24 октября 2020 20:39

24 октября 2020 20:39

Андрей Шолохов: Нужно перейти от права силы к силе правил

Восточно-Сибирская дорога реализует комплекс мер по повышению качества управленческих решений и соблюдению технологии выполнения работ.
Недуг всегда легче предупредить, нежели лечить. То же самое и с обеспечением безопасности движения поездов. Здесь также нужна целостная система предупреждения, поскольку необходимо бороться с первопричинами, а не со следствием нарушений ритма эксплуатационной работы. Об этом наш корреспондент беседует с заместителем главного ревизора ВСЖД по безопасности движения поездов Андреем Шолоховым.

Восточно-Сибирская дорога реализует комплекс мер по повышению качества управленческих решений и соблюдению технологии выполнения работ.

Недуг всегда легче предупредить, нежели лечить. То же самое и с обеспечением безопасности движения поездов. Здесь также нужна целостная система предупреждения, поскольку необходимо бороться с первопричинами, а не со следствием нарушений ритма эксплуатационной работы. Об этом наш корреспондент беседует с заместителем главного ревизора ВСЖД по безопасности движения поездов Андреем Шолоховым.

 

– Андрей Дмитриевич, наш разговор будет опубликован в день проведения технико-экономического совета дороги по безопасности движения поездов. Поэтому, не предвосхищая событий и вопросов, которые заложены в программу ТЭС, давайте остановимся на теории и практике профилактики безаварийной работы.

– Анализ проблем, возникающих в сфере обеспечения безопасности движения поездов, даёт возможность выявить наиболее значимые моменты, являющиеся критическими. Речь в первую очередь идёт о необходимости увязки планирования инвестиционных вложений в инфраструктуру и подвижной состав с состоянием безопасности движения, о повышении надёжности технических средств. Необходимо изменять сам стиль управления с так называемоего реактивного (когда меры разрабатываются по случаям уже допущенных нарушений) на проактивный (направленный на прогноз).

 

– То есть необходимо глубже и предметней изучать проблемы, препятствующие развитию и внедрению системы менеджмента безопасности движения?

– Да, именно так. Как показала практика внедрения СМБД в службах, дирекциях и структурных подразделениях дороги, существует ряд системных проблем, являющихся серьёзным препятствием на пути совершенствовния управления безопасностью движения. И не решив эти проблемы на уровне руководства, мы не можем достичь положительного результата.

Если называть вещи своими именами, то действующая система менеджмента безопасности движения зиждется в основном на поиске виновных. При этом слово «вина» становится главным в лексиконе руководителей всех уровней. В свою очередь, стремление работников к самозащите от возможных наказаний приводит к сворачиванию инициативы, уходу от ответственности. Поэтому назрела необходимость перехода от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил.

Беда в том, что многие руководители поручают ту же подготовку документов по СМБД рядовым сотрудникам. Они должны понимать, что рядовой сотрудник (а это, как правило, узкий специалист) не проводит диагностику менеджмента, не выявляет системные болезни и не определяет оптимальных методик лечения. А надо выявлять те болезни, которые ослабляют производство.

 

– Но ведь на нашей дороге и так делается очень многое для повышения качества работы практически во всех сферах деятельности. В чём недоработки?

– Пока некоторые руководители и работники не осознали глубину проблемы качества. Как показывает анализ, наибольшее количество нарушений связано, в первую очередь, с двумя основными системными проблемами – низким уровнем управленческих процессов и несоблюдением технологии выполнения работ. К примеру, в хозяйствах ДРТ из всех случаев нарушения технологической дисциплины в 2010 году 90% произошло по причине технических и технологических факторов.

 

В этой связи я позволю себе напомнить слова президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина, который поставил задачу коренного пересмотра взглядов на проблему обеспечения безопасности движения поездов и научно-технического потенциала компании: «Новые подходы должны не только исключить повторяемость, но и предотвратить предпосылки для возникновения брака. Решить поставленную задачу можно только технически грамотному персоналу».

При этом персонал рассматривается в качестве непосредственного участника производственного процесса, осознанно влияющего на уровень безаварийной работы, на качество выполнения и соблюдения технологических процессов.

Отсюда вывод: всему персоналу, начиная от монтёра пути и заканчивая руководителями управления дороги, необходимо чётко знать и понимать одно – только слаженное взаимодействие всех подразделений (независимо от подчинённости) в границах дороги позволит приблизиться к полномасштабному внедрению СМБД.

 

– Расскажите, пожалуйста, о методике реализации СМБД.

– Для её работы необходимы свои, так называемые системные процессы (принципы) СМБД, направленные на мониторинг, проведение технических аудитов, выполнение расследований, осуществление управления статусом корректирующих и предупреждающих действий. Речь в первую очередь идёт об операционных процессах. Для каждого процесса должен назначаться владелец, который несёт ответственность за его выполнение. Таким образом обеспечение и управление безопасностью движения поездов «встраивается» в специализированные операционные и сборочные процессы.

 

– Вы упомянули такое важное для каждого железнодорожника слово, как ответственность. Уточните, кто и за что держит ответ в СМБД.

– Мы можем и должны говорить о принципе презумпции ответственности владельцев процесса. В круг их ответственности входит оценка рисков, анализ полученных оценок рисков, управление факторами, влияющими на уровень риска, поддержание процесса в управляемом состоянии. При этом презумпция ответственности предполагает смещение области ответственности с самих фактов происшествий на сокрытие фактов, искажение информации, а также на неприятие корректирующих мер (бездействие).

 

– Андрей Дмитриевич, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает задачи обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. Каковы они применительно к нашей дороге?

– Существующая ныне система обеспечения безопасности движения поездов претерпит существенные изменения за счёт инвестиций в развитие системных и технических средств, а также совершенствования технического аудита и процессов управления.

С учётом требований ОАО «РЖД» политикой ВСЖД в вопросах обеспечения безопасности движения поездов для всех хозяйств, работающих в пределах дороги, будет являться кардинальное сокращение случаев транспортных происшествий, событий и отказов технических средств за счёт создания многофункциональной системы управления и обеспечения безаварийной работы.

 

– В процессе реформирования отрасли появляются новые структурные подразделения. Среди них – недавно созданная дирекция инфраструктуры. Есть ли у неё объективные проблемы?

– По моему мнению, серьёзной проблемой является старение технических обустройств. Это касается, к примеру, контактной сети. Несложные подсчёты говорят о том, что при существующих темпах модернизации срок службы данных обустройств истечёт через 20–25 лет. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других хозяйствах, обслуживающих объекты инфраструктуры.

 

– Напрашивается однозначный вывод: надо двигаться к системному улучшению уровня безопасности движения. Каких результатов можно добиться?

– Будет сформирована основа для обеспечения устойчивого функционирования объектов инфраструктуры и подвижного состава, снижения издержек от случаев нарушений, для полноценного внедрения системы менеджмента безопасности движения.

 

 

Акцент. На расширенном правлении компании 22–23 декабря 2010 г. вице-президентом ОАО «РЖД» Александром Тишаниным была поставлена задача по снижению уровня аварийности до 2015 года в 10 раз.

В компании разработана комплексная программа развития Транссиба, при реализации которой к 2015 году существующие на магистрали «узкие места» будут ликвидированы, а также увеличены объёмы перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31