Иркутскому информационно-вычислительному центру – 40 лет.

В структуре Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Иркутский ИВЦ занимает передовые позиции. Поэтому все новые задачи, которые стоят перед специалистами в части обеспечения поддержки информационного сопровождения перевозочного процесса на Восточно-Сибирской железной дороге в условиях роста объёмов транзитных грузов, направлены на высокий результат. В день юбилея, который пришёлся на 16 мая, наш корреспондент побывал в гостях у трудового коллектива и побеседовал с его руководителем Владимиром Ульяновым.

"/> IT-поддержка для большого груза | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120518 | 5 полоса
23 января 2021 03:23

23 января 2021 03:23

IT-поддержка для большого груза

Иркутскому информационно-вычислительному центру – 40 лет.

В структуре Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Иркутский ИВЦ занимает передовые позиции. Поэтому все новые задачи, которые стоят перед специалистами в части обеспечения поддержки информационного сопровождения перевозочного процесса на Восточно-Сибирской железной дороге в условиях роста объёмов транзитных грузов, направлены на высокий результат. В день юбилея, который пришёлся на 16 мая, наш корреспондент побывал в гостях у трудового коллектива и побеседовал с его руководителем Владимиром Ульяновым.

Иркутскому информационно-вычислительному центру – 40 лет.<br />
<br />
В структуре Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Иркутский ИВЦ занимает передовые позиции. Поэтому все новые задачи, которые стоят перед специалистами в части обеспечения поддержки информационного сопровождения перевозочного процесса на Восточно-Сибирской железной дороге в условиях роста объёмов транзитных грузов, направлены на высокий результат. В день юбилея, который пришёлся на 16 мая, наш корреспондент побывал в гостях у трудового коллектива и побеседовал с его руководителем Владимиром Ульяновым.<br />
<br />
– Владимир Владимирович, в день 40-летия вашего подразделения, думаю, было бы самым верным завести разговор с традиционного в таких случаях вопроса: с чего всё началось?<br />
<br />
– С вычислительного центра. Вот передо мной лежат копии приказов МПС России сорокалетней давности, свидетельствующие о создании структуры на Восточно-Сибирской железной дороге. Так, с 1972 года на магистрали началось быстрое развитие вычислительного направления. И это развитие проходило в таких темпах, какими, наверное, не может похвалиться ни одно из хозяйств магистрали.<br />
<br />
Я говорю не в обиду службам. Но если та же тяга видоизменялась, то на протяжении десятилетий. Не меньше. Темп роста нашей отрасли, если сравнивать в технических единицах пропускной способности, количества АРМ, объёмах баз данных, увеличивался с каждым годом.<br />
<br />
Начинали работать на машинах «Наири-К». Потом появились ЕС10, ЕС22, -35, -36 и так далее. Свою деятельность центр начинал в доме 19а на улице Марата в Иркутске. Здание было тесное, машинные залы маленькие. Возможности дорожной телекоммуникации не позволяли предоставлять услуги пользователям в том объёме, на который мы были способны. <br />
<br />
Но считаю, до 1993 года наш вычислительный центр всё же развивался медленно. Несмотря на то, что к тому времени были такие большие наработки, как, к примеру, по запуску задач АСУ ГП. Все отчёты по работе дороги собирались по низкоскоростным каналам.<br />
<br />
Ускорение началось с 1994 года, по моему мнению. И случилось это благодаря личному участию в нашем деле тогдашнего начальника ВСЖД Геннадия Павловича Комарова и главного инженера Владимира Сергеевича Глазкова. Дорога закупила очень крупную партию профессиональных компьютеров. Началось строительство оптоволоконной связи, что позволило повысить скорости передач. Тогда службу связи возглавлял Владимир Иванович Зиннер.<br />
<br />
Через два года, в 1996-м, свершилось важное для нас событие: ВЦ переехал в новое здание – на Маяковского, 23.<br />
<br />
Вскоре в центре появились телекоммуникационные устройства, позволяющие нам предоставлять потребителю новые скорости доступа к информационным ресурсам, – и здесь мы вновь были на передовых позициях по сети.<br />
