25 октября 2020 23:07

25 октября 2020 23:07

Вокзал не проходной двор

Купив билет, пассажир вправе рассчитывать на заботу о себе. В том числе и в плане безопасности.
Театр начинается с вешалки. Железная дорога – с вокзала. В театр человек идёт с ожиданием чуда, на вокзал – с надеждой, что «чудес» как раз не будет: вовремя продадут билет, поезд подойдёт по расписанию, а все, кому положено, обеспечат комфорт и неназойливую опеку.

Наряды транспортной полиции постоянно на страже порядкаКупив билет, пассажир вправе рассчитывать на заботу о себе. В том числе и в плане безопасности.

Театр начинается с вешалки. Железная дорога – с вокзала. В театр человек идёт с ожиданием чуда, на вокзал – с надеждой, что «чудес» как раз не будет: вовремя продадут билет, поезд подойдёт по расписанию, а все, кому положено, обеспечат комфорт и неназойливую опеку.

Надёжность не должна быть показной

Лучшая опека – та, которую не замечают. Когда человек видит, с каким назойливым вниманием наблюдают за его поведением, перемещениями, для него это уже не проявление заботы, а едва ли не «хвост» и «наружка». А значит, и подавление прав.

– Чего мы категорически себе позволить не можем, – говорит заместитель начальника региональной дирекции железнодорожных вокзалов (РДЖВ) Алексей Орленко. – Да, приняв у себя пассажира, мы берём ответственность за его безопасность, за бесконфликтное пребывание, за сохранность багажа и так далее, но параллельно мы несём и ответственность в какой-то степени за его хорошее настроение. Процедуры же тотальной проверки, атмосфера подозрительного недоверия этому способствуют мало.

Орленко знает, о чём говорит. Побывав с ознакомительной поездкой на крупных вокзалах Германии, он вынес твёрдое убеждение, что обеспечение безопасности кроется вовсе не в раздувании штатов охранников, а в грамотном техническом оснащении дежурных по вокзалу и тех полицейских сил, которые привлечены к обеспечению охраны порядка и безопасности.

 

– В Berliner Hauptbahnhof, главном вокзале Берлина, вы не увидите чрезмерного скопления полицейских, зато здесь оборудована комната-центр для инспекторов по обеспечению безопасности, где на экранах мониторов можно увидеть всё пространство вокзала. Такие же мониторы оборудованы на местах стоянки дежурных по перрону. Им совсем не обязательно патрулировать весь участок – достаточно только взглянуть на экран и увидеть картину в реальном времени: у кого проблемы со здоровьем, где оставлен подозрительный предмет, почему так подозрительно ведёт себя тот или иной пассажир. Дальше дело или специалистов-секьюрити, или полиции.

 

– Это полезный опыт, и после печально известных событий в аэропорту Домодедово, когда президент Дмитрий Медведев дал распоряжение усилить охрану и контроль за состоянием безопасности на транспортных узлах, мы уделяем большое внимание внедрению для этих целей и технических средств, – говорит главный инженер РДЖВ Дмитрий Сокольников.

В частности, уже сегодня на вокзалах Восточно-Сибирской железной дороги установлены 327 видеокамер наружного и внутреннего наблюдения с выводами изображений в помещения дежурных частей транспортной полиции и дежурных по вокзалам. В рамках модернизации вокзалов и строительства новых вносятся коррективы в строительные проекты, в которых будут предусмотрены варианты для оборудования центров безопасности.

– По инвестиционной программе, разработанной центральной дирекцией железнодорожных вокзалов, только для ВСЖД предусмотрено поставить 20 рамок-металлоискателей и несколько дополнительных взрывопоглощающих контейнеров, – говорит Дмитрий Сокольников. – Ну и, конечно же, постоянно совершенствуется нормативная база, по которой предусмотрено более тесное взаимодействие между железной дорогой, управлениями внутренних дел на транспорте, ФСБ и МЧС.

 

На вокзалах регулярно проводятся занятия с персоналом по отработке грамотных и оперативных действий в экстремальных или непредвиденных ситуацииях. К таким мероприятиям привлекаются и пассажиры. С начала года подобные учения проводились уже 20 раз.

