25 октября 2020 22:00

25 октября 2020 22:00

С выездом на линию огня

Борцы с лавинами из трёх филиалов ОАО «РЖД» обменялись опытом работы.<br />
<br />
На днях в Северобайкальске прошла первая в истории ОАО «РЖД» сетевая школа-семинар работников центров диагностики и дистанций пути по организации противолавинной работы на лавиноопасных участках.<br />
<br />

Борцы с лавинами из трёх филиалов ОАО «РЖД» обменялись опытом работы.

На днях в Северобайкальске прошла первая в истории ОАО «РЖД» сетевая школа-семинар работников центров диагностики и дистанций пути по организации противолавинной работы на лавиноопасных участках.

Resize of 6-1.jpg

В первый «школьный» день участники учений с Восточно-Сибирской, Красноярской и Дальневосточной железных дорог обсудили основные проблемы и современные методы борьбы с лавинами. Докладчики и содокладчики активно использовали возможности мультимедийного оборудования: показывали различные видеосюжеты и слайды.

– Мы с коллегами детально проанализировали существующие инструкции по обеспечению безопасности и обсудили ряд предложений по внесению дополнений в регламентирующие нормативные документы, – прокомментировал первый день учёбы начальник противолавинной станции (ПЛС) ВСЖД Андрей Гессен. – Рассмотрены также предложения по экипировке личного состава специальным горным снаряжением, оборудованием, инструментами, спецодеждой и по развитию противолавинных станций.

На другой день автомотриса с десантом противолавинщиков трёх железных дорог взяла курс на Дельбичинду, где расположены огневые позиции северян. Уже на дальних подступах к перевалу Дабан горные духи, видимо, решили показать гостям свою грозную мощь и суровый нрав. Ещё в Гоуджеките светило солнышко, в окнах проплывали чудесные осенние пейзажи, а через несколько километров вокруг внезапно потемнело, заклубились чёрные тучи, завыл леденящий ветер. Так что при первой же остановке у железобетонной подпорной стенки галереи №3 гости в буквальном смысле прочувствовали наш снежный-ветровой северный экстрим. Погода не помешала красноярцам и дальневосточникам с большим интересом осмотреть противолавинные и противоселевые датчики на перегонах. Эти простейшие устройства соединены с пультом дежурного по станции. При срабатывании датчика загорается тревожная лампочка, предусмотрено и дополнительное оповещение дежурного по станции и машинистов поездов с помощью автоматического включения речевого информатора.

Resize of 6-2.jpg

– Мы почерпнули много ценной информации, – признал начальник Чульжанской дистанции пути Красноярской железной дороги Андрей Калинченко. – Кое-что мы непременно будем у себя внедрять – скажем, те же противолавинные и противоселевые датчики, а также защитные дамбы. К слову, и наши наработки заинтересовали коллег с ВСЖД – по видеонаблюдению и освещению лавиноопасных участков, по методике закладки взрывчатки на лавино- опасных склонах.

В «штаб-квартире» противолавинщиков-северян, расположенной близ поста ЭЦ станции Дельбичинда, гости оценили качество горного альпинистского снаряжения и «ассортимент» приборов, имеющихся на метеостанции. Хозяевам было что показать: полностью готовый к штурму горных склонов снегоход «Буран», пять комплектов специальных широких лыж, подбитых мехом-камусом (чтобы не проскальзывали назад), несколько пар снегоступов – оказывается, эти приспособления для ходьбы по настовому снегу выпускаются в разных модификациях. А ещё – рюкзаки для горных походов, радиомаячки, пятиметровые самодельные металлические щупы (телескопические заводские часто ломаются), полный комплект раций, бинокли и – куда же без них! – лопаты для рытья шурфов в снежной толще.

Заметим, что для принудительного спуска лавин работники ПЛС ВСЖД используют артиллерийскую систему КС-19 калибра 100 миллиметров, которая стоит на вооружении более двух десятков стран.

– Да, у нас применяется артиллерия, а у красноярцев и дальневосточников, где горы не очень высокие, практикуется закладка фугасов по лавиноопасным склонам, – отметил заместитель начальника центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры ВСЖД Шамсудин Магомедханов. – Хотя, возможно, со временем будет придумана ещё более эффективная методика принудительного спуска лавин. Относительно опыта красноярцев, практикующих видеонаблюдение и освещение лавиноопасных мест. Я считаю, нам обязательно нужно это перенимать. Ведь, если бы минувшей весной на 1004-м километре было освещение, машинист поезда сообщением Северобайкальск – Киренга, вероятно, увидел бы сошедшую лавину и не въехал в неё…

Так что не всё ещё в инструкции №1546 изложено и учтено. Каждая дорога будет вносить в неё свои предложения – наряду с представителями науки и работниками МЧС.

– Да, сегодня мы работаем над созданием специального руководства, которое объединит опыт и предложения всех противолавинных станций, – добавляет руководитель отраслевой лаборатории СГУПСа по борьбе с лавинами и заносами на железнодорожном транспорте Сергей Шевчук. – Важно увязать все методики, нацеленные на обеспечение устойчивой безопасности движения поездов, и наладить оперативный обмен информацией.

По мнению заместителя начальника Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС РФ кандидата технических наук Виктора Гулевича, основным направлением в развитии и безопасной эксплуатации инфраструктуры на лавиноопасных участках должно быть возведение защитных сооружений. Причём их строительство должно основываться на данных многолетних наблюдений.

Ну а следующая школа-семинар пройдёт на Дальнем Востоке…

Сергей Ринчинов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31