Связь – одно из немногих направлений, без которого не может обойтись никто.

Весна для Иркутской дирекции связи время особенное. 1 апреля 2008 года она получила именно этот статус, сменив не только прежнее название – служба информатизации и связи ВСЖД, но и положение в функциональной вертикали, став филиалом Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД». Ну а 7 мая для связистов – как Рождество для христиан: страна отмечает День радио, а значит и праздник всех тех, кто так или иначе связан с информационными технологиями.

"/> Сердце большого хозяйства | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120504 | 5 полоса
22 октября 2020 15:41

22 октября 2020 15:41

Сердце большого хозяйства

Связь – одно из немногих направлений, без которого не может обойтись никто.

Весна для Иркутской дирекции связи время особенное. 1 апреля 2008 года она получила именно этот статус, сменив не только прежнее название – служба информатизации и связи ВСЖД, но и положение в функциональной вертикали, став филиалом Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД». Ну а 7 мая для связистов – как Рождество для христиан: страна отмечает День радио, а значит и праздник всех тех, кто так или иначе связан с информационными технологиями.

Связь – одно из немногих направлений, без которого не может обойтись никто.<br />
<br />
Весна для Иркутской дирекции связи время особенное. 1 апреля 2008 года она получила именно этот статус, сменив не только прежнее название – служба информатизации и связи ВСЖД, но и положение в функциональной вертикали, став филиалом Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД». Ну а 7 мая для связистов – как Рождество для христиан: страна отмечает День радио, а значит и праздник всех тех, кто так или иначе связан с информационными технологиями.<br />
<br />
– Сергей Анатольевич, я правильно оцениваю вашу работу и работу ваших коллег как проводников именно революционных технологий?<br />
<br />
– Абсолютно правильно. С тех пор как 7 мая 1895 года Александр Степанович Попов осуществил первый сеанс радиосвязи и продемонстрировал миру первый радиоприёмник, произошло столько изменений в этой области, что слово «революционный» не только уместный, но и, я бы сказал, брендовый термин, характеризующий сферу приложения мыслей и рук нового поколения связистов. В том числе и связистов-железнодорожников.<br />
<br />
Я не побоюсь даже утверждать, что железнодорожная связь революционна в квадрате, поскольку она не только сама развивается, но и влияет на развитие железной дороги. Сегодня ни один процесс в отрасли немыслим без применения информационных технологий – от регламента переговоров машинистов с диспетчерами и дежурными по станциям до обеспечения документооборота. А в промежутке – ещё столько другого, что газетной страницы не хватит, чтобы «огласить весь список»... Можно смело сказать, что связь сегодня – это тот стержень, на котором держится любой хозяйственный механизм.<br />
<br />
– Дорога к тому же механизм оперативный. Решения здесь принимаются быстро, и, что подразумевается, исполнение тоже будет немедленным. Что в этом плане предлагает или уже предложила Иркутская дирекция связи?<br />
<br />
– В 2011 году в технологической сети Восточно-Сибирской железной дороги произошли серьёзные изменения, направленные на модернизацию оборудования оперативно-технологической связи. У оперативных работников дороги, обеспечивающих перевозочный процесс и безопасность движения поездов, взамен громоздких и морально устаревших абонентских установок, введённых в эксплуатацию в 70-е годы прошлого столетия, установлены современные цифровые пульты и телефоны. В эксплуатацию введено 125 коммутационных станций, обеспечивающих надёжный контакт для 500 абонентов технологической связи – работников Дирекции управления движением, путейцев, энергетиков, специалистов локомотивного хозяйства, других направлений. Полностью выведены из эксплуатации диспетчерские распорядительные станции РСДТ-Ц и СР в едином Центре управления перевозками ВСЖД.<br />
<br />
