20 октября 2020 00:26

20 октября 2020 00:26

Виталий Чесноков: В профилактике нарушений нет мелочей

729,4 млн рублей было освоено на мероприятиях по улучшению условий и охраны труда на Восточно-Сибирской дороге в 2010 году.
Труд каждого работающего на производстве должен быть безопасным во всех отношениях. Это аксиома. Не верится, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти будет заведомо «работать» на ЧП с травматическим исходом. В мнимую фатальность, предначертанную свыше, тоже верится с трудом. Как же сделать, чтобы система профилактических мер приносила эффективную отдачу?

729,4 млн рублей было освоено на мероприятиях по улучшению условий и охраны труда на Восточно-Сибирской дороге в 2010 году.

Труд каждого работающего на производстве должен быть безопасным во всех отношениях. Это аксиома. Не верится, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти будет заведомо «работать» на ЧП с травматическим исходом. В мнимую фатальность, предначертанную свыше, тоже верится с трудом. Как же сделать, чтобы система профилактических мер приносила эффективную отдачу? Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности Виталий Чесноков. – Виталий Валерьевич, каким выдался для нашей дороги 2010 год в сравнении с предыдущим в вопросах охраны труда?

– В прошедшем году на ВСЖД было допущено 11 случаев производственного травматизма (против 14 в 2009-м), однако произошло увеличение количества случаев тяжёлого травматизма. Травматизм со смертельным исходом остался на уровне 2009 года.

Напомню, 1 декабря 2010 года на участке федеральной автодороги между населёнными пунктами Кутулик и Забитуй произошло дорожно-транспортное происшествие. В результате погиб монтёр пути Черемховской дистанции Вадим Габидуллин, четверо получили лёгкие травмы.

Мы детально проанализировли все случаи производственного травматизма. Основной причиной травм явилось нарушение правил дорожного движения. Другие причины – невыполнение требований инструкций по охране труда, неудовлетворительная организация и контроль за производством, личная неосторожность пострадавшего и неприменение им средств индивидуальной защиты.

В 2010 году больше других работников дороги травмировались монтёры пути (восемь человек, или 53,3%). На недостаточном уровне профилактика травматизма проводилась в Черемховской, Иркутск-Сортировочной, Гусиноозёрской, Северобайкальской и Тулунской дистанциях пути, в Иркутском моторвагонном депо, Вихоревской дистанции электроснабжения, Иркутск-Сортировочной дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Тайшетском эксплуатационном локомотивном депо.

Снижения травматизма в сравнении с 2009 годом добились предприятия дирекции тепловодоснабжения, службы вагонного хозяйства, дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин.

 

– Есть непреложное административное требование: создай должные условия для труда и тогда требуй качественной работы. Каким образом этот постулат выполнялся у нас?

– Самым неукоснительным образом. В 2010 году на мероприятия по улучшению условий и охраны труда израсходовано 729,4 млн рублей. Увеличение расходов к уровню 2009 года составило 71,4%. В полном объёме всеми структурными подразделениями (за исключением ТЧЭ Зима) выполнены мероприятия программы улучшения условий и охраны труда.

В 2010 году проведена аттестация 9375 рабочих мест. Особое внимание уделялось обеспечению работников дороги спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты. На их приобретение затрачено 283,5 млн рублей (в 2009 году – 175,2 млн рублей).

 

– А в самой методике поставок средств индивидуальной защиты что-нибудь изменилось?

– Нашей службой разработаны и начиная с 2010 года задействованы регламенты обеспечения. В них чётко прописано, кто и за что отвечает на уровне предприятия (допустим, работник отдела управления персоналом, экономист) при проведении заявочной процедуры. Опять же впервые, с целью своевременного обеспечения работников дороги средствами индивидуальной защиты, создан переходящий неснижаемый запас СИЗ.

Согласно приказу главного инженера ВСЖД от 3 ноября 2009 года «Об организации контроля за качеством поступающих на дорогу средств индивидуальной защиты», силами специальной комиссии ежеквартально проводится приёмка качества этой продукции на главном материальном складе ДМТО с оформлением соответствующих актов.

 

– Как на дороге идёт использование возвратных финансовых средств Фонда социального страхования РФ?

– 8,3 млн рублей – такова сумма, которую подразделения Восточно-Сибирской могли задействовать в 2010 году на финансирование профилактических мер по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных или опасных производствах.

– В 2010 году Восточно-Сибирская дорога была сертифицирована по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Предполагается ли нынче задействовать возможности СМК применительно к профилактике производственного травматизма?

– Да. Наша дорога заключила договор с официальным представителем Ассоциации по сертификации «Русский регистр» на внедрение системы менеджмента качества в области профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001:2007). Данный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда. «Русским регистром» разработан план-график работ по внедрению этой системы на Восточно-Сибирской магистрали. Поначалу она будет опробована в нескольких пилотных подразделениях дороги. Затем, после получения сертификации OHSAS 18001:2007, станет внедряться во всех структурных подразделениях магистрали.

 

– В нынешнем году ваша служба будет отмечать свой 10-летний юбилей. Каковы основные этапы её становления?

– При формировании структуры управления Восточно-Сибирской железной дороги в составе отдела труда и заработной платы был создан сектор охраны труда. В 1986 году появился самостоятельный отдел охраны труда и техники безопасности. А в апреле 2001 года на дороге создаётся служба охраны труда. Её первым начальником стал Александр Григорьвич Клименко. Спустя три года, в связи с созданием отдела промышленной безопасности, служба была переименована в службу охраны труда и промышленной безопасности. В 2006 году на нашу службу были дополнительно возложены задачи и пожарной безопасности.

 

– Виталий Валерьевич, наверное, в нашей беседе никак не обойти тему усиления единой корпоративной политики в сфере охраны труда в условиях формирования в ОАО «РЖД» новых вертикально интегрированных структур. Каким образом эта политика проводится на ВСЖД?

– Проведение единой политики в области охраны труда и промышленной безопасности на дороге обеспечивают следующие регионально-территориальные комиссии: по охране труда и здоровья, пожарно-техническая, по безопасности производственных процессов, по внеочередной проверке знаний по охране труда у руководителей структурных подразделений, по предупреждению травмирования граждан на объектах инфраструктуры, по проверке знаний норм и правил работы на электроустановках и аттестации по вопросам энергетической безопасности обслуживающего персонала. Через такого рода комиссии и осуществляются функции структурного управления в вопросах охраны труда, промышленной, пожарной безопасности на региональном (дорожном) уровне. Работа на них возложена ответственная, ибо нет ничего дороже здоровья и жизни человека.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31