Рост объёмов грузопотока по Транссибу требует новых технологий в организации движения.

Вспомним, что к середине 2011 года показатели по перевезённым грузам на ВСЖД превзошли уровень 1988 года и к концу декабря достигли отметки в 398 млн тонно-километров. В текущем году тенденция роста объёмов сохраняется. Какие принимаемые меры в процессе управления перевозками позволяют движенцам дороги не только достойно владеть ситуацией, но и решать проблему на перспективу? Ответ на вопрос – в нашей беседе с главным движенцем дороги, руководителем Восточно-Сибирской дирекции управления движением.

"/> На плечах Восточного полигона | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120409 | 5 полоса
25 октября 2020 19:54

25 октября 2020 19:54

На плечах Восточного полигона

Рост объёмов грузопотока по Транссибу требует новых технологий в организации движения.

Вспомним, что к середине 2011 года показатели по перевезённым грузам на ВСЖД превзошли уровень 1988 года и к концу декабря достигли отметки в 398 млн тонно-километров. В текущем году тенденция роста объёмов сохраняется. Какие принимаемые меры в процессе управления перевозками позволяют движенцам дороги не только достойно владеть ситуацией, но и решать проблему на перспективу? Ответ на вопрос – в нашей беседе с главным движенцем дороги, руководителем Восточно-Сибирской дирекции управления движением.

