28 октября 2020 10:59

28 октября 2020 10:59

Учительство из века в век

Через десятилетия в школу, где трудился его прадед, пришёл работать молодой педагог.<br />
<br />
Около года назад в нашей газете была опубликована информация о преемственности поколений учительской семьи, два представителя которой – Анатолий Калашников и его правнук Игорь Сиротенко, – каждый в своё время, стали преподавателями одного и того же учебного заведения. В начале прошлого столетия здесь было железнодорожное училище, позже – железнодорожная школа №42. Теперь это здание занимает железнодорожный лицей №36. В канун нового учебного года мы ближе знакомимся со славной историей династии педагогов.<br />
<br />

Через десятилетия в школу, где трудился его прадед, пришёл работать молодой педагог.

Около года назад в нашей газете была опубликована информация о преемственности поколений учительской семьи, два представителя которой – Анатолий Калашников и его правнук Игорь Сиротенко, – каждый в своё время, стали преподавателями одного и того же учебного заведения. В начале прошлого столетия здесь было железнодорожное училище, позже – железнодорожная школа №42. Теперь это здание занимает железнодорожный лицей №36. В канун нового учебного года мы ближе знакомимся со славной историей династии педагогов.

Resize of 13-1.jpg

Анатолий Калашников родился в 1906 году в Иркутске в рабочей семье. Его отец Василий Дмитриевич участвовал в становлении Транссиба и в благодарность за свой многолетний труд получил от МПС звание «Почётный железнодорожник».

Кстати, в том же 1906 году на станции Иркутск-Пассажирский открылось железнодорожное училище, с которым у Анатолия Калашникова в дальнейшем, уже в зрелые годы, будет связана довольно значимая часть профессиональной деятельности. После окончания пединститута молодой физик, будучи способным учеником известного профессора И.А. Парфеоновича, принял предложение работать под его руководством старшим лаборантом. Но спустя семь лет он решил посвятить себя учительству и в 1932 году начал преподавать физику в 42-й железнодорожной школе.

По свидетельству современников, школа тогда располагала отлично оборудованным кабинетом физики. Калашников использовал его возможности и собственное призвание, чтобы заинтересовать учащихся своим любимым предметом. Ученики увлекались физикой и проявляли на экзаменах хорошие знания. В 1936 году, продолжая преподавать, Анатолий Васильевич вступил в должность завуча.

С началом Великой Отечественной войны Калашников назначается инспектором отдела школ ВСЖД. Несмотря на стремление многих педагогов-мужчин попасть на фронт, железнодорожное ведомство удерживало квалифицированные кадры, в том числе и Анатолия Васильевича, на профессиональной работе. Позже он становится председателем дорожного комитета профсоюзов, избирается депутатом Свердловского районного совета депутатов трудящихся, но в конце концов вновь возвращается в сферу образования: работает директором иркутской мужской школы №80. А в 1955 году его назначают директором средней школы №42, в которой он начинал свой педагогический путь.

Анатолий Васильевич был эрудированным человеком, обладал высокими интеллектуальными способностями. За свой труд награждён медалями и грамотами. Личные человеческие качества сближали его с коллективом учителей и по-доброму запомнились поколениям учеников. Даже его умение играть на гитаре и исполнять приятным тенором романсы не затерялось в анналах, а осталось в памяти знавших его людей.

В музее лицея с тех времён сохранились фотографии, когда Анатолий Васильевич работал вместе со своей женой Анной Чернышовой (учитель биологии), Александрой Безкадаровой (учитель начальных классов), Иоганном Лебау и Вандой Мерцаловой (учителя немецкого языка), Виктором Сысоевым (учитель физкультуры) и другими преподавателями. О каждом из них в музее можно найти документы с интересными воспоминаниями очевидцев. Есть идея издать обо всех поколениях учителей книгу под названием «Это было недавно, это было давно».

