24 октября 2020 12:23

24 октября 2020 12:23

Галина Мертюкова: Работаем на конечный результат холдинга

Труд бухгалтера не замыкается миром активов, пассивов, балансов. Настоящий профессионал всегда в курсе перемен в технике, макроэкономике, законодательстве.<br />
<br />
С Галиной Мертюковой – начальником Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания – мы, журналисты дорожной газеты, сотрудничаем часто и всегда продуктивно. И это понятно, ведь читателю интересно знать мнение специалиста столь высокого профессионального уровня. Нынешний повод для интервью более чем значимый – победа ОЦОР в отраслевом соревновании по итогам работы во втором квартале.<br />
<br />

Труд бухгалтера не замыкается миром активов, пассивов, балансов. Настоящий профессионал всегда в курсе перемен в технике, макроэкономике, законодательстве.

С Галиной Мертюковой – начальником Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания – мы, журналисты дорожной газеты, сотрудничаем часто и всегда продуктивно. И это понятно, ведь читателю интересно знать мнение специалиста столь высокого профессионального уровня. Нынешний повод для интервью более чем значимый – победа ОЦОР в отраслевом соревновании по итогам работы во втором квартале.

– Галина Афанасьевна, руководимый вами коллектив преодолел приметный двухлетний рубеж работы в новой структуре. А ведь, кажется, совсем недавно вы возглавляли дорожную службу бухгалтерского и налогового учёта. Что изменилось за эти два года?

– Изменилось многое. Для начала напомню, что как таковой Восточно-Сибирский региональный центр общего обслуживания – структурное подразделение Центра корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт» – был создан 14 июля 2009 года согласно соответствующему приказу начальника ВСЖД Анатолия Краснощёка. А если быть до конца точным, то 8 июня 2009 года вышел приказ президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина «О создании Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания». К тому моменту аналогичные подразделения уже были созданы на ряде железных дорог России.

Поэтому мы имели возможность использовать организационный опыт других магистралей, и в первую очередь ближайших соседей – красноярцев. Не секрет, что основными предпосылками для создания центров, подобных нашему, стало наличие большего количества подразделений, формирующих бухгалтерскую и налоговую отчётность, дублирование одних и тех же процессов в различных структурных подразделениях, наличие разнородных учётно-управленческих ИТ-систем.

Заложенный два года назад принцип новой организации системы бухгалтерского и налогового учёта и отчётности приносит свои результаты. Изменилась сама идеология формирования отчётности. Теперь первичный учёт осуществляется на уровне территориальных центров (узлов): Тайшетского, Иркутского, Улан-Удэнского и Северобайкальского. Специалистами нашего центра обеспечивается ведение учёта и формирование отчётности всех подразделений ОАО «РЖД», находящихся в пределах Восточно-Сибирской железной дороги. Теперь мы работаем по регламентам взаимодействия и графикам документооборота между нашим центром и обслуживаемыми предприятиями.

– И что это даёт?

– В первую очередь, подобные регламенты обеспечивают строжайшую финансовую дисциплину, а именно – пунктуально обозначают малейшие детали работы, вплоть до даты и времени предоставления первичных документов. Наша задача работы в новом формате – повышение качества достоверности и оперативности всего процесса ведения бухгалтерского и налогового учёта, формирование отчётности в соответствии не только с российскими, но и с международными стандартами.

– К слову о международном уровне. А есть ли примеры создания подобных центров в других странах?

– Сама по себе идея ОЦО не нова. Как таковые общие центры обслуживания появились ещё в 60-х годах прошлого века в ряде американских компаний по мере их роста и превращения в транснациональные корпорации. Затем методика применения ОЦО использовалась в некоторых странах Западной Европы. На сегодня такого рода центры, к примеру, функционируют в таких крупных компаниях, как Volvo и Siemens.

– Существуют ли аналоги в России?

– По моим сведениям, ОАО «Транснефть» уже не первый год использует в организации своих бизнес-процессов общие центры обслуживания.

