19 октября 2020 18:37

19 октября 2020 18:37

От «овечки» до «банкомата»

30 октября Тайшетское локомотивное депо отметит своё 75-летие.<br />
<br />
– Как вы себя сегодня ощущаете, в «свои» 75? – спрашиваем начальника депо Георгия Балдакова, конечно, не о возрасте, а о том, в каком качественном состоянии подошло к своему солидному рубежу предприятие с историей в три четверти века.<br />
<br />

30 октября Тайшетское локомотивное депо отметит своё 75-летие.

– Как вы себя сегодня ощущаете, в «свои» 75? – спрашиваем начальника депо Георгия Балдакова, конечно, не о возрасте, а о том, в каком качественном состоянии подошло к своему солидному рубежу предприятие с историей в три четверти века.

Георгий Анатольевич сразу настоятельно просит воспринимать юбилей депо как праздник общий и ремонтников, и эксплуатационников:

– По производственному статусу, по экономическим отношениям и по функциональной ответственности мы к настоящему моменту разделились: машинисты отдельно, слесари отдельно. Но коллектив отнёсся к этому с пониманием, без трений, без каких-либо критических сомнений и скепсиса. К этому готовились загодя, все работники были хорошо информированы, идеология проста и ясна, поэтому проблем не возникало. С первого октября текущего года мы вошли в Центральную дирекцию тяги. Ну а славная история депо она как была, так и осталась достоянием всей нашей дружной семьи тайшетских локомотивщиков. Очередным поводом вспомнить обо всём хорошем как раз и будет встреча работников на юбилейном торжестве в ДК «Железнодорожник». Туда мы приглашаем и ветеранов депо наших бывших руководителей, инженеров, техников, машинистов, слесарей.

По производственному статусу, по экономическим отношениям и по функциональной ответственности мы к настоящему моменту разделились: машинисты отдельно, слесари отдельно. Но коллектив отнёсся к этому с пониманием, без трений, без каких-либо критических сомнений и скепсиса. К этому готовились загодя, все работники были хорошо информированы, идеология проста и ясна, поэтому проблем не возникало. С первого октября текущего года мы вошли в Центральную дирекцию тяги. Ну а славная история депо она как была, так и осталась достоянием всей нашей дружной семьи тайшетских локомотивщиков. Очередным поводом вспомнить обо всём хорошем как раз и будет встреча работников на юбилейном торжестве в ДК «Железнодорожник». Туда мы приглашаем и ветеранов депо наших бывших руководителей, инженеров, техников, машинистов, слесарей.

Исторические вехи Тайшетского локомотивного можно проследить с помощью документальных материалов музея трудовой славы предприятия, там же хорошо представлены все сложившиеся традиции.

Создан музей был при деятельной поддержке известных в локомотивном мире личностей, которые в разные годы были начальниками депо, Михаила Крутика и Владимир Кариха. А хранителем исторических ценностей вот уже на протяжении ряда лет является Анатолий Радионов. В прошлом машинист паровоза, активный партийный и профсоюзный работник, истинный наставник нескольких поколений молодёжи, Анатолий Михайлович и сам по себе живая история. Его стаж в депо 56 лет. С его подачи и при непосредственном авторском участии об истории депо изданы книги «Рождённое Транссибом» и «Для нас не было слова «не могу».

Проведение уроков по крае-ведению в музее для школьников дело привычное и давно отлаженное. Но не только дети бывают здесь. Молодые работники депо, которые только устроились на работу, по негласному деповскому правилу посещают залы трудовой и боевой славы, знакомятся с этапами развития предприятия, с производственными династиями, с трудовыми достижениями.

А что отличная традиция и неплохой элемент воспитания! Подышит вновь принятый на работу помощник машиниста «музейной пылью», впитает в себя атмосферу трудовых свершений старших коллег и захочет трудится ещё лучше, с ещё большей ответственностью, ещё более результативно.

Это вполне логично: с годами и техника совершенствуется, и человек с её помощью может достичь большего. Если, скажем, в 30–40-е годы молодые парни кочегарили ещё на паровозах серии Ов, которые в народе имели прозвище «овечка», то нынешняя молодёжь осваивает мощные электровозы «Ермак». Это уже не 12,5 км ходу в час с грузовым составом в десять – пятнадцать двухосных вагонов общим весом 600 тонн. «Ермак» со скоростью в добрую сотню километров в час утянет по прямой состав в 6 тыс. тонн, и это не предел. Кстати, к современным локомотивам тоже прилипают прозвища. Кто-то из машинистов поведал, что односекционный «Ермак» в народной речи зовётся «банкоматом», что показалось нам довольно забавным.

Почему история локомотивного депо в Тайшете отсчитывается с 1936 года, а не со времён пуска Транссиба? Ведь два первых здания паровозного депо были построены ещё в 1898 году. Уже тогда в них размещались кузница, заплавочная, котельная, наждачный, сверлильный, токарный станки и шесть ремонтных канав. Освещение было факельно-керосиновым. Обслуживало депо небольшое подразделение, объединявшее слесарей, паровозных машинистов и кочегаров.