Resize of 13-2.jpg

Для лицея характерно хранить память обо всём, что связано с его историей. Эта особенность перешла грань от бережного архивного собирательства до активной демонстрации исторических ценностей, значимых фактов и событий, а также ярких имён на стендах лицейской славы. Например, целая экспозиция здесь посвящена бывшему ученику школы №42, ставшему известным советским кинодраматургом и режиссёром, Леониду Гайдаю. Кстати, он как раз и учился под классным руководством супруги Анатолия Калашникова Анны Ивановны. А её воспоминания о шалопайских «штучках» Гайдая стали достоянием всех. Наверное, многие из нас слышали историю о том, как семиклассник Лёня в кабинете биологии наряжал в одежду скелет, нахлабучивал на череп фуражку и вставлял ему в челюсть папироску?

Именно в лицейском музее мы впервые встретились с правнуком Анатолия Васильевича Игорем Сиротенко. Сегодня он работает в лицее учителем истории. И конечно, попал он сюда не случайно. Когда в прошлом году аспирант исторического факультета Иркутского госуниверситета узнал об учительской вакансии в лицее №36, то без промедлений предложил свою кандидатуру. Так сбылась его заветная мечта: работать в той же школе, где в прошлом веке преподавал физику и был директором его прадед Анатолий Калашников.

Он уже привык к тому, что каждый день в лицее его называют по имени-отчеству – Игорем Анатольевичем. За свой первый учебный год в качестве учителя он полностью укрепился во мнении, что эта благородная профессия по своей значимости для будущего страны находится на первом месте. Говорит Сиротенко об этом без пафоса, со спокойной убеждённостью. Осознание ответственности учительского труда у Игоря Анатольевича, можно сказать, врождённое: он вырос в семье педагогов трёх поколений по отцовской и по материнской линии. Сам Игорь, его родная и двоюродная сёстры – учителя уже в поколении четвёртом.

По нашей просьбе Игорь Сиротенко легко и без запинки прослеживает своё родословное древо.

Обе дочери его прадеда Анатолия Калашникова – Лариса и Агафья (бабушки Игоря) – после учёбы в той же 42-й школе, где преподавали их родители, получили педагогическое образование и всю жизнь посвятили просветительской работе в иркутских вузах. Их дочери Ольга (мать Игоря) и Юлия также продолжили семейные традиции и стали педагогами.

У отца Игоря, Анатолия Александровича, педагогический стаж в ИВВАИУ. А родовые корни деда, Александра Прохоровича Сиротенко, уходят в Запорожье. Сам он – участник войны, воевал стрелком в тяжёлой авиации на бомбардировщиках Ил-4. В мирной жизни стал директором иркутской средней школы №43, затем директором школы-интерната №13.

С оглядкой на учительский опыт родителей, дедушек и бабушек, Игорь Сиротенко стремится в полной мере отдавать себя педагогической работе. Ему очень интересно то, что в лицее активно поддерживаются инициативы преподавателей. Ведь в дополнение к обязательному образовательному минимуму коллектив всегда был настроен на разностороннее развитие талантов и способностей учеников. И в спорте, и в музыке, и в интеллектуальной сфере, и в техническом творчестве, и в самоуправлении.

Игорь Сиротенко, в свою очередь, отвечает за подготовку интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» В прошедшем и текущем годах команды лицеистов добивались лидирующего положения в городе. Сиротенко – непременный участник различных спортивных мероприятий. По его инициативе в лицее стали проводиться регулярные просмотры и обсуждения исторических фильмов. Нынешним летом он с удовольствием участвовал в работе выездной физико-математической школы, где в свободное от занятий время дети увлечённо разучивали песни под его гитару.

Игорь с большим уважением отзывается о своих коллегах, искренне говорит, что ему очень повезло войти в такой коллектив, что сам он здесь готов работать по максимуму: и в честь памяти прадеда, и во благо подрастающего поколения.

Владимир Кузьмищев (фото автора и из музейного архива лицея)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31