20 октября 2020 00:27

20 октября 2020 00:27

Стальная артерия жизни

Железная дорога не даёт сгинуть селу Худоелань и близлежащим деревням.
Станция Худоеланская (пятого класса с буфетом, как сказано о её прошлом в изданной два года назад в Иркутске книге «Пролегли пути вокруг Байкала») открылась на 4786-м километре Транссиба в начале прошлого века. Своё название она получила от старинного села Худоелань, основанного 230 лет назад.

Начальник станции Т. Будкевич Глава Худоелани В. Терентьев (справа) и депутат В. ЭсаулкоЖелезная дорога не даёт сгинуть селу Худоелань и близлежащим деревням.

Станция Худоеланская (пятого класса с буфетом, как сказано о её прошлом в изданной два года назад в Иркутске книге «Пролегли пути вокруг Байкала») открылась на 4786-м километре Транссиба в начале прошлого века. Своё название она получила от старинного села Худоелань, основанного 230 лет назад.

А вот о том, почему населённый пункт окрестили таким не очень, прямо скажем, благозвучным именем, существует следующая вроде бы вполне правдоподобная версия. По словам начальника станции Татьяны Будкевич, поначалу появившаяся вблизи сибирского тракта деревня называлась просто Елань, что значит поляна, просвет среди леса. А поскольку местность здесь оказалась заболоченной и качество земли плохим, местные жители переиначили Елань на Худоелань. Заглянувшие к ним четыре года назад участники православного крестного хода, следующего от Владивостока до Москвы, предлагали селянам изменить название, но те дружно отказались. Зачем решать за предков, поправлять историю. Да и не в названии вовсе дело, а в том, какого рода содержимым оно наполняется.

Что верно, то верно. В советское время в Худоелани базировались леспромхоз и химлесхоз, село было центральной усадьбой очень крепкого в экономическом отношении колхоза «Путь к коммунизму», который в 70–80-х годах прошлого века, когда им руководил Анатолий Турусин, задавал тон в Нижнеудинском районе по производству зерна, картофеля, молока и мяса. Соседство с магистралью эти предприятия умело использовали с выгодой для себя и при реализации собственной продукции, и когда возникала необходимость в доставке тех или иных грузов, например гравия для ремонта дорог или кирпича для возведения благоустроенного, с отоплением и водоснабжением, жилья и других объектов социальной сферы.

Правда, после того как по стране Мамаем прошли непродуманные рыночные реформы, «замолкли звуки чудных песен». И, похоже, тут долго «не раздаваться им опять». В один прекрасный момент благополучно сгинули леспромхоз с химлесхозом, остались рожки да ножки при новом председателе и от некогда передового колхоза, разделившего печальную участь тысяч и тысяч подобных хозяйств по всей России. Многие выросшие в нём ранее объекты, в том числе механические мастерские и некоторые жилые дома, словно корова языком слизала – их за копейки быстро продали ушлым предпринимателям из Нижнеудинска, которым кирпич понадобился на строительство торговых точек в городе.

 

В сельском спортзале– С развалом этих предприятий у станции, конечно, заметно поубавилось хлопот, ведь грузов теперь перерабатывается куда меньше, – рассказывает Татьяна Будкевич. – Но, к счастью, она сохранила за собой четвёртый класс. И осенью минувшего года, когда вышел приказ о назначении меня начальником Худоеланской, я с удовольствием перебралась сюда, поскольку прежде возглавляла станцию пятого класса Курят.

– Больше грузов предложить железнодорожникам для перевозки мы, к сожалению, не в состоянии, – соглашается глава сельской администрации Владимир Терентьев. – Всё что у нас есть – это только 10, максимум 15 вагонов с лесом, заготавливаемым частными предпринимателями. Да и те, увы, зарегистрированы не в Худоелани, а в Иркутске и Тулуне, куда, разумеется, и платят налоги, оголяя нашу и без того скудную муниципальную казну. А хочется, чтобы станция развивалась, наращивала объём перерабатываемых грузов. Тогда и нам легче будет.

Сегодня Худоелани и близлежащим населённым пунктам без стальной артерии, как выразился Владимир Михайлович, не выжить. Даже в сельской думе Терентьев опирается в первую очередь на поддержку депутатов-железнодорожников, прежде всего на начальника ЭЧК Владимира Эсаулко, возглавляющего финансовую комиссию. С его помощью удалось изыскать средства на ремонт железнодорожного переезда и на решение ряда других проблем.

