25 октября 2020 14:10

25 октября 2020 14:10

Идеи воплощаются в жизнь

ИрГУПС выстраивает свою научную стратегию с учётом потребностей железнодорожного комплекса.
Как рассказал проректор университета по научной работе Сергей Каргапольцев, только в минувшем году в рамках патентно-лицензионной деятельности учёные подали 80 заявок на изобретения и полезные модели.

Учёные ИрГУПСа Юрий Каштанов, Анатолий Лукьянов, Юрий Газизов и Олег МельниченкоИрГУПС выстраивает свою научную стратегию с учётом потребностей железнодорожного комплекса.

Как рассказал проректор университета по научной работе Сергей Каргапольцев, только в минувшем году в рамках патентно-лицензионной деятельности учёные подали 80 заявок на изобретения и полезные модели.

Сейчас патентно-лицензионный отдел университета ведёт переписку по 350 заявкам на получение патентов. Так, в минувшем году запатентовал своё техническое средство диагностики состояния изоляторов подвески контактного провода доцент кафедры телекоммуникационных систем Сергей Куценко. Пока сделан опытный образец. Испытание этого изобретения успешно прошло на ВСЖД и демонстрировалось на первой Байкальской венчурной ярмарке, вызвав интерес потенциальных инвесторов, в том числе ОАО «РЖД».

 

Завершён проект, предусматривающий модернизацию силовой схемы электровоза ВЛ80Р и включения адаптивной системы разнофазного управления. В соответствии с ним ассистент кафедры электроподвижного состава Юрий Газизов после модернизации одного из электровозов получил эффект повышения качества электрической энергии в тяговой сети и снижения её расхода на тягу поездов на 5%.

Оценивающая идею молодого научного работника межведомственная комиссия с участием экспертов, заказчиков и научных объединений выдала положительное заключение по её применению в дирекции тяги.

В ИрГУПСе начала работать своя триботехническая лаборатория. По заказу дирекции по ремонту тягового подвижного состава ею проведены испытания смазочных материалов в стержнях для смазки гребней колёс локомотивов. Как рассказывает руководитель лаборатории Борис Каратаев, сейчас готовится договор со службой пути по проведению испытаний на износостойкость рельсовой стали при применении смазывающих веществ различного вида.

 

Из числа проектных разработок вызывает интерес серия работ Восточно-Сибирского института проектирования транспортных систем, который возглавляет Вячеслав Подвербный. Коллектив из шестнадцати человек, включающий студентов, аспирантов, доцентов, выполнил в минувшем году большой объём изыскательских работ для дороги. В частности, по заказу службы пути осуществил исследование по определению силы воздействия подвижного состава на узел скрепления рельсов в кривых малого радиуса на горно-перевальном участке Слюдянка – Большой Луг.

На ВСЖД с успехом внедрены и разработки коллектива под руководством профессора Анатолия Лукьянова. Особого внимания заслужил комплекс диагностических средств для вибро- и теплодиагностики оборудования электровозов и тепловозов. Он позволяет определить техническое состояние подшипниковых узлов электрических машин, по отклонению температуры нагрева выявить неисправности узлов дизеля тепловоза.

 

Помимо научно-исследовательской деятельности, осуществляемой на кафедрах университета, значительная часть хозяйственных договоров выполнятся подразделениями управления научно-исследовательских работ. Их специалисты оказывают потребителям в лице филиалов ОАО «РЖД» научно-технические услуги, разрабатывают конструкторскую и технологическую документацию, проектно-сметную документацию для строительства и капремонта путей, зданий, сооружений, проводят техническую экспертизу опасных промышленных объектов, аттестацию рабочих мест, осуществляют энергоаудит предприятий.

Как показывает анализ, входящие в состав управления НИР структурные подразделения осваивают более 70% средств по хоздоговорам, заключённым с университетом

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31