По словам Алексея Орленко, с начала года РДЖВ заключила договор с ИрГУПСом, по которому психологи университета регулярно проводят занятия с персоналом вокзалов, выделяют потенциальных лидеров, «катализаторов спокойствия», способных в случае чего взять ситуацию под контроль.

 

Улан-Удэ подтверждает класс

 

Вокзал станции Улан-Удэ – единственный на Восточно-Сибирской железной дороге, который отнесён к категории 1-го класса. Выше него – только внеклассный Иркутск-Пассажирский. Поэтому опыт уланудэнцев по обеспечению безопасности можно рассматривать если не как эталон, то как образец для подражания практически для всех вокзалов Восточно-Сибирской.

– О техническом обеспечении можно говорить много, но я приведу только несколько цифр, – делится начальник вокзала Олеся Пушкарёва. – С прошлого года мы ввели систему повышенной чёткости видео-изображения, эквивалентную 560 телевизионным линиям, что позволяет увидеть на экране очень качественную картинку. При опознании человека или объекта это она становится важным элементом безопасности. Оборудовали 20 наружных видеокамер и 14 внутренних.

На вокзале отличная громкоговорящая связь, позволяющая два раза в час оповещать всех пассажиров о правилах поведения в неординарной обстановке или при обнаружении подозрительных предметов. Налажен чёткий контроль за ситуацией со стороны дежурного персонала.

– Работаем с арендаторами торговых павильонов, работниками багажного отделения и камер хранения, – говорит Олеся Пушкарёва. – Получаем помощь от сотрудников транспортной полиции, от администрации города, от ГИБДД. На привокзальной площади постоянно дежурит наряд ДПС, который следит, чтобы частный автотранспорт не парковался в опасной близости от мест скопления пассажиров. Работаем всем миром. Вокзал – ворота города, но не проходной двор.

 

Территория правопорядка

 

При всём уважении к пассажиру без полицейской составляющей обеспечить безопасность на транспортных узлах невозможно.

По словам исполняющего обязанности начальника Восточно-Сибирского линейного УВД на транспорте подполковника полиции Олега Якомазова, работа правоохранительных органов в том и заключается, чтобы граждане чувствовали себя защищёнными везде – будь это парк, городская улица, привокзальная площадь или вокзал. Поэтому задача ставится шире, чем создание изолированных «островков безопасности». В рамках системы «Безопасный город» совместно с РДЖВ, ФГУП «Аэропорт-Иркутск», администрацией Иркутска и ГУ МВД РФ по Иркутской области проводится совместная работа по созданию надёжной и широкой сети обеспечения правопорядка. В том числе и с включением в эту систему всех средств видеонаблюдения, имеющихся в арсенале РДЖВ.

– И это касается не только вокзала Иркутск-Пассажирский, – говорит Олег Якомазов. – В рамках декриминализации вокзалов ВСЖД на 2011 год запланировано оборудование современными средствами видеонаблюдения шести вокзалов на станциях Слюдянка, Залари, Вихоревка, Падунские Пороги, Усть-Илимск и Лена.

 

Не снимается с повестки дня и использование методов чисто полицейской работы. УВДТ Восточной Сибири вышло в главное управление МВД РФ на транспорте с предложением об увеличении численности сотрудников, несущих службу непосредственно на вокзалах и в поездах. По словам Олега Якомазова, рост численности младшего начальствующего состава транспортной полиции всего на 7–8% может существенно улучшить работу по обеспечению общественного порядка и безопасности в «полосе отчуждения».

– Не секрет, что даже лучшие спецслужбы мира не всегда могут предотвратить грамотно организованный и спланированный террористический акт, – говорит Олег Якомазов. – Но это не значит, что мы уступаем зарубежным коллегам. Наша работа состоит из, казалось бы, мелких и скучных мероприятий, иногда монотонных. Но они дают нужный эффект. Скажем, дополнительное информирование пассажиров и работников транспорта по громкоговорящей связи об угрозе террористических актов и порядке действий в этой ситуации. Большое значение придаётся работе с общественностью. Проводятся профилактические беседы, инструктажи, предрейсовые проверки пассажирских и электропоездов. В соответствии с оперативной обстановкой формируются дополнительные наряды и привлекаются кинологи.

Владимир Палагутин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31