Модернизация оборудования технологической связи уже сегодня позволяет повышать надёжность работы технических средств, обеспечивать безаварийность и безопасность при перевозках грузов и пассажиров на участках главного хода Транссиба между Тулуном и Тайшетом, на бамовском участке между Тайшетом и Северобайкальском. На этом отрезке мы установили дополнительно и новые цифровые пульты для дежурных по станциям.<br />
<br />
Кстати, начальником дороги поставлена задача не только внедрить эти новинки по всем станциям, но и продумать новую современную эстетику рабочих мест для дежурных, которая гармонировала бы с дизайном рабочих мест ДСП.<br />
<br />
Важно отметить, что все работы производились силами самих работников Иркутской дирекции связи.<br />
<br />
В 2012 году модернизация оборудования оперативно-технологической связи будет продолжена. Планируется заменить аналоговые устройства на участках Северобайкальск – Хани, Улан-Удэ – Наушки, а также модернизировать цифровые коммутационные станции на участках Тулун – Иркутск и Иркутск – Петровский Завод.<br />
<br />
– Сергей Анатольевич, коли мы сказали «а» надо говорить и «б», то есть о поездной радиосвязи, поскольку «тандем» дежурные по станциям – локомотивные бригады неразделим...<br />
<br />
– Правильно. В рамках инвестиционных программ наша дирекция ежегодно проводит работу по модернизации и поездной радиосвязи. Это позволяет улучшать её надёжность и качество, обеспечивать условия безопасного движения поездов.<br />
<br />
За прошлый год было модернизировано 25 радиостанций РС-46-М производства объединения «Владимирский радиозавод», которые выработали свой эксплуатационный ресурс и не обеспечивали должной надёжности в работе. Они были заменены на последние модели радиостанций РС-46-МЦ и РЛСМ-10.<br />
<br />
Для замены устаревших ультракоротковолновых радиостанций диапазона 43 РТС-А2-ЧМ в 2011 году поступило 19 радиостанций РС-46-МЦ-10 и 18 радиостанций марки РЛСМ-10-45.<br />
<br />
В планах 2012 года предусмотрена поставка 77 стационарных радиостанций РС-46-МЦ производства Ижевского радиозавода и 39 радиостанций РЛСМ-10 производства НПО «Пульсар». Таким образом, процент модернизированных радиостанций, находящихся в эксплуатации, на конец 2012 года составит 70,6 %.<br />
<br />
– Мы начали наш разговор с упором на «революционный» характер работы связистов. Применяется ли на дороге какое-то ноу-хау, которое могло бы проиллюстрировать этот посыл?<br />
<br />
– Можно было бы, конечно, выдать это за эксклюзивный проект, но сегодня не только на нашей дороге, но и в целом по сети внедряется такая услуга, как введение системы ремонтно-оперативной радиосвязи (РОРС – GSM) на базе сети GSM компании «Мегафон». Инициатором выступила Центральная станция связи – филиал ОАО «РЖД», и работа эта активно ведётся с прошлого года.<br />
<br />
В чём суть новинки? Система на базе подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM предназначена для предоставления технологических услуг мобильной телефонии тем работникам ОАО «РЖД», чья работа носит «подвижной» характер – обслуживание устройств и сооружений путевого комплекса, средств автоматики и телемеханики, электроснабжения и так далее.<br />
<br />
Абоненты сети РОРС- GSM довольно закрытая корпоративная группа, имеющая пятизначные номера, которые являются мобильным продолжением телефонной сети ОАО «РЖД». С них невозможно вести неслужебные разговоры.<br />
<br />
В сети доступны входящие и исходящие вызовы между мобильными абонентами сети РОРС, а также между абонентами РОРС и абонентами сети ОбТС ОАО «РЖД». В качестве абонентских терминалов используются обычные телефонные аппараты стандарта GSM. Попросту – сотовые телефоны.<br />
<br />
Сегодня sim-картами РОРС-GSM обеспечены 2664 абонента – энергетики, путейцы, электромеханики СЦБ и так далее. Систему РОРС также используют и в локомотивах – в качестве резервного вида радиосвязи.<br />
<br />
Важно отметить, что абонентам этой системы так же доступна услуга роуминга в пределах Российской Федерации в сети оператора «Мегафон». Имеется возможность осуществления звонков на железнодорожные номера других дорог.<br />
<br />
