Пленум дорпрофжела оценил состояние правозащитной работы.

На дороге выявляется тревожная закономерность: молодые руководители чаще допускают нарушения трудовых прав работника.

"/> Закон не дышло | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20111221 | 9 полоса
20 октября 2020 05:31

20 октября 2020 05:31

Закон не дышло

Пленум дорпрофжела оценил состояние правозащитной работы.

На дороге выявляется тревожная закономерность: молодые руководители чаще допускают нарушения трудовых прав работника.

Пленум дорпрофжела оценил состояние правозащитной работы.<br />
<br />
На дороге выявляется тревожная закономерность: молодые руководители чаще допускают нарушения трудовых прав работника.<br />
<br />
Впрочем, начнём со статистики. За пять лет правовыми инспекторами дорпрофжела проведено 1246 проверок. Выявлено 3927 отступлений от норм трудового законодательства. Среди них преобладали нарушения в сфере оплаты труда. Всего пришлось дополнительно начислить и выплатить 54 млн 680 тыс. руб. Рост таких нарушений произошёл в кризисный 2009 год. Тогда было отменено 224 незаконных приказа, а работникам возвращено 16 млн руб. <br />
<br />
Так что нынешние цифры, скажем прямо, не критичные, бывали времена и похуже. Благодаря энергичной работе пяти правовых инспекторов дорпрофжела (не менее шести проверок в месяц на брата), в этом году удалось снизить число таких правонарушений на треть. Например, за 11 месяцев 2011 года правовой инспекцией труда Улан-Удэнского филиала проведено 63 проверки соблюдения трудового законодательства и колдоговоров, внесено 50 представлений. В результате выплачено в пользу рабочих около 3 млн руб.<br />
<br />
Не все наши работодатели выполняют положения трудового законодательства. Продолжают иметь место нарушения в оплате труда. Ещё нередки сокращения, необоснованные привлечения работников к материальной и дисциплинарной ответственности.<br />
<br />
– Анализ показывает, что в наших профкомах вопросы о соблюдении трудового законодательства рассматриваются на заседаниях в среднем один раз в месяц, – подчеркнул в своём докладе председатель дорпрофжела Александр Старцев. – Только треть председателей профкомов самостоятельно вносят представления работодателям. Всего 8% профсоюзных лидеров инициируют привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Безусловно, большая часть таких нарушений устраняется путём переговоров с работодателями, в рамках социального партнёрства. Но такие переговоры не всегда приносят желаемые результаты. По представлениям председателя профкома эксплуатационного вагонного депо Улан-Удэ Людмилы Печёнкиной работникам возвращено в текущем году 255 тыс. 513 руб., а всего ей внесено 14 представлений. Вот на кого надо равняться!<br />
<br />
В ряде выступлений с трибуны прозвучала мысль о том, что чем моложе руководитель, тем больше он допускает ошибок при составлении приказов. В большинстве случаев это не вина командиров производства, а их беда. Многим из них не хватает правовой грамотности. В этом отношении профсоюзный актив дороги возлагает большие надежды на строящийся учебный центр на базе отдыха «Железнодорожник». Его пуск состоится через месяц-другой, а слушателями семинаров, в том числе и по правовым вопросам, станут не только профсоюзные активисты, но и руководители различного звена.<br />
<br />
– Мы всегда находили и находим конструктивные решения в диалоге с нашими профсоюзами, – уверен заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам Алексей Боровиков. – Сегодня на дороге внедрена трёхуровневая система оплаты труда, но работы по её доводке предстоит проделать немало. А что касается правовых ошибок, которые допускают в своих решениях молодые руководители, то они, к сожалению, были и останутся. Другое дело, что нужно стремиться к тому, чтобы таких ошибок было как можно меньше.<br />
<br />
Уровень правозащитной работы не поднять без привлечения к контрольной работе рядовых членов Роспрофжела. Очередным шагом для этого, как видится участникам декабрьского пленума, может стать дальнейшее развитие внештатной правовой инспекции труда. Сегодня в её рядах числится 18 активистов.<br />
<br />
Досталось на бобы в докладе Александра Старцева, в выступлениях с трибуны и не в меру горячим сторонникам так называемого заёмного труда. Не секрет, что вчерашние железнодорожники в аутсорсинговых компаниях теряют многое: индексацию зарплаты, целые пакеты социальных льгот. Конечно, профактив Восточно-Сибирской дороги отнюдь не против, чтобы работодатели в непрофильных видах деятельности добивались большей экономической эффективности за счёт привлечения фирм со стороны. Но роспрофжеловцы категорически против компаний-временщиков, тиражирования гражданско-правовых договоров, срочных соглашений на регулярные трудовые отношения. Такие изуверские ходы, по большому счёту, лишают человека труда куска хлеба.<br />
<br />
Доброй традицией дорожных профсоюзных мероприятий стало награждение лучших коллективов и профлидеров ценными призами и дипломами. На этот раз были отмечены коллектив детского оздоровительного лагеря «Сибиряк» за отличную подготовку объекта к летнему сезону и (в числе других) бывший председатель Тайшетского теркома дорпрофжела Василий Чертов, недавно ушедший на заслуженный отдых.<br />
<br />
После окончания пленума состоялось третье заседание профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Роспрофжела на ВСЖД. Делегаты приняли постановление «Об организационной структуре ППО на ВСЖД».<br />
<br />
Требуется решение<br />
<br />
Татьяна Стельмащук, правовой инспектор Улан-Удэнского филиала дорпрофжела:<br />
<br />
– В последнее время идёт активный процесс применения аутсорсинга. Это передача РСП-32 в ООО «РСП-М», автобазы в ООО «СКА». У работников снижается зарплата и уровень социальных гарантий относительно колдоговора ОАО «РЖД». Считаем, что руководство дороги в сложившейся ситуации должно достойно расставаться с работниками, трудовая биография которых не один год была связана с ВСЖД. Необходимо обеспечить их трудоустройство в компанию-аутсорсер путём проведения процедуры сокращения штата, а не настойчивого предложения перевода через увольнение.<br />
<br />
<br />
Игорь Филиппов, правовой инспектор Тайшетского филиала дорпрофжела:<br />
<br />
– В нашем регионе проведена большая работа по аттестации рабочих мест в дистанциях пути. В результате выявлены места с вредными условиями труда. Например, в ПЧ Тайшет в эту категорию попали бригадиры и монтёры пути. Что касается полагающихся выплат за вредность, то с этим некоторые руководители, и не только в этом ПЧ, мягко говоря, химичат. Считаю, что в Тайшетском регионе трудовые права путейцев ущемлены. Прошу руководителей путевого хозяйства обратить самое пристальное внимание на эту проблему и не доводить дело до обращений в трудовые инспекции, прокуратуры и суды. Нельзя низводить работу по аттестации до стрельбы по воробьям.<br />
<br />
<br />
Семён Капустин, правовой инспектор Северо-байкальского филиала дорпрофжела:<br />
<br />
– Нет сомнения в том, что у нас налицо слабая правовая подготовка управленческих кадров. Свежи в памяти времена кризиса, когда применялись различные формы экономии денежных средств. Причём в ход шли такие скрытые формы, как резервирование премий, плата по заниженным тарифам, скрытое совместительство, невыплата командировочных. Тогда нам удалось справиться с этим негативным валом. Думается, такие уроки не проходят бесследно как для нас, так и для руководителей различного звена. По крайней мере, командиры Северобайкальского региона ныне более внимательно относятся к обращениям профкомов по соблюдению правил трудового законодательства.<br />
Полосу подготовил Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31