25 октября 2020 22:11

25 октября 2020 22:11

АЛИСА без чудес

Разработка Иркутского ИВЦ может помочь делу.
Имя Алиса прочно ассоциируется с чудесами в сказочной стране. Однако иррациональные явления случаются и на производстве. Не так просто, скажем, объяснить, почему постоянная борьба с нарушениями режима труда и отдыха локомотивных бригад никогда не достигает 100-процентного результата.

Остановка в путиРазработка Иркутского ИВЦ может помочь делу.

Имя Алиса прочно ассоциируется с чудесами в сказочной стране. Однако иррациональные явления случаются и на производстве. Не так просто, скажем, объяснить, почему постоянная борьба с нарушениями режима труда и отдыха локомотивных бригад никогда не достигает 100-процентного результата.

– Здесь помогла бы АЛИСА – автоматизированная локомотивная информационная система анализа, – считает начальник отдела организации работы локомотивов и локомотивных бригад дирекции управления движением на ВСЖД Александр Ромик. – Но вся беда в том, что ею практически не пользуются те, для кого она предназначена в первую очередь: начальники и нарядчики локомотивных эксплуатационных депо и начальники станций...

 

По мнению начальника производственного отдела Иркутского информационно-вычислительного центра и разработчика программы «АЛИСА» Василия Касьянова, многое объясняется тем, что по данной проблематике в дирекции тяги используются программные комплексы, по которым её специалисты пытаются отслеживать случаи нарушения режима труда и отдыха локомотивных бригад, например программный комплекс АСУТ, где основным инструментом является автоматизированная система нарядчика локомотивных бригад АРМ и WEB-отчёты самой АСУТ. Но в этом случае в качестве первоисточника фактически проделанной локомотивной бригадой поездной работы выступает та информация, которую выдал сам же нарядчик. Тогда как АЛИСА использует данные, внесённые группами учёта локомотивных депо с бланков маршрутов машинистов в типовую систему ИОММ (интегрированная обработка маршрута машиниста).

– Ситуации, по которым возникают сверхурочные часы работ, невыполнение пробежных норм, невыполнение скорости и прочее, – это же не вина и прихоть локомотивных бригад и их руководителей, а целая причинно-следственная цепочка, в которую входят многие и многие факторы, – говорит Василий Касьянов. – Это и грамотность управления бригадами со стороны нарядчиков, это и поездная обстановка с путейскими «окнами», непринятием поездов станциями, другие форс-мажорные обстоятельства. Вот чтобы разобраться с этим, проследить всю цепочку, проанализировать все обстоятельства и исключить условия их повторения, мы и создали систему «АЛИСА», рассчитанную не только на узких специалистов, но и на всех, кто причастен к проблеме или может принимать волевые решения, – говорит Василий Касьянов.

 

По словам ведущего инженера технологической службы ВСЖД Оксаны Молоковой, программа «АЛИСА» – своеобразный справочник, который сводит воедино все данные, связанные с вопросами нарушения режима труда и отдыха локомотивных бригад, но размещённые по разным базам данных и доступные зачастую только специалистам узкого профиля. Другим же, для того чтобы отыскать и проанализировать нужную информацию, необходимы не только желание, но и время, которого, как правило, всегда не хватает.

– Ценность проекта не только в его доступности, но и в том, что этот информационный ресурс постоянно обновляется специалистами Иркутского ИВЦ и может показывать реальное положение дел не только по отдельным депо, но и в целом по локомотивному комплексу дороги, – говорит Оксана Молокова. – Сюда входит анализ непроизводительных потерь рабочего времени как за месяц, так и за квартал и год, время работы локомотивных бригад по видам движения, оперативный учёт сверхурочных часов и недоработок, в том числе и по месячной норме, контроль за отправлением локомотивных бригад из пункта оборота после отдыха, динамика сводных отвлечений и их анализ и так далее. Всё это позволяет не только делать выводы и анализировать «задним числом», но и влиять на обстановку, менять какие-то технологии и прочее.

 

– Это поможет в какой-то степени дисциплинировать и руководителей подразделений, не входящих в локомотивный комплекс, но зависимых от него в силу каких-то причин, – считает Александр Ромик. – Возьмём ситуацию с путейскими «окнами». Для них устанавливается норма выработки локомотивными бригадами (по их заявкам) для каждой ПМС и каждой дистанции пути. Такое лимитирование создаёт своеобразную круговую поруку, когда от движенцев ждут своевременного предоставления «окон», от путейцев – чёткого исполнения графика и такого же чёткого исполнения – от локомотивных бригад. Это – только один пример, по которому видно, что нечёткое исполнение обязательств сторонами может привести к сбою в цепи. Но таких примеров, когда локомотивы могут использоваться неэффективно, – множество. В этом случае АЛИСА помогает выявлять данные факты и принимать по ним как корректирующие меры, так и меры долгосрочного характера – во избежание ошибок в будущем.

Конечно, воспринимать возможности этого информационного ресурса как панацею от всех бед было бы наивно. Но и отмахиваться от него недальновидно: нерациональное использование рабочего времени локомотивных бригад, нарушения их режима труда и отдыха создают напряжённость в обеспечении грузоперевозок и остаются одной из серьёзных проблем не только локомотивного комплекса.

 

Как следует из анализа работы по итогам первого квартала 2011 года, представленного дирекцией тяги ВСЖД, объём сверхурочной работы на дороге возрос по сравнению с 2010 годом в 33,5 раза и составил 29543 часа. В расчёте на одного работника приходится почти 5 часов, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся 0,1... То есть «потери» трудоспособного контингента машинистов и их помощников от непроизводительного использования, влияющего на рабочее время, и без учёта непарности поездопотока (а это часы простоя по прибытии и отправлении, в пути следования, так называемые «пересыпания» в пунктах оборота и езда пассажирами) составили 218 человек.

– Я считаю, что если даже часть проблем будет снята с помощью программы «АЛИСА», то это уже будет достижением для нашей дороги, – говорит Оксана Молокова.

Владимир Палагутин (фото Сергея Ринчинова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31