29 октября 2020 22:35

29 октября 2020 22:35

Смотрители Байкальского тоннеля

Стратегический объект требует идеального содержания.
Здесь, в гранитной толще величественного перевала Дабан, тоннелестроители в сложных горно-геологических условиях набирались ценнейшего опыта, который впоследствии очень пригодился им при сооружении уникального тоннеля-гиганта. Даже знаменитые раздвижные ворота поначалу предназначались для Байкальского подземного коридора, но в конце концов их всё же установили на порталах Северомуйского: они там нужнее, рассудили инженеры-проектировщики.

О. Алексеев и Ф. Ераскумов пробивают дренажные шпуры Восточный портал тоннеляСтратегический объект требует идеального содержания.

Здесь, в гранитной толще величественного перевала Дабан, тоннелестроители в сложных горно-геологических условиях набирались ценнейшего опыта, который впоследствии очень пригодился им при сооружении уникального тоннеля-гиганта. Даже знаменитые раздвижные ворота поначалу предназначались для Байкальского подземного коридора, но в конце концов их всё же установили на порталах Северомуйского: они там нужнее, рассудили инженеры-проектировщики.

Тем не менее и сегодня в открытый всем ветрам Байкальский тоннель так просто «с улицы» не зайдёшь: ещё на подходе к Восточному порталу нас встречают бравые бойцы ведомственной охраны, вооружённые автоматами Калашникова. Из-за ворота тёмно-синей униформы виднеются полосатые десантные тельняшки – чувствуется, что у ребят армейская выучка.

– Здравствуйте, ваше удостоверение и пропуск, пожалуйста! – лица охранников, находящихся при исполнении, в меру приветливые и в то же время строгие, а взгляд – цепкий, изучающий…

 

Документы оказываются в порядке, и нас под надсадный лай сторожевых овчарок пропускают за охраняемый периметр «укрепрайона», огороженного колючей проволокой, спиралью Бруно и взирающего на окрестную тайгу глазами-амбразурами пулемётных точек.

В транспортно-дренажной штольне стоит готовый к отправлению мини-поезд. Этот вид подземного транспорта является большим подспорьем для работников Байкальского участка №2: ведь при весьма солидной протяжённости тоннеля (почти семь километров) пешком из конца в конец, да по нескольку раз за смену, не набегаешься.

Сегодня «на запад» выдвигается звено слесарей-электромонтёров по ремонту электрооборудования во главе с Алексеем Чудоквасовым. Они с ветерком проедутся до середины тоннеля и займутся там ремонтом системы освещения. Каждый из 750 светильников предстоит снять с верхотуры, разобрать, очистить от копоти и грязи, установить на место уже с новой энергосберегающей светодиодной лампой. На каждый светильник уходит более двух часов, так что завершить эту работу планируется к концу лета.

 

Там, в середине тоннеля, луч фонаря выхватывает из мрака две неясные фигуры в сигнальных жилетах со светоотражающими полосками и участок бетонной стены в тёмных потёках. Здесь ликвидируют водопроявления ремонтник искусственных сооружений Олег Алексеев и тоннельный рабочий Филипп Ераскумов. Под грохот отбойного молотка электромеханик Байкальского участка №2 Олег Маркарян поясняет, что на бетонную обделку тоннеля постоянно воздействуют агрессивные факторы: вода, тектонические процессы, в зимний период подключаются морозы…

Тем временем метровые дренажные шпуры утепляются греющим кабелем, а льющаяся из них вода отводится в дренажный лоток. Всё, теперь на этом пикете полный порядок.

 

Звено Алексея Чудоквасова обновит 750 светильников Электропоезд – вахтовка подземного объекта– За полгода нашей дистанцией выполнен солидный объём работ по текущему содержанию и капитальному ремонту тоннелей, галерей и подпорных стенок, – говорит после окончания нашего подземного путешествия исполняющий обязанности начальника ПЧ-24 Анатолий Фимушин. – Так, выполнен капитальный ремонт отрясённых блоков в Северомуйском тоннеле – более 81 погонного метра. Пробурено порядка 170 метров дренажных скважин и шпуров в Байкальском тоннеле, произведено утепление пенополистиролом 930 метров дренажных лотков в Култукских тоннелях, выполнена смазка и протяжка 2080 штук закладных и клеммных болтов в Северомуйских обходных тоннелях. Дел, в общем, хватает…

 

Ремонт блоков очередной железобетонной подпорной стенки на 1023-м километре перегона Дабан – Гоуджекит ведут тоннельный рабочий Игорь Лузгин, машинист компрессорной установки Антон Коньшин и старший звена ремонтник ИССО Анатолий Герасименко.

– Хотя здесь за тридцать с лишним лет ничего серьёзного с окрестных гор не сходило – ни селей, ни камнепадов и лавин, но мы тем не менее стараемся содержать все свои сооружения в идеальном состоянии, – говорит Анатолий, споро и сноровисто управляясь с мастерком и бетонным раствором.

И как бы подтверждая его слова, басовитым гудком оглашает горные отроги промчавшийся мимо нас скорый поезд, взявший разбег перед долгой дорогой до Москвы…

Сергей Ринчинов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31