25 октября 2020 13:48

25 октября 2020 13:48

Место для управления

В канун юбилея Иркутска хочется обратиться к истории зданий, в которых размещались управления по строительству и эксплуатации железной дороги. Таких зданий в областном центре несколько.
Во время постройки Транссиба до Иркутска Управление по строительству находилось в разных городах Сибири, в том числе и в Иркутске.

В канун юбилея Иркутска хочется обратиться к истории зданий, в которых размещались управления по строительству и эксплуатации железной дороги. Таких зданий в областном центре несколько.

Во время постройки Транссиба до Иркутска Управление по строительству находилось в разных городах Сибири, в том числе и в Иркутске. В 1899 году начальник службы ремонта пути и зданий отправил запрос начальнику строительства Среднесибирской железной дороги, в котором писал: «Арендованный в г. Иркутске дом Сукачёва под квартиры агентов службы движения и контору Коммерческой службы для приведения в соответствующий жилому помещению вид требует, по сообщению начальника 16 участка пути, ремонта на сумму около 1500 руб.» Другая архивная запись сообщает: «На станции Иркутск здания, принадлежащие Забайкальской железной дороге, все заняты, совет просил выделить... бывшую усадьбу В. Сукачёва, в которой какое-то время размещалось Управление дороги до перевода его в Томск». Таким образом, несколько служб Управления СЖД располагались некоторое время в этом здании, расположенном над вокзалом Иркутск-Пассажирский, по улице Челнокова, 20 (ныне здесь находится поликлиника №5). Оно было построено в 1889 году по проекту архитектора В. Рассушина на участке земли городского главы В. Сукачёва.

 

После перевода Управления Сибирской железной дороги в Томск в Иркутске осталась его служба по постройке Восточного отдела железной дороги. Управление этой службы находилось в доме домовладельца Миля на углу улиц Б. Блиновской и Преображенской (здание сгорело в 1904 г.).

В Иркутске находилось и Управление по постройке Забайкальской железной дороги. Оно размещалось в арендуемом доме Немчинова на Ивановской площади (Труда).

В 1900 году главный железнодорожный путь в Приангарье начинался от станции Иннокентьевская и шёл до станции Маньчжурия. Дорога получила название Забайкальской. К ней относились также участки Китайский разъезд – Сретенск – Нерчинск. Общее протяжение всех путей на 1 января 1910 года было 2530 км, и до 1908 года ЗБЖД была однопутной. Сооружение вторых путей и сдача их в эксплуатацию также производились участками с 1908 по 1916 годы. В период строительства на железной дороге работали 20–23 тыс. человек. В прошении начальника Управления по строительству железных дорог в МПС России В. Мясоедова было написано: «Ввиду особых условий эксплуатации новой дороги – значительным её протяжением и отдалённости Забайкальского края, необходимо отдельное управление. Для расположения оного я полагал бы выбрать г. Иркутск – крупный центр и в видах удобства связи местного управления с центральными учреждениями империи».

 

После открытия правильного пассажирского и товарного движения для эксплуатации этого участка Транссиба и было создано Управление ЗБЖД. Только в 1925 году Управление дороги из Иркутска было переведено в Читу.

В Иркустке оно было размещено в здании, расположенном по ул. Графо-Кутайсовской (ул. Дзержинского, 36), площадью 42276 кв. саж. и принадлежавшем известному подрядчику на строительстве дороги, иркутскому предпринимателю Д. Кузнецу. Это здание иркутяне до сих пор называют Дом Кузнеца. Оно было построено по проекту архитектора В. Николаева в 1902–1903 годах как доходный дом.

 

Другие службы и части управления в 1903–1922 годах арендовали помещения в разных частях города. Так, например, служба пути и врачебная часть были размещены в доме купца Е. Замятина на 6-й Солдатской улице (Литвинова), службы подвижного состава, движения – в доме П. Кравца (ул. Большая), служба телеграфа – в доме М. Бутина, главный склад – в доме Дубинского, коммерческий отдел – в доме купца А. Воллернера (ул. Большая), юридическая часть – в доме Л. Мерецкого, служба сборов – в доме Полутовых и в зданиях других владельцев.

