизацию и автоматическую блокировку.<br />
<br />
Ему довелось принять активное участие в пусконаладочных работах по реконструкции более чем 20 станций и перегонов Юго-Западной дороги, где он приобрёл бесценный практический опыт по обслуживанию устройств автоматики и телемеханики на СЦБ.<br />
<br />
Так что всё было хорошо – любимая работа, дом, семья, дети. Но нежданно-негаданно грянула большая беда, завещанная древними провидцами и пророками: взошла Звезда Полынь, взорвался атомный реактор на Чернобыльской АЭС. Территория, на которой проживал наш герой, была объявлена зоной добровольного отселения для семей, имеющих детей в возрасте до 13 лет, и Владимир Бардаш с женой и двумя детьми получил документ на переселение. Таким образом он и прибыл на БАМ, на дальнюю станцию Хани, где стал работать электромехаником, затем старшим электромехаником СЦБ.<br />
<br />
В суровых, экстремальных условиях Якутии, когда порой даже металл не выдерживал запредельно низкие зимние температуры, Владимир Бардаш с коллегами доводил до ума устройства СЦБ, которые после пусконаладочных работ имели довольно-таки неприглядный вид.<br />
<br />
– Зато рыбалка там отличная на высокогорных озёрах, – с улыбкой вспоминает сегодня мой собеседник. – Вкуснейший там водится хариус и замечательная красная рыба – голец, или по-местному – даватчан.<br />
<br />
Перебравшись на более крупную станцию Таксимо, он отработал старшим электромехаником и начальником участка СЦБ более пяти лет. Как раз тогда был апогей пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию систем диспетчерской централизации по всей дистанции от Новой Чары до Таксимо.<br />
<br />
В 2002 году, после окончания заочного отделения ИрГУПСа, он с семьёй переехал в Северобайкальск, где и трудится в настоящее время постовым электромехаником СЦБ. Владимир Иванович щедро передаёт свой богатейший опыт молодёжи – он уже «обкатал», воспитал более 20 специалистов СЦБ. Среди них электромеханики Юрий Толстых, Сергей Леонов, братья Артём и Пётр Авдеевы.<br />
<br />
В активе нашего героя – более 200 рацпредложений. Последнее из них – вышеупомянутый макет-тренажёр – заняло третье место по сети железных дорог России.<br />
<br />
Главный инженер ШЧ-13 Александр Бедрицкий тепло отзывается о своём подчинённом:<br />
<br />
– Это грамотный, надёжный специалист, настоящий профессионал. И тому свидетельство – блестящее выполнение поставленной нами задачи относительно макета-тренажёра.<br />
<br />
Сегодня Владимир Бардаш полон новых идей и планов. Думается, что все они воплотятся в жизнь, потому что упорства в достижении цели ему не занимать.<br />
<br />
Наша справка<br />
<br />
Одно из наиболее памятных изобретений Владимира Бардаша – действующий статив управления автоматикой двух ДГА, работающих в параллели. При аварийном отключении двух фидеров питания без участия дежурного по станции срабатывает «дублёр».<br />
<br />
Бардаш также придумал зарядное устройство, которое значительно продлевает жизнь стартерных аккумуляторных батарей ДГА. А разработанная им схема проверки работоспособности сигнализатора заземления применяется на всей сети РЖД.<br />
Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31