– Что бы сегодня местные жители делали без железной дороги, их главной надежды и опоры, не знаю, – признался глава администрации. – Она не даёт окончательно умереть ни самому селу, ни близлежащим деревням Хингуй, Кадуй, Талая, Ключ, предоставляя людям возможность приложить руки к хорошему делу на станции, на участках дистанции пути и дистанции электроснабжения.

А электричка для местного населения вообще служит чем-то вроде палочки-выручалочки. На ней можно и на работу успеть в Нижнеудинск, и детям на занятия в школу. Сельские жители благодарны дирекции капитального строительства ВСЖД за ввод в эксплутацию двух новых остановочных пунктов и считают, что если бы мимо не проходила железная дорога, безработица у них была бы значительно выше. Правда, и сейчас множество людей не занято производительным трудом – сотни человек сидят на пособиях. В прошлом году пятеро парней вернулись с воинской службы и пополнили армию безработных.

– Не располагая возможностью трудоустроиться на месте, одни люди спиваются, или, что ещё хуже, начинают употреблять наркотики, другие в поисках лучшей доли бегут на сторону, – поясняет глава администрации. – Население тает буквально на глазах. Ещё каких-то двадцать лет назад у нас насчитывалось более пяти тысяч жителей, а сейчас – лишь три тысячи с небольшим. Чуть-чуть сдерживать нарастающий поток мигрантов удаётся только благодаря тому, что мы сумели худо-бедно сохранить социальную сферу.

 

В Худоелани имеется просторный Дом культуры, доставшийся в наследство от колхоза-миллионера, амбулатория со скорой помощью, две (в каком селе это видано!) библиотеки, два детских сада, две школы – средняя и восьмилетняя, принадлежащая ранее железной дороге, спортзал, где можно поиграть в волейбол, баскетбол, поупражняться на тренажёрах и гимнастических снарядах. За спортзал надо сказать спасибо опять-таки магистрали: он приютился в помещении мотовозной, безвозмездно переданной железной дорогой своему бывшему учебному учреждению, которому нынче исполнится 80 лет. Во время последнего весеннего осмотра председатель дорпрофжела Александр Старцев не преминул посетить школу и вручить директору сертификат на приобретение дополнительных спортивных принадлежностей.

В Доме культуры по вечерам обычно полно народу. Всегда гостеприимная, приветливая хозяйка – директор Марина Файзулина, жена монтёра пути, рада помочь найти каждому посетителю занятие по душе, чтобы он мог сполна раскрыть свои дарования. А выбор у ребят, включая детей железнодорожников, богатый. Одних притягивает к себе вокальный ансамбль под управлением Надежды Десовой, другим не терпится проявить способности в хореографическом кружке, руководимом педагогом Мариной Харловой, третьи не прочь взять уроки рукоделия у Веры Боткевич, славящейся на весь район великолепными ковровыми изделиями и мягкими игрушками, она учит этому ремеслу и детей. Правда, ткать ковры самостоятельно девочки только начинают, а вот производство мягких игрушек освоили быстро и с готовностью дарят плоды своего труда детским садам.

 

Рукодельница В. БоткевичНе пустует Дом культуры, не пустуют, как ни странно, при нынешней массовой потере у людей интереса к книгам и обе библиотеки, в чём заслуга сельской администрации, выкраивающей из скудного бюджета деньги для пополнения фонда, и, конечно, работающих здесь очаровательных женщин, умеющих увлечь читателей. Они организовали, например, литературную гостиную, где идёт обсуждение полюбившихся произведений современных русских писателей. На последнем из заседаний шла речь о повести знаменитого земляка Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

– Всех взволновала история главной героини, учинившей самосуд, – говорит заведующая библиотекой Ольга Гончарук. – Дискуссия получилась бурной. Читатели пытались понять поступок Тамары Ивановны, вынужденной преступить закон, поскольку государство не способно защитить своих граждан. Такие книги будят гражданские чувства, поднимают дух, заставляют людей размышлять о времени, о себе и о судьбе страны. А это сейчас очень важно.

Константин Житов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31