Технология ремонта, конечно, была примитивной, время простоя паровоза в ремонте доходило до 14–16 суток. В таком виде депо просуществовало до середины 30-х годов прошлого столетия, пока на замену ему не было выстроено новое.

Вот это второе рождение и стало точкой отсчёта Тайшетского локомотивного. Депо коренным образом отличалось от своего предшественника размерами и техническим оснащением. Если в старом корпусе ремонтировалось 6–8 машин в месяц, то новое пропускало через себя 24 паровоза. 30 октября 1936 года из ворот промывочного цеха вышла первая отремонтированная машина под управлением машиниста Василия Эйхнера. Отсюда и дата рождения.

С приходом в 1937 году в депо нового руководителя Петра Муратова начался и новый этап развития предприятия. Используя мощности новых локомотивов, тайшетцы изменили и технологию вождения. Бригады стали работать на удлинённом плече без остановки в Алзамае до Нижнеудинска. В итоге добились большого экономического эффекта. Через два года депо было признано лучшим на сети дорог СССР.

В годы военного лихолетья многие деповчане ушли на фронт, часть их была направлена в прифронтовые зоны в составе военных железнодорожных отделений. Коллектив депо редел профессионалами, но пополнялся молодыми рабочими и даже подростками, которые обучались ускоренно. К 1943 году половину работников составляли женщины. С 1941 по 1944 год работой депо управлял Михаил Полетаев, а затем его сменил Илья Алдин, который прошёл путь от помощника машиниста паровоза и машиниста-наставника по обучению бригад лунинско-кривоносовской технологии эксплуатации паровозов до руководителя.

Послевоенное восстановление экономики требовало интенсификации работы железнодорожного транспорта. При возросшей плотности движения требовались кадры машинистов новой формации, которые должны были обеспечить работу по лунинскому методу.

И тайшетское депо в очередной раз подтвердило своё звание передового коллектива. Коллектив стабильно выполнял государственный план перевозок. Каждый месяц подводились итоги соцсоревнования, победителям вручались призы, премии, почётные грамоты. А по итогам года за безаварийную производительную работу лучшим машинистам вручали так называемую наркомовскую премию в торжественной обстановке, в присутствии членов семей, под музыку духового оркестра. Только за 1950–1954 годы приказами начальника депо Ильи Алдина было отмечено 450 человек...

Трудовое соревнование всегда было и сегодня является в Тайшетском депо стимулом к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии. Так, в конце семидесятых годов локомотивщики Тайшета первыми стали водить состыкованные поезда, доводя их вес до восьми тысяч тонн.

Маневровые локомотивы на станции стали управляться «в одно лицо», то есть без помощника машиниста. Этот метод был подхвачен железнодорожниками всей страны.

Ремонтники Тайшетского депо внедрили передовой метод ремонта по принципу «без предъявления приёмщику МПС», то есть сами заполняли лист качества ремонта и отвечали за исправность локомотива в эксплуатации.

Смена паровозов на тепловозы и электровозы потребовала от коллектива полной переквалификации. В этом деле тайшетцам тоже помогали их корневые традиции в методах обучения, в наставничестве.

Депо развивалось и обретало свою уникальность на Транссибе благодаря строительству БАМа и ветки до Абакана. Тайшетские машинисты обслуживали все четыре направления, что было и ответственно, и почётно.

Ещё одна особенность Тайшета: цех ПТОЛ позволял проводить ремонт электровозов разных серий. Год назад он обрёл второе дыхание в виде реконструкции. Сегодня он принимает на обслуживание с трёх дорог локомотивы 11 серий и это многообразие требует от ремонтного персонала высокой квалификации.

В беседе с председателем профкома эксплуатационного депо Александром Афанасьевым мы узнаём, что в канун юбилея в депо собраны необходимые документы и подана заявка, чтобы занести предприятие в «Книгу почёта» города Тайшета.

– Из истории города уже никогда не вычеркнуть имена тех, кто самоотверженно здесь трудился, сотни людей упомянуты в наших музейных архивах, говорит Александр Никитович. Сегодня в депо продолжают работать признанные профессионалы, которые тоже создают его историю: Олег Духанин, Валерий Попыловский, Александр Бодиков, Сергей Кузьмин, Виктор Захаренко, Сергей Ермаков, Юрий Перминов, Юрий Пестерев, Александр Терещенко, Дмитрий Сёмин, Любовь Миронова, Николай Репин и многие другие. Я уверен, что с таким коллективом депо наше украсит летопись Тайшета.

Из истории города уже никогда не вычеркнуть имена тех, кто самоотверженно здесь трудился, сотни людей упомянуты в наших музейных архивах, говорит Александр Никитович. Сегодня в депо продолжают работать признанные профессионалы, которые тоже создают его историю: Олег Духанин, Валерий Попыловский, Александр Бодиков, Сергей Кузьмин, Виктор Захаренко, Сергей Ермаков, Юрий Перминов, Юрий Пестерев, Александр Терещенко, Дмитрий Сёмин, Любовь Миронова, Николай Репин и многие другие. Я уверен, что с таким коллективом депо наше украсит летопись Тайшета.
Владимир Кузьмищев (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31