Рост объёмов грузопотока по Транссибу требует новых технологий в организации движения.<br />
<br />
Вспомним, что к середине 2011 года показатели по перевезённым грузам на ВСЖД превзошли уровень 1988 года и к концу декабря достигли отметки в 398 млн тонно-километров. В текущем году тенденция роста объёмов сохраняется. Какие принимаемые меры в процессе управления перевозками позволяют движенцам дороги не только достойно владеть ситуацией, но и решать проблему на перспективу? Ответ на вопрос – в нашей беседе с главным движенцем дороги, руководителем Восточно-Сибирской дирекции управления движением.<br />
<br />
– Вадим Владимирович, наша магистраль сегодня обеспечивает максимальный уровень грузоперевозок?<br />
<br />
– В марте дорога выполнила установленный план компании ОАО «РЖД» по грузообороту на 103,3% с ростом к прошлому году на 5% и обеспечила выполнение бюджетных нормативов среднего веса поезда и среднесуточной производительности локомотива рабочего парка.<br />
<br />
По результатам первого квартала дорога выполнила целевые параметры среднего веса поезда (100,4%) и производительности локомотива (100,1%). Эксплуатационный грузооборот от задания вышел на уровень 102,3%. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, темп роста составил 9,6%, а в динамике к 2010 году рост объёмов составил 17%.<br />
<br />
– За этими скучными для постороннего человека цифрами...<br />
<br />
– По поводу «скучных» цифр, не соглашусь. Приведённая мной статистика уже сегодня отражает существенные объёмы, и динамика имеет стабильный положительный характер. План грузооборота, установленный на апрель месяц, предусматривает рост на 3% от уровня прошлого года и на 2% от достигнутого в марте. Задача ставится с учётом заявленной погрузки в порты Дальнего Востока и установленных объёмов собственной погрузки Восточно-Сибирской дороги, на 7,8% превышающих уровень прошлого года. Учитывая данные аспекты, при согласовании планов летней путевой кампании на текущий год перед дорогой были поставлены повышенные задания по пропуску и приёму поездов по всем стыкам – плюсом до 10 поездов к уровню прошлого года, чтобы обеспечить своевременную разработку вариантных графиков и организовать пропуск поездов с учётом новшеств, которые принимаются и на сети дорог, и на ВСЖД. К настоящему времени план летней путевой кампании проработан в дирекции, с учётом ошибок прошлых лет, и прошёл согласование в ЦД. <br />
<br />
Сравним сегодняшние показатели, к примеру, с 2000 годом. Суммарный приём по западным стыкам – Юртам и Тайшету – составлял 37 поездов. На сегодня по указанным стыкам среднесуточный приём достиг 66 поездов. И в перспективе на ближайшие месяцы снижения поездопотока не прогнозируется.<br />
<br />
– Что предпринимается для пропуска такого плотного вагонопотока?<br />
<br />
– Выполнение поставленных задач требует системной целенаправленной работы, актуализации действующих технологий. На сегодняшний день совместно с Дирекцией тяги внедрена практика вождения сдвоенных поездов. По концу марта вышли на количество 10 соединённых поездов в сутки на участках от Тайшета до Иркутска-Сортировочного, а также от Слюдянки-1 до Улан-Удэ.<br />
<br />
Указанные поезда следуют весом до 12 тыс. тонн. Понятно, что на них задействованы две бригады, но в итоге с каждым пропуском такого поезда высвобождается графиковая нитка, что особенно актуально в преддверии летней путевой кампании в условиях роста грузопотока.<br />
<br />
Пропуск поездов по горно-перевальному участку Большой Луг – Слюдянка-2 осуществляется установленным порядком. Но и на этом участке поезда следуют с максимальными весами. В настоящее время организована экспериментальная поездка и разрабатывается технология вождения сдвоенных поездов на северном ходу на участке от Тайшета до Коршунихи.<br />
<br />
Работа по повышению веса поезда не ограничивается пропуском соединённых поездов. Над этой задачей работают на станции Иркутск-Сортировочный и опорной станции Суховская, формируя поезда весом 6 тыс. и 6 тыс. 300 тонн. <br />
<br />
По поездам собственной погрузки мы также увеличили весовую норму до 6 тыс. тонн для угольных маршрутов, формируемых на опорной станции Зима, что соответственно повысило развоз местного груза и существенно увеличило завоз угля на ТЭЦ Иркутской области.<br />
<br />
Говоря о новшествах, дополнительно для ускорения пропуска чётного вагонопотока установлено 5 жёстких ниток от станции Тайшет до станции Зима. Данные поезда следуют без стоянки по станции Нижнеудинск.<br />
<br />
– Что дают длинные плечи?<br />
<br />
– Сокращение локомотиво-часов рабочего парка с соответствующим влиянием на качественные параметры использования тягового подвижного состава, снижение непроизводительных потерь локомотивных бригад на участке Тайшет – Зима.<br />
<br />
Яркий этому пример – станция Иркутск-Сортировочный, где мы давно вынашивали данный проект. Дирекцией разработаны три жёстких нитки для грузовых поездов, следующих от Иркутска до Улан-Удэ. Бригада приходит в парк, садится в электровоз, перетормаживает, заправляет ленту и отправляется со станции с минимальным временем нахождения на работе.<br />
<br />
На стадии рассмотрения подобная технология работы на западном участке.<br />
<br />
Могу добавить, что на сегодня Забайкальская железная дорога также рассматривает удлинение плеч обслуживания локомотивных бригад. На последнем стыковом совещании в Чите на минувшей неделе обсуждались плечи обслуживания Улан-Удэ – Могзон, Петровский Завод – Могзон, что позволит существенно разгрузить станцию Хилок.<br />
<br />