Не знаю, можно ли отнести к области ноу-хау возможности общения в форме видео, но не без гордости могу сказать, что такого количества видеостудий по линии, как на Восточно-Сибирской железной дороге, на сети нет нигде. У нас есть возможности вывести их даже на Центральную видеостудию ОАО «РЖД». Будет такая необходимость или команда, решение станет делом недолгого времени. Намного упростился порядок проведения совещаний, разборов событий, которые сопровождаются показом слайдов, фотоматериалов и видеороликов. Поверьте, это очень серьёзная работа, и мы её сделали.<br />
<br />
– Связь – субстанция молниеносная. Но человек-то не может перемещаться в пространстве и времени и быть одновременно и тут и там. Как дирекция управляется со своим огромным хозяйством? Если можно – несколько слов о структуре и людях.<br />
<br />
– В дирекции работают более полутора тысяч специалистов, расположенных в четырёх регионах – Тайшетском, Иркутском, Улан-Удэнском и Северобайкальском. Это так называемые Региональные центры связи. Согласно концепции централизованной системы управления, принятой в Центральной станции связи, в границах нашей дирекции созданы центр технического управления сетью связи и четыре центра технического мониторинга и обслуживания.<br />
<br />
Для производства ремонтно-наладочных и ремонтно-восстановительных работ созданы 105 ремонтно-восстановительных бригад, которые размещаются в крупных узлах связи. Зона ответственности отдельной бригады определяется, исходя из следующих параметров: расстояние до самого удалённого объекта технической эксплуатации не должно превышать 150 километров, а время доставки бригады до объекта – трёх часов. Координация деятельности ремонтно-восстановительной бригады осуществляется из центра технического обслуживания соответствующего региона.<br />
<br />
Внедрена единая система мониторинга и администрирования сети связи ОАО «РЖД». Это программно-технический комплекс, позволяющий организовать непрерывное отслеживание достоинств средств связи разных производителей, работы устройств, электропитающего оборудования, охранно-пожарной сигнализации кабельных и волоконно-оптических линий связи и т.д.<br />
<br />
В едином оперативном режиме инженер мониторинга имеет возможность и контролировать, и сопровождать все процессы, происходящие на сети связи: выполнение работ по графику техобслуживания, устранение инцидентов, работы по повышению надёжности и прочее.<br />
<br />
Что касается людей... Могу сказать однозначно: люди у нас работают замечательные. Специалисты самой высокой квалификации. И это вполне объяснимо. Аура у нас, что ли, такая, но стоит человеку прийти на работу в подразделение, и он остаётся тут на долгие годы. <br />
<br />
В дирекции есть люди, которые отдали ей по 30 и более лет и продолжают трудиться в ней до сих пор... К примеру, 40 лет проработал в Северобайкальском подразделении связи электромеханик по ремонту и обслуживанию аппаратуры Олег Дмитриевич Гречихин. 39 лет отдал производству электромеханик Тайшетского регионального центра Сергей Владимирович Глушко. 38 лет работает в Иркутском центре Василий Фёдорович Кривоносов и 30 лет за плечами у улан-удэнского электромеханика Татьяны Николаевны Селецкой.<br />
<br />
Перечислять можно многих – это почти треть коллектива, но мы не «дом ветеранов»: в дирекции ровно треть тех, кому ещё нет тридцати и кого принято причислять к категории молодых специалистов.<br />
<br />
Они, к слову сказать, вносят живую струю в жизнь коллектива: традиционно два раза в год в дирекции проводятся региональные спартакиады, победители которых выезжают для участия в спортивных мероприятиях, организуемых в Москве Центральной станцией связи. Кстати, в прошлом году наша команда заняла там третье место.<br />
<br />
Каждой весной в рамках реализации молодёжной политики ОАО «РЖД» проводим слёт молодых специалистов дирекции под девизом «Молодость, инициативность, лидерство – путь к успеху». Так что живём и работаем мы полнокровно, и если поздравляем друг друга с праздником, то желаем только здоровья.<br />
Беседовал Владимир Палагутин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31