Железнодорожная семья Сергеевых, всю жизнь проработавшая на ВСЖД, выпестовала колоритного флотоводца, последнего российского командующего эскадрой в Индийском океане Валерия Сергеева.

На днях в стране тихо и незаметно прошёл славный праздник – 315-летие Российского регулярного флота. Многие работники Восточно-Сибирской, в молодости отслужив срочную на морях, вспоминают эти славные годы с непреходящей ностальгией.

"/> Воспитать адмирала | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20111107 | 11 полоса
21 октября 2020 01:57

21 октября 2020 01:57

Воспитать адмирала

Железнодорожная семья Сергеевых, всю жизнь проработавшая на ВСЖД, выпестовала колоритного флотоводца, последнего российского командующего эскадрой в Индийском океане Валерия Сергеева.

На днях в стране тихо и незаметно прошёл славный праздник – 315-летие Российского регулярного флота. Многие работники Восточно-Сибирской, в молодости отслужив срочную на морях, вспоминают эти славные годы с непреходящей ностальгией.

Железнодорожная семья Сергеевых, всю жизнь проработавшая на ВСЖД, выпестовала колоритного флотоводца, последнего российского командующего эскадрой в Индийском океане Валерия Сергеева.<br />
<br />
На днях в стране тихо и незаметно прошёл славный праздник – 315-летие Российского регулярного флота. Многие работники Восточно-Сибирской, в молодости отслужив срочную на морях, вспоминают эти славные годы с непреходящей ностальгией.<br />
<br />
Живёт в Иркутске и учится в лицее №36 ОАО «РЖД» Слава Пигарев. Его отец Антон Пигарев трудится заместителем начальника отдела Иркутского информационно-вычислительного центра. Не так давно у семиклассника Славы открылась редкая по нынешним временам тяга к серьёзному труду – кропотливо собирать биографические данные о своих далёких предках. Он даже генеалогическое древо создал. По версии школьника выходило, что в освоении сибирских земель принимал участие казак Василий Сергеев и его неведомая суженая греческого происхождения. <br />
<br />
Так на самом деле или не так, но православный народ всегда отличался любовью к морским странствиям. Кто знает, может именно балканский ген «выстрелил» в определении судьбы будущего вице-адмирала Валерия Сергеева, родственника лихого казака-ушкуйника.<br />
<br />
Если рассуждать по-житейски, то Валерию, выпускнику одной из ново-ленинских средних школ Иркутска, на роду было начертано стать железнодорожником. Дело в том, что крестьянский сын Георгий Колбин из центральной России, более близкий по времени предок Сергеевых, в годы Столыпинской реформы взял да и отправился пешком на строительство Транссибирской магистрали. По семейному преданию, «он три пары лаптей сносил, прежде чем дошёл до сибирской сторонки». Георгий действительно стал возводить стальную колею среди таёжных дебрей, но непосильный труд подорвал здоровье. Родственники схоронили его на станции Танхой.<br />
<br />
Более удачливым был его сын Евгений, 1912 года рождения. Окончив Мысовскую железнодорожную школу и соответствующее училище в Иркутске, стал работать машинистом паровоза на станции Слюдянка. Во время войны ему пришлось водить составы в зоне военных действий. Уже в послевоенные годы был награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётному железнодорожнику». А за долгие годы ударной работы локомотивщик с берегов Байкала был отмечен орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.<br />
<br />
Родители будущего вице-адмирала тоже были железнодорожниками. Николай и Зинаида дружили, как целомудренно говорили тогда, ещё с довоенных студенческих лет в Томске. Когда Николай окончил электромеханический институт, а Зинаида – медицинский, то молодых специалистов направили на станцию Ружино, что на Дальневосточной дороге. Но Николаю там толком освоить профессию паровозника не дали, его сорвала с места война с Японией. А на руках у семьи уже были дети – Валера и Таня. <br />
<br />
После победы на Дальнем Востоке он получил предписание по линии Наркомата путей сообщения прибыть на ВСЖД. Именно на станции Иркутск-Сортировочный супруги Сергеевы, что называется, развернулись на службе, став востребованными, штучными специалистами. <br />
<br />
Со временем Николай стал работать в ревизорском аппарате ВСЖД, а к врачу-стоматологу Зинаиде на приём в клиническую больницу на станции Иркутск-Сортировочный записывались «в порядке очереди». Недаром её несколько раз избирали депутатом в местные советы народных депутатов. <br />
<br />
Своих детей Сергеевы воспитывали по-железнодорожному, в рамках разумной строгости. Валера успешно учился в иркутской школе №34, играл в школьном оркестре народных инструментов, гонял мяч, как полагается пацану, на клочковатых футбольных полях второго Иркутска. Потом сосредоточился на тяжёлой атлетике и боксе. Здесь он действительно стал докой. Штангу тягал на уровне мастера спорта, а в боксе посылал соперников в нокдауны.<br />
<br />
Крепость и точность сергеевской перчатки долго помнили в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С.О. Макарова. Сюда он попал не только благодаря отличной школьной подготовке и комсомольской путёвке, но и отменным физическим данным.<br />
<br />
...Нет смысла перечислять заслуги этого истинно российского флотоводца, не сходящего с командирского, а потом адмиральского мостика в течение многих лет. Достаточно сказать, что тогдашние потенциальные противники, американцы, стали называть его Большим лисом – за хитроумные и неожиданные приёмы вывода своих боевых кораблей из-под их назойливого контроля.<br />
<br />
В те дореформенные годы североафриканская шпана, ныне успешно промышляющая морскими разбоями, и в мыслях не могла себе позволить взять в заложники нефтеналивной танкер. Знали: ответ российских моряков будет точным и молниеносным. Потому себе дороже было пиратствовать на море.<br />
<br />
С позицией вице-адмирала Сергеева согласовывали свои действия лидеры многих государств Африки и Ближнего Востока. Он был представителем державы, от действий которого в немалой степени зависела экономика и безопасность нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Африки. Недаром Правительство СССР отметило вице-адмирала Сергеева, не мыслящего своей жизни без моря, тремя степенями ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», что иные знатоки наградного дела приравнивают к званию Героя России. Кроме того, флотоводец имел орден Красной Звезды.<br />
<br />
Дослуживал Моряк с большой буквы на Черноморском флоте, возглавляя Керченско-Феодоссийскую военно-морскую базу. Он, большой и сильный человек с державным мышлением, своими глазами видел, как бывшие республики после распада Союза делили красу и гордость страны – её флот.<br />
<br />
– Последние годы он жил в Новороссийске, работал на гражданке – главным капитаном-наставником Новороссийского морского пароходства, – говорит племянник вице-адмирала железнодорожник из Иркутска Антон Пигарев. – Но распада державы он перенести не смог...<br />
<br />
Ныне имя вице-адмирала Сергеева занесено на мемориальные доски в Центральном музее ВМФ в Санкт-Петербурге и на доме, где он жил последние годы в России. Только в Иркутске забыли своего адмирала, ставившего честь своей страны выше собственной жизни.<br />
Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31