21 октября 2020 10:46

21 октября 2020 10:46

Силушка немереная

Духовная и физическая мощь династии Кишко крепилась железной дорогой.
Основатель славной железнодорожной династии Павел Иванович Кишко отличался незаурядными физическими способностями.

Павел Иванович и Федосья АнтоновнаДуховная и физическая мощь династии Кишко крепилась железной дорогой.

Основатель славной железнодорожной династии Павел Иванович Кишко отличался незаурядными физическими способностями.

– Представляешь, как заправский тяжелоатлет, он мог приподнять колёсную пару и держать столько, сколько надо, – с гордостью говорит его внук Виктор Васильевич Вертянкин.

У журналистов есть негласное правило – не обыгрывать фамилии своих героев. Но в данном случае не удержусь. Род Кишко пошёл с украинской земли, а фамилия переводится на русский как «кошка». Что, эдакими хитрованами со вкрадчивыми повадками кошки были предки Виктора Васильевича?

– Да что ты, типун тебе на язык, были самыми что ни на есть крестьянами, – чуть ли не крестится Вертянкин, поставивший целью восстановить генеалогию своего славного рода. – Работяги те ещё были, а на железную дорогу попали в поисках лучшей доли.

Самому Виктору Васильевичу не довелось стать железнодорожником, с детства к морю тянуло. Службу проходил на Тихоокеанском флоте, а потом всю трудовую биографию отдал Восточно-Сибирскому речному пароходству, дослужился до капитана судна.

 

Многие из династии Кишко трудились на ВСЖДДед Виктора Васильевича отличался ещё и недюжинным умом. Стать машинистом в начале прошлого века было не просто почётно, но и престижно. Инженерной эта должность считалась. К тому же Павел Иванович несколько лет водил составы за границей, на Китайско-Восточной железной дороге, осев с семейством на станции Ханьдяохецзы. Потом была работа на станциях Магдагачи и Зима. Вместе с супругой, Федосьей Антоновной, подняли на ноги шестерых детей, трое из которых стали железнодорожниками на ВСЖД.

Сыновья Павла Ивановича – Иван, Николай, Александр – учились в Благовещенске в ремесленном училище. Бурные революционные события и прочие социальные катаклизмы первых десятилетий ХХ века по-своему распорядились судьбами братьев. Первый умер. Второй полжизни отдал локомотивному депо Зима, трудясь машинистом. Был награждён орденом Ленина.

Александр Кишко был отмечен знаком «Почётному железнодорожнику». Лично нарком путей сообщения Лазарь Каганович наградил его в числе нескольких стахановцев Восточно-Сибирской дороги именными часами.

Я насчитал в послужном списке этого труженика с большой буквы 42 поощрения. Чем его только не награждали в суровые годы Советской власти. Вот только несколько выписок из трудовой книжки: «За ударную работу премировать костюмом» (1934 год); «За стахановско-кривоносов-скую работу к 19-й годовщине Октября награждается патефоном“ (1936 год); «В борьбе за перевыполнение плана в октябре и проявление стахановских методов труда премировать поросёнком с подсобного хозяйства». Но львиная доля поощрений, отмеченных в трудовой книжке Александра, была посвящена успехам в новаторской деятельности. Головастый человек он был, истинный железнодорожник.

 

Александр и Николай – учащиеся ремучилищаПод стать брату поднялся в производственных успехах и Николай, с которым Иван укрывался от колчаковцев в тайге под Зимой.

Жизненные перипетии не всегда благоволили к почтенному семейству железнодорожников Кишко. Сгинул в одном из сталинских лагерей в Свердловской области Иван, осуждённый тройкой НКВД Запсибкрая на восемь лет.

В 1931 году был уволен из паровозного депо Иркутск-Сортировочный по сокращению штатов и Александр. Но сразу после войны, после работы на Ново-Ленинском кирпичном заводе механиком-токарем, ему всё-таки удалось вернуться в родное депо, в инструментальный цех. Тяга к труду на железнодорожном транспорте была так велика у этого неординарного человека, что он и через годы не мог смириться с мыслью оставить железку навсегда.

Впрочем, не только Александр, но и многие другие члены семейства Кишко связали свою судьбу со стальной магистралью. Более сорока лет отработала на ВСЖД, окончив в суровом 1944 году Иркутскую школу военных техников, мама Виктора Васильевича Вертянкина Лидия, в девичестве Кишко, дочь Александра. Трудилась она и в дистанции пути Иркутск-Сортировочный, и в Иркутскжелдорпроекте, и в дистанции гражданских сооружений Иркутск-Сортировочный. За безупречный труд награждалась медалью «Ветеран труда», знаками «Ударник пятилетки».

 

Токарь Александр Кишко Машинист Николай КишкоСвыше двух веков насчитывает общий трудовой железнодорожный стаж почтенная династия Кишко. Трудятся они не только на Восточно-Сибирской, но и на других дорогах страны. Двоюродная сестра самого Виктора Васильевича, Татьяна, окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, трудилась на Северо-Кавказской дороге, а её дочь Наталья, окончив Ростовский университет путей сообщения, продолжает славный род железнодорожников уже в пятом поколении.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31