<br />
Вернусь опять к 1996-му: в этом году Восточно-Сибирская первой из железных дорог страны перешла на график исполненного движения, который ведётся в автоматическом режиме. И уже через год был полностью отменён график движения «вручную».<br />
<br />
Бурный рост автоматизации данного процесса был обусловлен общим интересом всего коллектива Восточно-Сибирской железной дороги. У её руководства было большое желание добиться получения достоверной информации по перевозочному процессу. А у коллектива центра – стремление выполнить поставленные задачи.<br />
<br />
С уверенным вступлением дороги в эру автоматизации, в первую очередь – финансово-экономического блока, был создан инженерный центр. Вычислительный центр занимался автоматизацией задач для обеспечения эксплуатации. В 2007 году пути двух центров слились. И объединённый центр начал работать в том режиме, в котором функционировали все дорожные ИВЦ сети.<br />
<br />
Пять лет назад мы вышли из состава дороги, стали структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД». Работаем над решением задач по автоматизации всех структур компании на полигоне ВСЖД.<br />
<br />
– Говорят, у возглавляемого вами коллектива есть одно интересное кредо: решать сложные задачи надо быстро. И последней такой задачей стали работы в рамках создания центра управления тяговыми ресурсами на Восточном полигоне. По оценкам руководства компании, ИрИВЦ справился с ней на отлично. Но что будет, когда вашему коллективу придётся расширять полигон своей деятельности?<br />
<br />
– Мы уже работаем на уровне консолидации задач. Поэтому внедрение IT-продукции при создании центра управления тяговыми ресурсами на Восточном полигоне прошло, можно сказать, незамеченным для железнодорожников. Как констатировало руководство компании, проблем с автоматизацией контроля и учёта рабочего и нерабочего парка локомотивов вообще нет. На данный момент в Иркутске создан региональный центр по эксплуатации задач АСУТ-Т Восточного полигона.<br />
<br />
Консолидация задач у нас проводилась всегда. Сейчас на линейном уровне нет серверных платформ и баз данных. На местах остались только системы передачи данных и рабочие места пользователей. Уровень консолидации на дороге для нас уже прошёл. Мы работаем на уровне полигонов.<br />
<br />
Хочу сказать, что темп развития нашего центра за последние три года серьёзнейший. В этом году планируем запустить такие проекты, как АСУИ, которая станет базовой для оценки эксплуатационных расходов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. И в принципе её, дирекции, годовые бюджеты в течение нескольких лет будут определяться на основании результатов, выведенных в АСУИ.<br />
<br />
Идут большие работы в вопросах идентификации по прибытию и отправлению поездов на станции, заходу-выходу локомотивов в депо на текущее обслуживание и капитальный ремонт. В связи с выделением «дочек» в процессе реформирования создаются вагоноремонтные компании, которые требуют достаточного внимания в вопросах автоматизации. На стадии становления Первой грузовой компании коллектив ИрИВЦ оказал максимальное содействие в работе иркутского её филиала. За счёт и нашего в том числе участия он имеет один из лучших результатов в своей компании по прибыли и эксплуатационным расходам.<br />
<br />
– А есть амбиции шагать в ногу с мировой IT-отраслью?<br />
<br />
– ВСЖД – первая магистраль (и это заслуга её экс-начальника Анатолия Анисимовича Краснощёка), которая отказалась от бумажного доклада и полностью перешла на электронный оборот. Ещё недавно трудно было представить, чтобы руководитель железнодорожного предприятия, находясь практически в любой точке мира, имел доступ к рабочему месту и мог оперативно управлять производственным процессом. <br />
<br />
Ещё каких-то полтора десятилетия назад не думали о том, чтобы иметь график исполненного движения сразу для нескольких дорог, видеть подходы, как зарождается вагонопоток с угольных бассейнов и с портов Дальнего Востока. <br />
<br />
