В ОАО «РЖД» под руководством департамента технической политики ведётся системное внедрение корпоративной интегрированной системы менеджмента качества (КИ СМК).

Особое место в системе менеджмента качества занимает принцип бережливого производства. Его внедрению в пилотных подразделениях Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог была посвящена двухдневная региональная школа передового опыта, прошедшая на базе ремонтного локомотивного депо Нижнеудинск.

"/> Сберечь – значит преумножить | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20111118 | 1,4 полоса
25 октября 2020 14:27

25 октября 2020 14:27

Сберечь – значит преумножить

В ОАО «РЖД» под руководством департамента технической политики ведётся системное внедрение корпоративной интегрированной системы менеджмента качества (КИ СМК).

Особое место в системе менеджмента качества занимает принцип бережливого производства. Его внедрению в пилотных подразделениях Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог была посвящена двухдневная региональная школа передового опыта, прошедшая на базе ремонтного локомотивного депо Нижнеудинск.

В ОАО «РЖД» под руководством департамента технической политики ведётся системное внедрение корпоративной интегрированной системы менеджмента качества (КИ СМК).<br />
<br />
Особое место в системе менеджмента качества занимает принцип бережливого производства. Его внедрению в пилотных подразделениях Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог была посвящена двухдневная региональная школа передового опыта, прошедшая на базе ремонтного локомотивного депо Нижнеудинск.<br />
<br />
Как подчеркнул заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян (на снимке в центре), в реализации столь важного для компании проекта участвуют шесть магистралей (в том числе ВСЖД), а также десять вертикально интегрированных дирекций. В целом по железнодорожной отрасли России в проекте бережливого производства задействовано более 30 тыс. сотрудников. В сети «Интранет» ОАО «РЖД» работает сайт «Бережливое производство». На этом портале железнодорожники могут найти немало полезных для себя информационно-методических и аналитических материалов.<br />
<br />
Артур Акопян сообщил, что в первой декаде декабря по результатам внедрения и оценки достигнутых эффектов будут определены лучшие подразделения в проекте внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД».<br />
<br />
Есть ли шансы войти в их число у работников нашей магистрали? Несомненно. Сам факт проведения столь значимой школы на Восточно-Сибирской магистрали уже говорит о многом.<br />
<br />
По словам главного инженера ВСЖД Александра Мещерякова, с 2007 по 2011 год обучение по различным программам основ управления качеством и бережливого производства прошли 1526 работников нашей дороги. А навыки их внедрения преподают в ИрГУПСе и в региональных отделах дорожного центра обучения.<br />
<br />
В число подразделений для пилотной обкатки системы вошли Слюдянская дистанция пути, моторвагонное депо ст. Военный Городок, Иркутск-Сортировочная дистанция СЦБ, Нижнеудинское ремонтное локомотивное депо, Тайшетское эксплуатационное вагонное депо, Вихоревская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, участок производства ДПМ на ст. Слюдянка, Нижнеудинская дистанция электроснабжения. По всем названным адресам проводятся практические семинары непосредственно на рабочих местах.<br />
<br />
Основные слагаемые бережливого производства на ВСЖД – высвобождение площадей, оптимизация перемещения сотрудников при выполнении должностных обязанностей, сокращение времени ожидания, поиска инструмента и запчастей, уменьшение простоя в ремонте. Сбереженние по сути становится синонимом преумножения производительных сил компании.<br />
<br />
Вообще ценных для всей сети наработок на Восточно-Сибирской немало. И это признают многие. Вот и на нижнеудинском семинаре главный инженер Дальневосточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава Дмитрий Грачёв заявил, что он был просто поражён высочайшим уровнем технологий бережливого производства в ТЧР Зима.<br />
<br />
Напомню, что в августе 2011 года на базе этого предприятия состоялся совет главных инженеров ЦТР. К слову, немало сил к совершенствованию работы зиминского депо приложил Роман Субботин, ставший недавно заместителем начальника Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава. И теперь, выступая в Нинеудинске, он подчеркнул, что решающим компонентом внедрения технологий бережливого производства является усиление мотивации и вовлечение в эту работу персонала.<br />
<br />
И с такой постановкой вопроса не поспоришь. В одиночку, без поддержки лидеров первоначального звена производства – мастеров и бригадиров, – руководитель предприятия, пусть даже обладающий недюжинными организаторскими способностями, просто не в силах добиться поставленных целей. Воистину, кадры – самый ценный капитал ОАО «РЖД». Никто кроме самих работников не знает, как лучше организовать производственный процесс на их рабочих местах. По сути, консультанты в области качества могут только дать рекомендации о том, как улучшить дело. Но не более.<br />
<br />
По мнению начальника ремонтного локомотивного депо Нижнеудинск Виктора Селезнёва, именно благодаря вовлечённости персонала в процесс внедрения технологий бережного производства, коллективу ремонтников удалось добиться роста производительности труда на 6,5%, сэкономить более 27,1 млн руб.<br />
<br />
Одним из действенных инструментов бережливого производства является система TPM (всеобщее обслуживание оборудования). По словам заместителя начальника ТЧР Нижнеудинск по качеству Юрия Котова, внедрение ТРМ на предприятии началось с лимитирующего оборудования. Были выбраны несколько станков механического и заготовительного цехов, не имеющих аналогов и заменителей. Установлен ежедневный мониторинг их состояния. Это позволило уже на ранних стадиях предотказного состояния проводить профилактические мероприятия, позволяющие использовать оборудование с максимальной эффективностью.<br />
<br />
Главный инженер Восточно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Николай Гук говорил о внедрении системы «точно в срок». Первыми её стали применять в ТЧР Улан-Удэ. Для этого несколько изменили технологию работы деповской кладовой. На полках стеллажей установили в два ряда пластиковые боксы красного и синего цвета. За синим боксом стоит красный (в обоих лежат одинаковые материалы). Когда в синем боксе заканчиваются запчасти, его убирают и вперёд выдвигается красный. Для работника, ответственного за пополнение запаса, это сигнал о том, что материалы заканчиваются. Он оперативно пополняет запас, и снова синий бокс ставится вперёд красного.<br />
<br />
По словам Николая Гука, опыт уланудэнцев постепенно распространяется и на другие предприятия. В частности, подобные мини-кладовые уже созданы в Нижнеудинске и Зиме.<br />
<br />
В целом в ВС ДРТ вопросам снабжения уделяется неослабное внимание. В частности, маркируются места хранения запчастей, составляются номенклатуры для уменьшения затрат времени на поиск нужного наименования. В ТЧР Улан-Удэ задействована АСУ «Депо шрих-код», позволяющая автоматически находить необходимые документы для списания полученных запчастей, существенно упрощать работу по формированию заказа, отслеживать наличие тех или иных материалов и даже степень работоспособности деталей в процессе эксплуатации.<br />
<br />
Подводя итоги школы, Артур Акопян, подчеркнул, что бережливое производство – это не дань моде, а здравый смысл бизнеса. Чтобы лидировать на рынке транспортных услуг, нужно быть конкурентоспособным. А внедрение технологий бережливого производства – один из верных путей инновационного развития.<br />
Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31