27 октября 2020 20:39

27 октября 2020 20:39

Школа Комарова

Заслуженному работнику транспорта РФ и почётному железнодорожнику – 70!
Людям, связавшим свою судьбу с железной дорогой, особенно имеющим большой опыт работы на ней, представлять Геннадия Павловича Комарова не надо. Бывший начальник Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорог – фигура знаковая.

У Геннадия Павловича всегда хорошее настроениеЗаслуженному работнику транспорта РФ и почётному железнодорожнику – 70!

Людям, связавшим свою судьбу с железной дорогой, особенно имеющим большой опыт работы на ней, представлять Геннадия Павловича Комарова не надо. Бывший начальник Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорог – фигура знаковая.

На нашей дороге хорошо знают этого темпераментного человека, его государственный подход ко всему, к чему он приложит свой ум, свои руки и сердце. В нём и сегодня ценят хозяйственную жилку, стратегический склад ума, способность нацеливаться на будущее и ориентировать на него других. Двенадцать лет Геннадий Павлович стоял у руля ВСЖД, шесть отдал Октябрьской магистрали. Управляя дорогами, он заражал людей новой идеологией, подобрал грамотный костяк менеджеров, подготовил плацдармы к готовящейся реформе в ОАО «РЖД», нашёл множество нестандартных решений, способствующих повышению объёмов железнодорожных перевозок и, что не менее важно, всегда уделял внимание человеческому фактору.

 

Геннадий Павлович уже давно не на капитанском мостике ВСЖД. Но ему рады на любой станции, на любом предприятии. Он такой же, как всегда: общительный и доступный.

Второго июня Геннадию Павловичу исполняется 70 лет. Накануне этого события «Восточно-Сибирский путь» решил предоставить слово его соратникам, съевшим с ним на Восточно-Сибирской дороге не один пуд соли, пережившим трудные времена и познавшим счастье от настоящей работы. Начиная свой рассказ, каждый из них пожелал Геннадию Павловичу здоровья, успехов, долгих лет жизни. Редакция дорожной газеты присоединяется к этим поздравлениям.

Восточно-Сибирскую железную дорогу Бог не обидел талантливыми руководителями. В современных условиях каждого из них можно приравнять к топ-менеджерам. Геннадия Павловича Комарова – особенно. Возглавляя ВСЖД в самых неблагоприятных социально-экономических условиях, он сумел не только уберечь её от подводных рифов, но и задал поступательное движение вперёд. На фоне общего уныния коллектив дороги в годы его «правления» не утратил оптимизма и в буквальном смысле готов был свернуть горы.

 

В этом плане ему действительно удалось многое. В тот период был осуществлён перевод участка Транссиба Зима – Слюдянка с постоянного тока на переменный. А на другом – от Хребтовой до Усть-Илимска – завершилась электрификация. Тогда же вступили в строй десятки объектов социальной сферы. На каждом отделении возводились школы-интернаты, больницы, детские сады.

– В то время, – подчёркивает бывший заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам Владимир Каутц, – дорога построила шесть профилакториев-санаториев, а железнодорожники сохранили возможность получать бесплатные квартиры. Ежегодно на ВСЖД сдавалось до 110 тысяч квадратных метров жилой площади. Начальник дороги Комаров держал под контролем весь строительный комплекс. По его инициативе в границах ВСЖД возникли первые на сети дорожные центры – фирменного транспортного обслуживания, управления перевозками и управления материально-техническими ресурсами. Возник единый финансово-экономический центр. Идея перехода на безотделенческую работу дороги для более тесной централизации управления перевозочным процессом тоже принадлежала ему.

 

Когда произошёл резкий спад промышленного производства и наступил период сплошного безденежья, поставившего Ангарский нефтехимический комбинат, «Востсиб-уголь» и «Иркутскэнерго» перед угрозой неплатежей, Геннадий Павлович вместе с губернатором Иркутской области Юрием Ножиковым и руководителями предприятий принял решение установить ценовой мораторий на выпускаемую на них продукцию и на энергетические тарифы. Тогда же, во многом благодаря его личному участию, избежал процедуры банкротства «Саянск- химпром». Спасая предприятие, он принял и 18 миллиардов рублей его долгов.