– Галина Афанасьевна, опыт названных вами компаний, конечно же, важен. Но есть ведь и специфика российских железных дорог?

– Разумеется. Сама по себе универсальная концепция ОЦО, конечно же, требует продуманной адаптации при её применении на предприятиях железнодорожного транспорта, входящих в холдинговую компанию ОАО «РЖД» с её разветвлённой сетью филиалов, служб, дирекций и дочерних обществ.

– Для того чтобы процесс адаптации шёл в нужном направлении, нужны высоко-профессиональные кадры. Они и решат всё. Не так ли?

– В нашем центре в общей сложности работают 852 сотрудника. И понятно, что работа с корпоративным программным обеспечением требует от каждого из них высокого профессионализма. Хотела бы отметить слаженную работу коллективов групп обслуживания административно-хозяйственного отдела управления дороги (начальник Татьяна Поваренко), Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (Светлана Чичерина), Дирекции материально-технического обеспечения (Денис Калиниченко), Дирекции по ремонту пути (Наталья Нагаева). Заметный вклад в успешное реформирование бухгалтерского и налогового учёта внесла начальник Северобайкальского узла Александра Таракановская.

Примечают наших специалистов и в «Желдоручёте» – филиале ОАО «РЖД». На впервые проводимом сетевом конкурсе «Бухгалтер 2010 года» начальник отдела доходов нашего центра Татьяна Ященко стала лучшей.

– Законный вопрос: где вы черпаете кадры?

– Успешного специалиста нужно пестовать. Не скрою, особую ставку мы делаем на выпускников специальности «Бухгалтерский учёт и аудит» Иркутского университета путей сообщения. Как член ГЭКа ИрГУПСа я присутствую на защите дипломных проектов и, естественно, присматриваюсь к потенциальным возможностям выпускников. Ведём и адресную кадровую работу – направляем достойных ребят и девчат на целевое обучение в наш университет. Впрочем, это вовсе не означает, что мы закрываем двери для талантливой молодёжи из других вузов страны и Байкальского региона в частности.

– Понятно, что работа современного бухгалтера связана с «продвинутыми» информационными технологиями. Каково программное обеспечение вашего центра?

– В прошлом году произошёл переход на новую версию автоматизированной системы ЕКАСУФР-2 SAP ECC 4:0, которая обеспечивает не только оперативность обработки наших информационных ресурсов, но и её интегрированность с другими информационными системами ОАО «РЖД». В этой работе мы самым тесным образом сотрудничаем со специалистами нашего ИВЦ.

– Каковы достоинства этой автоматизированной системы?

– В её основе лежит принцип обработки одним центром типовой первичной документации всех подразделений филиалов ОАО «РЖД», находящихся на Восточно-Сибирской железной дороге, в единой автоматизированной системе учёта финансовых ресурсов.

– Галина Афанасьевна, от имени читателей нашей газеты от всей души поздравляю ваш коллектив с победой в сетевом соревновании. Победителей не судят. И тем не менее, есть ли у вашего центра нерешённые задачи?

– Я и мои коллеги самокритично оцениваем свою деятельность. Ещё раз подчеркну: наша задача – повышать качество в части достоверности и оперативности ведения бухгалтерского и налогового учёта. Будем и дальше работать по неукоснительному соблюдению сроков подготовки бухгалтерской отчётности, оптимизации затрат.

Справка:

Среднесписочная численность Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания – структурного подразделения корпоративного центра учёта и отчётности «Желдоручёт» составляет 852 человека.

В апреле – мае текущего года у центра не было нарушений сроков сдачи отчётности в налоговые органы и внебюджетные фонды, а также сроков сдачи бухгалтерской отчётности.

Центр во втором квартале имеет самый высокий на сети российских железных дорог рейтинг соотношения общей суммы начисленной пени и штрафов по налогам, сборам и взносам во внебюджетные фонды к затратам обслуживаемых подразделений.

Проведение сетевого соревнования бухгалтерских коллективов началось с текущего года, и его ежеквартальное проведение станет традиционным на сети российских железных дорог.

Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31