29 октября 2020 08:15

29 октября 2020 08:15

Моряк сошёл на берег

Павел Моргулис надеется на свои рабочие руки и блестящую инженерную подготовку.<br />
<br />
Военный инженер-подводник с уровнем знаний выпускника Массачусетского технологического института сегодня один из самых уважаемых новаторов ремонтного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный.<br />
<br />

Resize of 9-1.jpg

Павел Моргулис надеется на свои рабочие руки и блестящую инженерную подготовку.

Военный инженер-подводник с уровнем знаний выпускника Массачусетского технологического института сегодня один из самых уважаемых новаторов ремонтного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный.

Resize of 9-2.jpg

– Я рельсы увидел на пенсии, – скромничает ветеран подводного флота России, капитан третьего ранга в отставке Павел Моргулис.

За плечами морского волка 18 боевых дежурств, иначе говоря, автономок, когда атомоход на недели уходит в плавание, один на один с океанскими глубинами и потенциальным противником. Полтора десятка лет он был бессменным членом команды одной из атомных подводных лодок, боевой единицы второй флотилии Тихоокеанского флота, расквартированной в Вилючинске, что на Камчатке. В то время потенциальные противники из НАТО называли эту базу «осиным гнездом».

Судьба не предполагала резких поворотов в жизни Моргулиса, вошедшего не без колоссального труда и выдержки в элиту советских вооружённых сил и дослужившего до командира электромеханической боевой части современного атомохода, способного стереть с лица Земли целые города.

Resize of 9-3.jpg

Казалось, кубанскому казачку, получившему в ПТУ профессию слесаря-инструментальщика и работавшему на Уральском автозаводе, военно-морская карьера и дальние походы в просторах Тихого океана не светили.

...Осенью 1965-го группа только что подготовленных бойцов для несения службы на ракетной точке валялась на травке аэродрома Байконур в ожидании вылета на первое боевое дежурство. Небо разорвала мощь турбин ТУ-104, заходившего на посадку. Пашка глазам своим не поверил, когда с трапа начали сходить наши прославленные космонавты во главе с Юрием Гагариным.

– Что, ребята, скучаете? – сверкнули озорством глаза любимца всей страны. – А как насчёт футбола? – предложил он, поигрывая невиданным по тем временам ниппельным мячом из чистой кожи.

Конечно, тот матч им доиграть не дали. Ребятам поступил приказ садиться на борт. А напоследок Паша, собравшись с духом, попросил космонавтов, среди которых мелькнуло знакомое с газетных полос лицо Германа Титова, подарить им мяч. Отказали с сожалением, даже для них этот мяч оказался величайшей по тем временам ценностью.

Если бы не спорт, то навряд ли Павлу Моргулису светила бы карьера блестящего морского офицера. Смолоду на Урале он успешно играл с соперниками на хоккейном корте. В начале шестидесятых заводская команда уральских автомобилестроителей била всех, кто попадётся под горячую руку. Даже и тогда не слабую команду «Салават Юлаев» разгромили на её льду с «позорным» счётом 11:1. После такого конфуза разъярённые болельщики башкирской команды грозились побить гостей. Немудрено, что на нападающего заводчан Павла Моргулиса положили глаз селекционеры из известного на всю страну челябинского «Трактора». Он даже там сезон 1964–65 годов отыграл, став кандидатом в мастера спорта. Парень часы накручивал в электричках, чтобы вовремя попасть из Миасса в Челябинск, на тренировку или матч. Кроме того, Паша имел первый разряд по футболу, волейболу, велосипедным шоссейным и лыжным гонкам, гребле, вольной борьбе. Как же ему, родившемуся около Чёрного моря, с лёту схватывающему знания по точным наукам, с таким спортивным «иконо- стасом» не мечтать стать морским офицером? Он и стал курсантом Севастопольского военно-морского инженерного училища, выдержав чудовищный конкурс со второго захода. Тогда молодёжь валом шла в этот «продвинутый» вуз с передовой по тем временам обучающей программой. Именно здесь, на факультете спецэнергоустановок, готовили военных подводников-атомщиков.

Он был на курсе одним из лучших курсантов, и потому парню предложили на выбор службу на любом из четырёх российских флотов. Он попросил направление на тогда забытую Богом Камчатку. Ей и оставался верен до конца службы, как и его сын Алексей, тоже ставший офицером-подводником. А когда пришло время увольняться в запас и появилась возможность приобрести квартиру в любом уголке страны, в том числе в Москве, он шутливо предложил супруге:

– Тань, давай осядем у нас, на Кубани, там хоть вволю босиком по травке набегаешься.

– Нет уж, давай двигаться к моему Иркутску, я предпочитаю в валенках по снегу ходить.

На том и порешили. Только долго ли мог усидеть без дела полный сил офицер-подводник. Туда сходил по части трудоустройства, сюда, и везде – невыплаты зарплат и туманные перспективы. Обратился к соседским мужичкам за советом, а те в голос: «Иди в локомотивное депо – не пропадёшь».

Так и стал молодой военный пенсионер «на старости лет», когда переехал на материк в 2000 году, слесарем технологического оборудования в отделе главного механика ремонтного локомотивного депо. Должность вроде скромная, но работа, которую он выполняет, явно не укладывается в рамки служебной инструкции.

– Молодёжь приходит в депо со среднетехническим, высшим образованием и, как правило, «плавает» в том же металловедении, – говорит офицер запаса Павел Моргулис. – Элементарному надо её учить...

Он печётся о деповской молодёжи, помогает ей правильно оформлять рацпредложения, сам подал и внедрил добрую дюжину технических новинок, перебрал и поставил в строй несколько стареньких станков, которые впору было списывать в утиль. Радует моряка и внучка Маша, которая учится в иркутском лицее №36 ОАО «РЖД» и приносит хорошие оценки.

Вносит он свой вклад с сыном Алексеем, ныне тоже осевшим в столице Восточной Сибири, в укрепление шефских связей с экипажем атомного подводного крейсера «Иркутск».

Павел Моргулис, без сомнения, человек с активной жизненной позицией. Он не привык стенать, перекладывать свои проблемы на чьи-то плечи, в том числе государства. Хотя страна, по большому счёту, с такими, как он, обошлась неласково – бросила в мутную воду жёстких реформ и приказала плыть. Он и поплыл, надеясь только на свои рабочие руки и блестящую инженерную подготовку.

Александр Филиппов (фото автора и из семейного архива семьи П. Моргулиса)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31