– Те, кто знаком с Геннадием Павловичем, утверждают, что он не был бы самим собой, если бы не сделал этого, – подчёркивает исполняющий обязанности начальника службы управления персоналом ВСЖД Людмила Татарникова. – Однажды я была свидетелем случая на станции Чёрная. В ходе комиссионного осмотра инфраструктуры станции к нему обратился ветеран местного посёлка и попросил решить вопрос с прохождением медицинского обследования. Геннадий Павлович отдал необходимые указания, и, когда в следующий раз мы оказались здесь, он первым делом направился к ветерану. И это, конечно, не единственный случай такого рода. Со своими проблемами к нему часто обращались ветераны и работники дороги. И никто не получал отказа в просьбе. Это как раз то, что называется принципом ответственности социально ориентированного бизнеса. Когда осуществлялся перевод специалистов отделений в дорожный центр управления перевозками, то всем, кто получил назначение в Иркутск, выделялась квартира. По его установке мы впервые на сети железных дорог выстроили систему планирования должностной карьеры молодых специалистов.

 

– Геннадий Павлович из той породы людей, с которыми не страшно ходить в разведку, – говорит бывший заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам Виктор Демещик. – Мне довелось с ним грызть гранит науки на электромеханическом факультете Омского института инженеров железнодорожного транспорта, работать в Нижнеудинском локомотивном депо, в управлении ВСЖД. Помню, как он в должности инженера по нормированию запасных частей и материалов Нижнеудинского депо искал новые методы ремонта электровозов. К своим обязанностям относился очень добросовестно. Нередко не уходил с работы до тех пор, пока не завершится полный цикл ремонта узла или детали.

– Я не помню случая, когда бы Геннадий Павлович проявил равнодушие, – продолжает бывший начальник Улан-Удэнского отделения Анатолий Коренев. – С будущим начальником дороги я познакомился в 1970 году в Улан-Удэнском локомотивном депо. Тогда я работал слесарем пятого разряда, а Геннадий Павлович – заместителем начальника депо по ремонту электровозов. Однажды он проходил мимо моего рабочего места и завёл разговор о работе. А узнав, что я учусь на заочном отделении Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, предложил перейти в мастера. Я отказался, мотивируя тем, что потеряю в заработной плате 160 рублей. Его реакция была неожиданной: «Тогда выбирай. Если хочешь быть слесарем с дипломом, не будешь работать в депо. Мастером пойдёшь – для тебя широкая дорога». Пришлось сделать соответствующие выводы: перейти в цех ТР-2 мастером и осваивать весь технологический цикл ремонта электровозов ВЛ60 и ВЛ60к, о чём не жалею до сих пор. Работать с ним оказалось одно удовольствие. Почти сразу же после своего приезда из Нижнеудинска он установил для каждого технического работника график поездок по всей сети железных дорог Советского Союза, чтобы перенимать опыт передовых коллективов, внедряющих современные технологии. Приучил составлять творческие планы. Уезжая снова в Нижнеудинское локомотивное депо, чтобы возглавить его, на своё место рекомендовал меня. Перед отъездом встретились. Он спросил: «Помнишь наш разговор, когда я предложил тебе место мастера? Не жалеешь, что согласился?» А о чём мне было жалеть, если всё наладилось? Если предприятие – одно из лучших на дороге и есть перспектива личного роста. И он дал мне несколько дельных советов, которые не в последнюю очередь относились к работе с людьми.

 

– Участие в судьбах людей, – говорит председатель дорожного совета ветеранов Александр Степанов, – яркая черта харатера Комарова. Недавно в офтальмологическом центре дорожной клинической больницы на станции Иркутск-Пассажирский был установлен уникальный лазерный аппарат, целевое назначение которого – лечение ветеранов ВСЖД. Появился он здесь во многом благодаря Геннадию Павловичу, который предложил провести к 65-летию Победы акцию по сбору добровольных пожертвований бывших железнодорожников для оказания помощи участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Тогда в благотворительный фонд «Забота» поступило около 1 миллиона 800 тысяч рублей. И часть денег пошла на аппаратуру.

Возглавляя совет старейшин дороги, Геннадий Павлович вносит ощутимый вклад в решение задач по передаче профессионального опыта молодым железнодорожникам. С его участием прошли встречи со студентами Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта и ИрГУПСа. На эти встречи собиралось по несколько сот будущих железнодорожников. Вот характерное свидетельство того, что Геннадия Павловича молодёжь знает, ценит и уважает. Как председатель совета старейшин Геннадий Павлович организовал встречи ветеранов с руководством дороги, на которых рассматривались вопросы по улучшению обслуживания в пригородном движении.

Активная жизненая позиция Геннадия Павловича проявляется не только на ВСЖД. Именно эта его черта сыграла решающую роль при избрании его заместителем председателя общественной палаты Иркутской области.

Александр Иванов (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31