Железная дорога в творчестве Валентина Распутина давно занимает особое место.

15 марта исполнилось 75 лет выдающемуся русскому писателю Валентину Распутину. В тот же день в Иркутском госуниверситете открылась международная конференция, посвящённая его творчеству. Предлагаем вниманию читателей беседу с одним из гостей этого литературного форума кандидатом филологических наук Петром Каминским, которого заинтересовала тема железной дороги в произведениях нашего земляка.

"/> Державным путём | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120316 | 15 полоса
21 октября 2020 18:55

21 октября 2020 18:55

Державным путём

Железная дорога в творчестве Валентина Распутина давно занимает особое место.

15 марта исполнилось 75 лет выдающемуся русскому писателю Валентину Распутину. В тот же день в Иркутском госуниверситете открылась международная конференция, посвящённая его творчеству. Предлагаем вниманию читателей беседу с одним из гостей этого литературного форума кандидатом филологических наук Петром Каминским, которого заинтересовала тема железной дороги в произведениях нашего земляка.

Железная дорога в творчестве Валентина Распутина давно занимает особое место.<br />
<br />
15 марта исполнилось 75 лет выдающемуся русскому писателю Валентину Распутину. В тот же день в Иркутском госуниверситете открылась международная конференция, посвящённая его творчеству. Предлагаем вниманию читателей беседу с одним из гостей этого литературного форума кандидатом филологических наук Петром Каминским, которого заинтересовала тема железной дороги в произведениях нашего земляка.<br />
<br />
– Пётр Петрович, прежде чем перейти к теме разговора, расскажите, пожалуйста, немного о себе.<br />
<br />
– Мне тридцать один год. Родился в научно-педагогической семье: папа – физик, мама – химик.<br />
<br />
– А вы выбрали иную стезю, не связанную с естествознанием.<br />
<br />
– Я окончил факультет журналистики Томского госуниверситета, где сейчас и тружусь доцентом кафедры теории и практики журналистики. Являюсь кандидатом филологических наук.<br />
<br />
– Назовите, пожалуйста, тему кандидатской диссертации.<br />
<br />
– С удовольствием. «Публицистика Валентина Распутина: мировоззрение и проблематика».<br />
<br />
– Стало быть, творчество нашего земляка занимает вас на протяжении многих лет.<br />
<br />
– Конечно. С его книгами мне, как и другим моим сверстникам, посчастливилось познакомиться за школьной партой, благо произведения Валентина Григорьевича были включены в учебную программу. Особенно понравился рассказ «Уроки французского». По нему я потом, кстати, писал сочинение на выпускном экзамене и получил пятёрку. Никогда не перестану восторгаться талантом прозаика, сумевшего на примере одного мальчика отразить жизнь целого поколения крестьянских детей, вступавших в жизнь после войны.<br />
<br />
– Судя по всему, и работая в университете вы не расстались с Распутиным.<br />
<br />
– Да. Правда, здесь меня увлекла другая сторона таланта писателя – публицистика. Студентам нашего факультета, если они, разумеется, мечтают стать властителями дум, необходимо её изучать в обязательном порядке. Их дело – соглашаться или не соглашаться со взглядами Распутина, но юноши и девушки, идущие в журналистику, на мой взгляд, должны заглянуть в творческую лабораторию автора, умеющего глаголом жечь сердца людей. Валентин Григорьевич и в публицистике остаётся выдающимся художником слова, о чём убедительно свидетельствуют очерки «Транссиб» и «Кругобайкалка», вошедшие в книгу «Сибирь, Сибирь...». Читая их, вспоминаешь прозу Андрея Платонова и Александра Солженицына, стихи Сергея Есенина и Николая Рубцова, которые писали о железной дороге, о людях этой профессии.<br />
<br />
– Теперь понятно, почему именно анализ этих очерков лёг в основу вашего доклада на международной конференции по творчеству Распутина, состоявшейся в Иркутске пять лет назад.<br />
<br />
– Не только этих. Я обращался и к его ранним публикациям на аналогичную тему, внимательно просматривал подшивку газеты «Красноярский комсомолец» начала 60-х годов прошлого века, где будущий писатель в то время работал специальным корреспондентом и освещал строительство трасс Абакан – Тайшет и Решёты – Богучаны. Было крайне интересно проследить за эволюцией его мировоззрения с той поры по сей день.<br />
<br />
– И в чём она выразилась?<br />
<br />
– В течение минувших лет Валентин Григорьевич прошёл путь от романтика, воспевающего в давних статьях и репортажах преобразователя мира, покорителя таёжных просторов, до серьёзного философа, трезво осмысляющего органическое единство рукотворного и нерукотворного в «Транссибе» и «Кругобайкалке». Приведу такую цитату из последнего очерка: «Оглянёшься на Байкал, воркующий внизу: да ведь и ему теперь не представить, как быть ему без Кругобайкалки, без прекрасной и по-вдовьи тихой своей дочери, которую он не сразу признал, не сразу принял и без которой теперь не чает своей судьбы».<br />
<br />
– Мне кажется, в очерках о железной дороге писатель поднимает характерную для его публицистики, и не только публицистики, проблему памяти и беспамятства, отдавая должное подвижническому труду нашего народа, выдвинувшего из своих рядов целую плеяду блестящих инженеров-изыскателей вроде А.В. Ливеровского, Н.П. Моженинова, О.П. Вяземского, Н.Г. Гарина-Михайловского и других.<br />
<br />
– Согласен. Вовсе не случайно строки о подобных людях, «интеллигенции крепкой кости и здорового духа», согреты особой любовью автора. Распутин утверждает (и я ему верю), что «инженер-изыскатель и строитель выковался в Сибири в особый отряд рыцарского и верноподданнического служения России». И сейчас, не сомневаюсь, есть такие подвижники, как были они, кстати, в советское время. Но, к сожалению, нынешнее государство, занятое политическими играми и заклинаниями о модернизации, не способно обеспечить им простор для созидательных дел.<br />
Ян Ленский. фото: архив газеты «Восточно-Сибирский путь»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31