Очень эффективная тема – езда с оборота. Пример: участок Слюдянка-1 – Суховская. Локомотивная бригада депо Слюдянка при следовании с маршрутами порожних цистерн до станций Суховская или Зуй подвязывается под гружёный нефтеналивной поезд и, соответственно, уезжает с оборота до станции Слюдянка-1, что минимизирует стоянки поездов по опорной станции Суховская и главное – позволяет снизить оборот локомотивной бригады на указанном плече.<br />
<br />
– В организации длинных плеч задействованы и другие дирекции?<br />
<br />
– Без системного взаимодействия с Дирекцией тяги, Дирекцией по ремонту локомотивов, Дирекцией инфраструктуры мы бы этого не сделали. В процессе отправления поездов на длинные плечи осуществляется постановка адресных задач всем предприятиям причастных служб и дирекций. И каждый работник ВСЖД, задействованный в процессе, знает, что этот поезд идёт на длинное плечо и за ним требуется особый контроль.<br />
<br />
Эффективность данной технологии выражена в существенной разнице качественных показателей данного поезда в сравнении с аналогичным поездом, следующим на короткое плечо, в сторону увеличения.<br />
<br />
Особенно актуально использование указанной технологии в период масштабного развёртывания летней путевой кампании, а именно в период окончания технологических «окон», что позволит в период пропуска через вариантные графики минимизировать стоянки по станциям Слюдянка, Зима, Нижнеудинск.<br />
<br />
– А есть изменения в технологии, которые касаются только движенцев?<br />
<br />
– На сегодня рассматривается ввод в состав диспетчерского центра Дирекции узловых диспетчеров станций Тайшет и Иркутск-Сортировочный, с функциональными обязанностями и зоной ответственности гораздо большими, чем у подобных специалистов указанных станций. Данное новшество позволит существенно улучшить показатели работы двух сортировочных станций – Тайшет и Иркутск-Сортировочный, которые в настоящее время работают с превышением норматива простоя транзитных вагонов с переработкой, но с существенной динамикой к прошлому году. Впрочем, это должно быть достигнуто не только расширением зоны ответственности узлового диспетчера, но и с пересмотром всей технологии работы на станции.<br />
<br />
На сегодня указанные сортировочные станции работают с основными показателями лучше уровня прошлого года. Организовано гарантированное графиковое отправление поездов своего формирования по станциям Иркутск и Тайшет – 20 в смену по Иркутску и до 15 – из Тайшета.<br />
<br />
– По графику, как в пассажирском движении?<br />
<br />
– Точно! Кстати, о пассажирских поездах. При разработке графика движения на 2012 год учтены все замечания предыдущего года, план предоставления «окон» капитального характера и максимально оптимизировано количество пассажирских поездов, а также график их курсирования.<br />
<br />
Подобные мероприятия проведены и с графиком пригородных поездов при плодотворном взаимодействии с Байкальской пассажирской пригородной компанией.<br />
<br />
И теперь, когда все технологии расписаны, самое главное – это контроль и спрос за их выполнение.<br />
<br />
– И мотивация?<br />
<br />
– Начнем со станций. Первое – это работа комплексных бригад. Суть методики – вовлечение в перевозочный процесс всех работников предприятий узла. В Иркутске данная технология в стадии становления, по Тайшету работа организована. Каждый работник узла отчётливо знает границы своей ответственности и степень влияния на показатели, что положительно отражается на увеличении заработной платы.<br />
<br />
В диспетчерском центре внедрена система рейтинговой оценки поездных диспетчеров. Система стимулирует повышение профессионального уровня поездных диспетчеров, выполнение основных качественных показателей. По итогам работы лучшие получают существенные премиальные выплаты.<br />
<br />
Дополнительно пересмотрено премиальное положение диспетчеров, организующих работу узлов Тайшет и Иркутск-сортировочный, с повышением ответственности за простой транзитного вагона с переработкой и без переработки. <br />
<br />
– Пропускные возможности Восточно-Сибирской так или иначе зависят от соседей, а также влияют на ситуацию у них. Как вы взаимодействуете?<br />
<br />
– Первый шаг в решении полигонных проблем – это Центр управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) Восточного полигона с дислокацией в Иркутске. На сегодня идёт процесс становления и отработки технологии взаимодействия. Основополагающий документ, регламентирующий работу Восточного полигона на сегодня во всех взаимосвязях, – это технология работы локомотивов и локомотивных бригад, утверждённая распоряжением № 1093р первого вице- президента Вадима Николаевича Морозова.<br />
<br />
ЦУТР набирает обороты, находит и использует свои рычаги и возможности. Уже в начале его работы отмечены только положительные моменты.<br />
<br />
– Вывозить поток без больших потерь и стояний по узлам сейчас и обеспечивать пропуск грузов в период сезонных ремонтов пути – не одно и то же. Есть опасения за лето?<br />
<br />
– У нас согласован и разработан единый «оконный» створ с Красноярской, Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами. На сегодня регламентировано проведение «окон» капитального характера в строго определённые дни с чётким определением времени начала и окончания работ. Организация работы в соответствии с данной технологией позволит минимизировать сложности по продвижению чётного и нечётного вагонопотока в период масштабного развёртывания летней путевой кампании на объектах инфраструктуры. <br />
<br />
Беседовал Владимир Кузьмищев. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31