Первенец цветной металлургии в Восточной Сибири отметил полувековой юбилей.

Давний партнёр ВСЖД – ОАО «Иркутский алюминиевый завод» – прирастает новыми технологиями и сплавами.

"/> Город-спутник | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120217 | 8 полоса
24 октября 2020 10:03

24 октября 2020 10:03

Город-спутник

Первенец цветной металлургии в Восточной Сибири отметил полувековой юбилей.

Давний партнёр ВСЖД – ОАО «Иркутский алюминиевый завод» – прирастает новыми технологиями и сплавами.

Первенец цветной металлургии в Восточной Сибири отметил полувековой юбилей.<br />
<br />
Давний партнёр ВСЖД – ОАО «Иркутский алюминиевый завод» – прирастает новыми технологиями и сплавами.<br />
<br />
Город-спутник под Иркутском Шелехов в этом году ожидает череда праздников. Первый среди них – 50-летие главного шелеховского кормильца, алюминиевого завода. А вскоре отпразднует юбилей и сам город.<br />
<br />
Неделю назад металлурги с размахом отметили свой славный юбилей.<br />
<br />
– Пригласили и нас, железнодорожников, на юбилейную плавку, которая состоялась в новом, третьем литейном отделении электролизного цеха, – говорит и.о. начальника соседней с заводом станции Гончарово Ольга Колесник. – А памятную чушку с выбитой надписью «ИРКАЗу – 50 лет» заводчане отправили в свой музей.<br />
<br />
Союз железнодорожников и металлургов с первых дней работы этого приметного предприятия на юге Иркутской области всегда отличался крепостью и продуктивностью. В далёком 1962 году в четвёртом корпусе электролиза бригада Габидуллы Гайнулина произвела первую выливку крылатого металла. «Большой сибирский алюминий рождён!» – сообщали тогда всесоюзные и местные СМИ.<br />
<br />
С того памятного февральского дня ИРКАЗ произвёл 11,904 млн тонн металла.<br />
<br />
– Если это перевести на язык железнодорожников, то наш основной шелеховский партнёр за всё время своей работы отправил многочисленным потребителям 200 тыс. вагонов с алюминиевыми слитками, – дополняет статистику Ольга Колесник.<br />
<br />
В первый месяц текущего года гончаровцы вновь выполнили план по грузообороту. Хотя по сравнению с соответствующим периодом 2011-го вагонов с готовой продукцией шелеховских металлургов удалось отгрузить меньше – 696 единиц подвижного состава против 765. Тем не менее на местной промышленной площадке никто с ОАО «ИРКАЗ» и рядом не стоит. На его долю приходится 90% отправки и 85% получения грузов.Чем вам не настоящий лидер в далеко не последней по объёмам производства в Приангарье шелеховской индустрии?<br />
<br />
– В 2011 году выпуск товарной продукции составил 402,587 тыс. тонн – это максимальный годовой показатель за всё время работы ИРКАЗа, – сообщил генеральный директор входящей в ОАО «ИРКАЗ» компании «СУАЛ» Владимир Берстенёв.<br />
<br />
– Традиционно завод выпускает продукцию нескольких десятков спецификаций. По итогам прошлого года у нас было выпущено 11 видов катанки, 58 спецификаций сплавов, алюминия первичного по двум маркам, а также алюминий для Шанхайской фьючерсной биржи.<br />
<br />
К слову сказать, заказчиков у предприятия хватает. Например, только катанка отгружается потребителям из 26 стран, сплавы отправляются партнёрам из 11 государств, алюминий первичный чушковой – в четыре страны. Отсюда и нагрузка по полной на гончаровцев-железнодорожников. Скучать им не приходится.<br />
<br />
Готовится к 50-летию и Шелехов. Ещё с десяток лет назад он считался городом металлургов, кабельщиков и строителей. Но суровая рыночная действительность и здесь отнюдь не благосклонно отнеслась к славным представителям других профессий. ОАО «Иркутсккабель» хоть и входит по объёмам производства в пятёрку ведущих в своей отрасли российских заводов, но по сравнению с советскими временами явно подсел. С воды на квас перебивается и Восточно-Сибирский завод железобетонных конструкций, который был одним из крупнейших предприятий стройиндустрии на востоке страны. Приказал долго жить краснознамённый трест «Иркутскалюминстрой», построивший и город, и ИРКАЗ.<br />
<br />
Тем не менее Шелехов ещё за год до своего юбилея начал бойко готовиться к празднику. Здесь облагораживаются скверы и уличное покрытие, обновляется коммуналка – словом, возрождается статус самого ухоженного города Иркутской области. Помнится, во времена легендарного мэра Маины Архиповой Шелехов двадцать с лишним лет подряд завоёвывал первые места по благоустройству и озеленению в России. А вот 50-летие местные власти по недавней традиции решили приурочить ко дню металлурга, который состоится в середине июля.<br />
<br />
Короткая, по историческим меркам, летопись этого индустриального города с 50-тысячным населением не богата событиями вселенского масштаба. Его сами местные жители зовут «спальным вагоном»: пришёл после смены, поел, «ящик» посмотрел и на боковую – завтра рано вставать на работу.<br />
<br />
Но и здесь уже нашлись прочные исторические якоря. Один из них был закреплён по инициативе ребят школы №3, активно занимающихся краеведением. В детских головах в 1967 году родилась благородная идея соорудить памятник Сергею Гончарову, первому изыскателю отрезка пути от Иркутска до Слюдянки. Они поделились своими соображениями на страницах местной прессы: «Мы решили открыть пионерскую копилку, в которую вносим заработанные нами летом 30 рублей. В дальнейшем будем стараться зарабатывать средства путём сбора металлолома. Своим посильным трудом будем увеличивать эту сумму для сооружения постамента С.П. Гончарову на станции Гончарово».<br />
<br />
Подписали письмо 32 пионера. Инициативу школьников поддержали на ИРКАЗе. Однако постамент Сергею Гончарову так и не появился в городе. Зато на стене недавно капитально отремонтированного местного вокзала появилась мраморная мемориальная доска, посвящённая видному изыскателю железных дорог.<br />
<br />
Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31