Строительство новых железнодорожных линий, быстрое развитие деятельности железной дороги привело к оживлению экономической жизни региона. Постепенно происходило увеличение числа служащих Управления ЗБЖД. В 1909 году их было 882 человека, в 1913 году уже 1194. Из-за разбросанности отдельных частей управления приходилось содержать большое количество курьеров, нести лишние расходы за наём лошадей для развозки материалов и корреспонденции. Управление дороги признавало, что строительство собственного здания является выгодным для интересов дороги. Д. Кузнец ещё в 1904 году, а затем и в 1905-м обращался к начальнику дороги с предложением: «на принадлежащем мне участке земли… произвести постройку новых помещений в одном доме для всех служб Управления дороги, в виде продолжения дома, с арендной платой за это помещение с пароводяным отоплением и очисткой по 35 рублей в год за 1 кв. сажень». Домовладелец предлагал проект нового каменного трёхэтажного здания площадью 900 кв. саж. с водяным отоплением, которое явится продолжением левого крыла занимаемого управлением здания до Преображенской улицы (ул. Тимирязева), затем пройдёт фасадом по ней до угла улицы Малоблиновской (ул. Чехова). Проект предусматривал приёмные для канцелярии и отдельных служб, библиотеку, зал совета с комнатой для торгов, столовую с кухней и буфетом, архивную комнату, швейцарскую, комнату врача с приёмным покоем, лабораторию, типографию и др. комнаты.

 

Совет управления признавал предложение Д. Кузнеца «весьма выгодным и удовлетворительным для дороги». Было принято решение ходатайствовать перед управлением дороги об удовлетворении этой просьбы. Проектирование здания шло полным ходом, но существовала проблема, она касалась приобретения участка городской земли для строительства. Управление дороги оказалось в большом затруднении: «Удобного хорошего места нет. Управление построить на одной из окраин было бы ущербом интересам железной дороги и создало бы ряд неудобств для служащих, особенно при крайней неблагополучности окраин г. Иркутска, отсутствия удобных путей и средств сообщения с центром. Всё это приводит к необходимости покупать место для дома у частных лиц». Управление дороги просило Иркутскую городскую управу о выделении участка городской земли, расположенного по Троицкой улице (ул. 5-й Армии) площадью 3222,5 кв. саж. Но ценность этого места в самом центре г. Иркутска была очень высокой.

 

19 сентября 1909 года поступило предложение о продаже углового участка земли площадью более 1000 кв. саж. на Нижнеамурской улице (ул. Третьего Июля) от иркутского купца А. Школьникова. Инженер-архитектор В. Коляновский, занимавшийся рассмотрением этого вопроса, определил, что предложенный участок является недостаточным для возведения здания управления. Он предложил просить место для строительства напротив Государственного банка (здание геологического факультета ИГУ) по Амурской улице (Ленина) и участок земли, выходящий на улицу Луговую (Марата). «Для постройки здания необходимо 2200 кв. саж., а весь участок земли в 4000 кв. саж. С проектируемым главным фасадом Управления соседство здания Государственного банка в пожарной безопасности и в гигиеническом отношении является желательным».

Опять началась переписка с Иркутским городским управлением о приобретении земли. Управление дороги, имея большие финансовые траты, хотело, конечно, приобрести землю безвозмездно. Но городская управа заявила, что бесплатных участков земли в центре города не имеется, но она может выделить такой участок в другой части города, например в Глазковском предместье, где располагались железнодорожная станция и вокзал. Начальник дороги ответил, что «считает возможным расположить здание Управления ЗБЖД в Глазковском предместье при условии постройки постоянного моста и проведения трамвая для сообщения с городом и отвода безвозмездно необходимого по размерам участка земли. Возможно ли для постройки здания Управления уступить безвозмездно участок земли: часть Циклодрома, прилегающую к Понтонной улице, и участок между Парком и усадьбой Выговского площадью 2800 кв. саж.».

Окончание в следующем номере.

Татьяна Томилова,методист Музея истории ВСЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31