31 октября 2020 10:15

31 октября 2020 10:15

Стопроцентное попадание

Из 70 лет жизни более полувека он отдал железной дороге.
С Григорием Федотовичем Самолюком мы встретились накануне его юбилея. И первым делом начали считать его железнодорожный стаж. Получилось, что только Восточно-Сибирской отдано 32 года жизни.

Григорий Федотович и Мария Николаевна с внучкой ЕлизаветойИз 70 лет жизни более полувека он отдал железной дороге.

С Григорием Федотовичем Самолюком мы встретились накануне его юбилея. И первым делом начали считать его железнодорожный стаж. Получилось, что только Восточно-Сибирской отдано 32 года жизни.

– А если вспомнить, что ещё в 1959-м окончил желдоршколу в Челябинске и поработал бригадиром путейцев на Южно-Уральской дороге, то получится 52, – перелистывает трудовую книжку Григорий Федотович.

Про Самолюка не скажешь, что он из потомственных железнодорожников. Родился в Винницкой области в небольшом селе и до 1959 года, можно сказать, железной дороги вообще не видел. А тут родственники, приехавшие в гости на Украину, уговорили родителей отпустить Григория к ним на Урал: там-де и жизнь попривольнее, и профессию хорошую получить можно. Как оказалось, правы были. В профессии Самолюк не ошибся.

 

С железнодорожным институтом тоже случай интересный. В те годы, когда Григорий служил в армии, дембелям давали поблажку – разрешали по последнему году сдавать экзамены в вузы: поступишь – учись, нет – дослуживай до конца.

– Меня товарищ уговорил поступать, – вспоминает Григорий Федотович. – А в самом деле, что мы теряли? Так хоть какой-то отпуск. Поехали в Новосибирск. Товарищ документы в строительный подал, я – в железнодорожный. Товарищ дослуживать вернулся, а я стал студентом НИИЖТа. Родителям перед этим из части написал, что убываю в командировку, чтобы пока туда писем не слали, а потом уже написал, чтобы гражданские вещи отправили новоявленному студенту. Старики, наверное, подумали, что дезертировал...

1970 год запомнился Григорию особенно – тогда он не только получил диплом инженера-железнодорожника, но и статус молодого супруга – женился на девушке Марии, с которой познакомился ещё в Сарапуле, где проходил срочную службу.

 

Распределили молодого специалиста на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Так она и стала частью его судьбы: в трудовой книжке только должности менялись, а адрес был неизменным – ВСЖД. Как оказалось, не только для самого Самолюка – для всей семьи.

– Я поначалу, когда Гриша начинал дежурным по парку в Иркутске-Сортировочном, устроилась по специальности, воспитателем в детский садик, – вспоминает Мария Николаевна. – Так бы и работала, но его назначили начальником станции Слюдянка, тут уж пришлось менять профессию – стала товарным кассиром. И тоже прижилась на дороге. На пенсию вышла инженером-экономистом.

– Неплохим, надо сказать, – дополняет супругу Григорий Федотович. – Именными часами награждена за добросовестный труд. Геннадий Павлович Комаров, тогдашний начальник дороги, любил повторять: ты, мол, у меня, Мария, вторая любимая женщина после жены (они в одном отделе работали). На вас, говорил, во всём положиться можно. А это в устах Геннадия Павловича многого стоило...

 

– Да ладно тебе, – смущённо отмахивается Мария Николаевна. – Работали честно, потому и ценили.

Кстати, ценили начальники дорог и самого Самолюка, иначе не доверяли бы ему должности начальника станции Иркутск-Пассажирский, заместителя начальника отдела перевозок, заместителя начальника службы, помощника заместителя начальника дороги по хозяйству грузового и пассажирского движения. И не вручили бы ему в 1992 году знак «Почётный железнодорожник».

Работалось Самолюку в охотку – попадание в профессию оказалось стопроцентным. Хотя не скрывает – было и тяжело. Труд движенцев на дороге – не из самых лёгких, но и один из интересных. Знать, что ты управляешь огромной машиной движения – это не только ответственность, но и определённое честолюбие: я могу, у меня получается.

 

– Особенно интересно было, когда переводили на третий путь перегон от Черемхова до Рассохи и далее, – говорит Григорий Федотович. – Полностью хозяйство обновлялось, станции реконструировались: Белая, Ангарск, Иркутск-Сортировочный, Кая, Большой Луг, Гончарово. Всё «под колёсами» принималось, без остановок в движении. И ведь сделали... Вот этим и интересна дорога.

Интересной она оказалась и для детей Самолюка. Сын, Алексей, исполняет сегодня обязанности заместителя начальника дирекции инфраструктуры ВСЖД, дочь, Наталья, трудится инженером первой категории в Восточно-Сибирском филиале Федеральной пассажирской компании, жена Алексея Светлана – заместитель начальника отдела в дирекции управления движением. Вот такое начало железнодорожной династии положило «бегство» Григория из рiдной вiннiщiны на далёкий Урал.

 

– Как знать, – говорит ветеран, – может ещё и внуки на дорогу придут. Династия-то уже состоялась. Мне, честно сказать, хочется, чтобы на ВСЖД Самолюки не переводились...

Владимир Палагутин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31