Сейчас у нас идёт достаточно большая работа с таможенными и пограничными органами по информационному взаимодействию. В результате этого сотрудничества на приграничной станции Наушки железнодорожникам удалось сократить время обработки составов в 2,5–3 раза. А что нам дало взаимодействие с Улан-Баторской железной дорогой? Сейчас специалисты ВСЖД имеют возможность видеть работу пограничных переходов Россия – Монголия, Монголия – Китай. И это очень важные факты – с учётом того, что предстоит увеличение транзитного вагонопотока из России в соседние страны.<br />
<br />
В сфере деятельности ИрИВЦ есть вопросы по предоставлению услуг финансово-экономического направления. В связи с современными требованиями финансовые движения требуют жёсткого контроля, аналитики. Поэтому все материалы, которые зарождаются на основе финансово-экономических задач, сверхважны. На основе анализа информации руководители могут принимать решение, в каком направлении нужно двигаться предприятию.<br />
<br />
Нас не так уж много. Всего 560 человек. Но для того чтобы повысить оперативность предоставления услуг и восстановления технического и программного обеспечения, нами было принято решение о том, чтобы на каждой станции был наш специалист. Эту систему мы создали. И невзирая на большие расстояния, особенно по северному ходу, максимальное время реакции со стороны ИрИВЦ не превышает 12 часов. Но эта цифра касается только Северобайкальского региона. Всего у нас шесть линейных отделов: Северобайкальск, Северомуйск, Лена, Вихоревка, Тайшет, Иркутск-Сортировочный и Улан-Удэ.<br />
<br />
– И за всеми этими достижениями стоят обычные люди…<br />
<br />
– Среди работников центра немало таких, кто трудится по 20–30 лет, а то и более. Есть в коллективе четыре почётных железнодорожника.<br />
<br />
У истоков создания и запуска АСУ ГП стояли Михаил Черкаский, Виталий Карбан, Анатолий Богданов. Большую роль во внедрении системы «Экспресс» (кстати, её ИрИВЦ сопровождает на полигоне от Западно-Сибирской дороги до Дальневосточной, включая Сахалинскую) сыграла Татьяна Михалковская.<br />
<br />
Необходимо отдать должное нашему главному экономисту Надежде Малышевой, которая настолько чётко ведёт бюджетную политику, что к нам нет никаких вопросов со стороны Главного вычислительного центра. В коллективе трудятся девять кандидатов технических и других наук, что также благоприятно сказывается на производственных результатах.<br />
<br />
В нашем деле от персонала зависит большая часть успеха в работе. А коллектив ИрИВЦ – настоящая команда. Мы никогда не имели очень больших простоев. Система работы с домашнего рабочего места, которая давно практикуется в ИрИВЦ, позволила свести к минимуму время восстановления технического процесса в аварийных ситуациях.<br />
<br />
Темп развития IT-отрасли настолько высок, что мы, специалисты, быстро забываем о тех, с нашей точки зрения, мелочах, которые для мира являются большим событием. Мы делаем всё, чтобы создать максимально благоприятные условия для потребителей наших услуг, а их у нас более 2,5 тыс.<br />
<br />
– Насколько мне известно, у Иркутского ИВЦ очень высокий показатель в системе Главного вычислительного центра по вложению средств в повышение квалификации персонала…<br />
<br />
– Так оно того стоит. Мы ежегодно тратим на подготовку специалистов около 10 млн руб. Ведь в нашей области не знаешь, какие проблемы могут возникнуть через час. Но мы должны быть постоянно готовы к разрешению возникшей задачи. У нас очень низкий показатель по текучести кадров. Люди, войдя в систему ИрИВЦ, из неё не уходят. Потому что работа интересная. Каждый день приходится решать какую-то новую задачу. Поэтому вкладывать средства в знания нужно. Без них невозможно жить и развиваться в этом бурном мире.<br />
<br />
Мы делаем очень многое, чтобы улучшать условия труда. Больше того, могу сказать: мы эти решения ставим во главу угла.<br />
<br />
Вложения окупаются. Ведь персонал возвращает их своей качественной работой. Но мы и можем позволить себе такие расходы. Центр занимается договорной работой вот уже 15 лет. С 2005 года 20% своего годового бюджета обеспечиваем сами. И с каждым годом объёмы этих работ растут на 10–15%.<br />
<br />
Лейла Мустафаева. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31