Он с детства мечтал стать машинистом, но не получилось: вмешалась война.

Фронтовое лихолетье бросало Николая Павловича Коваля из огня да в полымя, но он твёрдо знал: его ждёт Иркутск и железная дорога.

"/> Хватил железа | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120504 | 8 полоса
20 октября 2020 09:22

20 октября 2020 09:22

Хватил железа

Он с детства мечтал стать машинистом, но не получилось: вмешалась война.

Фронтовое лихолетье бросало Николая Павловича Коваля из огня да в полымя, но он твёрдо знал: его ждёт Иркутск и железная дорога.

Он с детства мечтал стать машинистом, но не получилось: вмешалась война.<br />
<br />
Фронтовое лихолетье бросало Николая Павловича Коваля из огня да в полымя, но он твёрдо знал: его ждёт Иркутск и железная дорога.<br />
<br />
Жуткое, но легендарное время пришлось пережить этому человеку. Он строил магистраль, правда, детскую, видел репрессии, бился в Сталин- граде и на Курской дуге, имел дело с самураями, но его всегда тянуло в Иркутск.<br />
<br />
– Что, Николай Павлович, Гайдая помните? – задаю вопрос почтенному ветерану, в своё время учившемуся в нынешнем лицее № 36.<br />
<br />
– Лёньку-то? Как же, помню, хохмач тот ещё был. Всё на балалайке играл, а как начнёт анекдоты травить, – хоть стой, хоть падай. Озорник был, короче говоря.<br />
<br />
Вот это природное жизнелюбие не раз и не два спасало гвардии старшего сержанта в отставке Коваля. С фронта он вернулся весь израненный. Помнит обстрел в Сталинграде. Они тогда во втором оцеплении стояли. Рвануло, ему досталась контузия, и мёрзлым комком земли по заднице добавило. С тех пор и заикаться стал.<br />
<br />
Большой грамотёшки Палычу Господь Бог не дал. Семь классов удалось окончить.<br />
<br />
– Хулиганистым рос, – честно признаётся ветеран. – Одним словом, безотцовщина, а матушка что, хоть и член ВКП(б), но безграмотная. Заставит уроки учить, а я рад с глаз долой быстрее улизнуть. Так на улице и пропадал.<br />
<br />
Но нет худа без добра. Приловчился он на детскую дорогу бегать, что тогда в Рабочем предместье была. Сам её и строил, мозоли кровавые наживал. Дорос даже на ней до машиниста, но, когда пошёл устраиваться в локомотивное депо Иркутск-сортировочный, дали от ворот поворот. Дескать, подрости, больно мал. А было ему тогда шестнадцать лет. Обида грызла пацана, ну никак он не мог тогда в голову взять, что до машиниста не дорос.<br />
<br />
Зато в вагонное депо Иркутск-пассажирский его взяли. Стал он слесарить учиться. Видно, неплохо он это ремесло осваивал, коль получил бронь в самом начале войны. Когда же боевые действия приобрели ожесточённый характер, стали всех подгребать, Кольку отправили учиться в Казань, в миномётную школу. Но до этого пришлось ему поколесить по стране трудармейцем, восстанавливая разбитые фашистами железные дороги, в том числе и связь.<br />
<br />
– Обучали нас военному делу в Подмосковье, дав винтовку с одним патроном, – говорит ветеран. – А чтобы не сбежали, отобрали паспорта. Однажды состав попал под бомбёжку. Николай бродил по своему разбитому вагону и собирал обгорелые фотокарточки иркутян. Много полегло тогда народа. Карабины им достались чешские и бельгийские. Оружие, прямо скажем, дрянное. Чуть пылинка в затвор попадёт – и всё, приехали. Один раз заморское ружьишко чуть не стало причиной гибели Николая. Заело оно, когда фриц в него целился. Хорошо, товарищ подсобил, уложил врага. Среди наград есть у фронтовика и чисто солдатская медаль, «За отвагу».<br />
<br />
– За Сталинград? – интересуюсь.<br />
<br />
– За него.<br />
<br />
Фронтовой иконостас у ветерана не то чтобы велик, но есть ещё два ордена, Красной Звезды и Отечественной войны, плюс юбилейные медали, в том числе «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Довелось ему Дальний Восток прихватить. Удалось поучаствовать в освобождении Польши и Венгрии. Там в кукурузе его в очередной раз и задело. День Победы фронтовик всё-таки встретил в Иркутске. Уговорил земляка-врача послать его с оказией в родной город.<br />
<br />
Так уж случилось, но не удалось Николаю Павловичу стать машинистом. С 1946 года он трудился в Иркутск-пассажирской дистанции сигнализации и связи электромехаником. Профессию освоил в совершенстве. Имеет знаки «Ударник сталинского призыва», «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования».<br />
<br />
Он и сегодня частый гость на родном предприятии. Да и работники не забывают своего ветерана. Вот и перед Днём Победы Николая Павловича не оставили без традиционного гостинца.<br />
<br />
Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31