30 октября 2020 06:47

30 октября 2020 06:47

У станции Иннокентьевская

Нынешнее Ново-Ленино начиналось с посёлка железнодорожников.
Окончание. Начало в №15
Наш консультант в экскурсии по первым застройкам Ново-Иннокентьевского выселка (ныне это исторический квартал в Ново-Ленино возле станции Иркутск-Сортировочный) краевед Наталия Пономарёва обращает внимание на отличительные особенности деревянных строений.

Новый век старой часовниНынешнее Ново-Ленино начиналось с посёлка железнодорожников.

 

Окончание. Начало в №15

Наш консультант в экскурсии по первым застройкам Ново-Иннокентьевского выселка (ныне это исторический квартал в Ново-Ленино возле станции Иркутск-Сортировочный) краевед Наталия Пономарёва обращает внимание на отличительные особенности деревянных строений.

Например, из-за того что станция Иннокентьевская в первое время являлась стыковочной между Сибирской и Забайкальской железными дорогами, казённые дома разнились и планировкой, и внешним видом – в зависимости от того, к какой дороге они принадлежали. Впрочем, в 1906–1908 годах для усиления коммерческой и технической работоспособности сама станция, пути, постройки, часть жилого фонда, врачебные структуры, территория к северу от полотна были переданы Забайкальской железной дороге с управлением в городе Иркутске. Численность населения к тому времени (по данным 1909 года) достигла в Иннокентьевском посёлке 8700 человек, в Ново-Иннокентьевском выселке – 1680.

 

 

Ветераны всегда в форме Михаило-Архангельский храм принадлежал монашескому скиту Больничный корпус сегодня служит культуреШирина полосы отчуждения станции Иннокентьевская к югу от рельсового полотна составляла приблизительно 600 метров, её длина от входного семафора со стороны Иркутска – более 2 километров. У южной границы полосы отчуждения располагались заразные бараки железнодорожной больницы и усыпальная часовня. На её месте сейчас открывается православный храм. На нашем снимке (вверху слева) староста храма Виталий Попов поясняет, что здесь уже проходят службы и к радости верующих рассматривается возможность часть прилегающей территории в дальнейшем использовать для строительства большого православного просветительского центра. Граница больничного комплекса с этой стороны явилась по существу прообразом так называемой Первой улицы, в 1933 году именованной улицей Розы Люксембург.

 

Средняя школа №7 скоро отметит юбилей Дома для машинистов строились рядом с депоА с севера больничный комплекс и парк выходили на улицу, по обе стороны которой планомерно располагались усадьбы служебных жилых домов, выстроенных по типовым проектам. Эта улица на плане станции 1933 года названа Нагорной канавой, так как для защиты рельсового полотна от паводковых вод железнодорожники вдоль неё вырыли траншею до самого скита отшельников Вознесенского монастыря, перебросив мостки для пешеходов и транспорта. Позднее улица носила названия Скитская, Клубная (здесь до недавних времён располагался клуб железнодорожников), улица Академика Образцова.

Сетка улиц и переулков и их названия окончательно определились к 1960 году: улицы Вокзальная, Академика Образцова, Розы Люксембург и поперечные им – пер. Восточный, ул. Лунина (Норильская), пер. Больничный (между рощей и больничной оградой, ныне утрачен), пер. Деповский, ул. Школьная (Ледовского), пер. Западный. На Вокзальной ещё сохранились дома-памятники. Но утрачено историческое здание старого вокзала с книжным киоском и пристройкой-буфетом. Последний в народе окрестили «У красной шапочки» из-за соответствующего цвета фуражки дежурного по станции.

 

В середине 1930-х годов в полосе отчуждения по переулкам Восточный и Западный было развёрнуто массовое строительство двухэтажных деревянных домов с коммунальными квартирами для рабочих. В 1937 году было построено здание первой средней железнодорожной школы №87 (с 1961 года – №7 в системе городских школ). Улица, ведущая к паровозному депо, стала называться Школьной, затем была переименована в улицу Василия Ледовского, комсомольского вожака и руководителя 3-го паровозного отделения.

 

Дом-памятник на улице Вокзальной Современный вокзал станции Иркутск-СортировочныйВ это же время в квартале между рощей, больничной оградой, улицей Розы Люксембург и Восточным переулком строились дома на кооперативных началах для руководящего состава, интеллигенции (врачей, учителей, творческих работников). Этот массив назывался Жилкооперацией.

После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, японскими военнопленными были построены кирпичные двухэтажные дома с коммунальными квартирами для машинистов и инженерно-технических работников в самой окраинной восточной части. И железнодорожники стали застраиваться уже по другую сторону центральной ново-ленинской улицы. Позже, в 60–70-х годах, первые исторические кварталы дополнили ещё несколько пятиэтажек, а также здания Иркутского отделения ВСЖД и локомотивного депо, корпуса профилактория и больницы. Со временем бурное развитие микрорайона устремилось на юго-запад, и тоже не без участия железной дороги. Впрочем, это уже совсем другая, новейшая история одного из самых крупных районов областного центра.

Владимир Кузьмищев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31