28 октября 2020 15:33

28 октября 2020 15:33

Под прицелом износ и трение

Преподаватель кафедры теоретической и прикладной механики ИрГУПСа Борис Коротаев знает о трибологии всё.
В ИрГУПСе есть собственная исследовательская база, позволяющая испытывать металлы на износостойкость.
Университет выполнил очередной заказ железнодорожников, поступивший от дирекции по ремонту тягового подвижного состава. На базе его триботехнической лаборатории проведена серия сравнительных испытаний стержней с образцами смазочных материалов, выпускаемых различными производителями для смазки гребней колёс.

Борис Коротаев в триботехнической лаборатории ИрГУПСаПреподаватель кафедры теоретической и прикладной механики ИрГУПСа Борис Коротаев знает о трибологии всё.

В ИрГУПСе есть собственная исследовательская база, позволяющая испытывать металлы на износостойкость.

Университет выполнил очередной заказ железнодорожников, поступивший от дирекции по ремонту тягового подвижного состава. На базе его триботехнической лаборатории проведена серия сравнительных испытаний стержней с образцами смазочных материалов, выпускаемых различными производителями для смазки гребней колёс.

Для тестирования смазок кандидаты технических наук руководитель лаборатории Борис Коротаев и её сотрудник Александр Панасенко применили машину трения, предназначенную производить испытания на износ опытных образцов из металла и композитных материалов. Проведя исследования, учёные определили оптимальные виды смазок и передали результаты работы заказчику.

 

Рассказывая о возможностях лаборатории, Борис Владимирович отмечает, что она способна проводить широкий спектр исследований. Как самостоятельное структурное подразделение университета она занимается испытанием материалов на износостойкость и разрабатывает технологии для уменьшения износа трущихся деталей. Она оснащена машиной трения, разрывной машиной, машиной для определения газоабразивного изнашивания, приборами контроля шероховатости, твёрдости и температуры.

Борис Коротаев вопросами трибологии занимается более 30 лет. Эту науку преподаёт студентам. Кроме того, ведёт курс сопромата. Имеет четыре патента на изобретения, направленные на уменьшение износа рельсов. Когда в университете возник вопрос об организации своей испытательной триботехнической лаборатории, принял предложение ректора Андрея Хоменко возглавить её.

 

Примерно 15 лет назад вместе с бывшим заведующим кафедрой теоретической и прикладной механики профессором Петром Остроменским он провёл серию исследований по закалке зоны скругления боковой поверхности рельса потоком высокоэнергетических электронов. По предложенной ими технологии в институте ядерной физики им. Д.И. Будкера были обработаны электронами сто метров рельсов, в результате чего износостойкость их боковой поверхности увеличилась в 2,5 раза.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31