19 октября 2020 23:47

19 октября 2020 23:47

Александр Синеев: Будущее вокзалов – за современными ТПУ

На Восточно-Сибирской дороге системно реализуется комплексная программа строительства, модернизации и реконструкции вокзальных комплексов.
В августе 2008 года была утверждена «Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов России до 2015 года». О том, как эта программа реализуется на ВСЖД в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (ВС РДЖВ) Александр Синеев.

На Восточно-Сибирской дороге системно реализуется комплексная программа строительства, модернизации и реконструкции вокзальных комплексов.

 

 

В августе 2008 года была утверждена «Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов России до 2015 года». О том, как эта программа реализуется на ВСЖД в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (ВС РДЖВ) Александр Синеев.

 

– Александр Михайлович, тема эта достаточно многогранна и многопланова. И для того, чтобы не «растекаться мыслию по древу», предлагаю в ходе нашего разговора сделать больший акцент на практическую составляющую развития вокзального комплекса нашей дороги.

– Согласен с такой постановкой вопроса. С моей точки зрения, со страниц печатных СМИ (в том числе, конечно же, и корпоративных) надо говорить не только о тех или иных сервисных наработках крупных железнодорожных вокзалов, но и о работе по созданию на их базе транспортно-пересадочных узлов, а если коротко – ТПУ.

 

– Мировой, да и отечественный опыт современных ТПУ говорит о перспективности развития этого направления. Чем это обусловлено?

– Без всякого сомнения, создание транспортно-пересадочных узлов в развитых странах мира – дело выгодное. Иначе ушлые бизнесмены попросту не вкладывали бы инвестиции в их создание и развитие. ТПУ нередко объединяет сразу несколько видов транспорта – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. При этом именно железнодорожный вокзал является ключевым элементом любого транспортно-пересадочного узла. В том, что это именно так, смогли убедиться в конце 2010 года наши коллеги – начальник вокзала Улан-Удэ Олеся Пушкарёва и заместитель начальника ВС РДЖВ Алексей Орленко во время знакомства с опытом работы крупнейших железнодорожных вокзалов Германии. Так, на главном вокзале Берлина в нескольких уровнях пересекаются платформы двух линий скоростных поездов, нескольких линий пригородых электричек и городского метро. Посадочные платформы связаны между собой целой системой лифтов, экскалаторов и пандусов. В вокзальных терминалах нашлось место для множества магазинов, гостиниц и офисных помещений. Пассажиропоток объединён в едином транспортном узле, тем самым созданы благоприятные и одновременно уникальные возможности для бизнеса, поскольку именно такого рода транспортно-пересадочный узел – одно из самых посещаемых мест немецкой столицы.

 

– А в Восточной Сибири в принципе реально создание транспортно-пересадочных узлов?

– Почему бы и нет. В сентябре 2010 года в рамках VI Байкальского экономического форума было подписано соглашение о совместной реализации проекта «Реконструкция железнодорожного вокзала станции Иркутск-Пассажирский и обустройство прилегающей территории» между правительством Иркутской области, ОАО «РЖД» и администрацией города Иркутска. Свои подписи под этим документом поставили губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов и мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Прямо скажу – событие поистине историческое не только для областного центра, но и для ВСЖД и всего региона. По сути речь идёт о создании в Иркутске многопрофильного транспортно-пересадочного узла.

 

– Александр Михайлович, читателям небезынтересно узнать, как будет реализовываться проект ТПУ на станции Иркутск-Пассажирский.

– Подписанию соглашения на Байкальском экономическом форуме предшествовал январский технический совет ВСЖД под председательством начальника дороги Анатолия Краснощёка. На нём был выбран наиболее оптимальный вариант проекта, включающий в себя не только вопросы непосредственной реконструкции вокзала, но и путевого развития, энергетического обеспечения, а также обеспечения безопасности движения поездов. Варианты ТПУ в июне 2010 года рассмотрел Градостроительный совет при губернаторе Иркутской области.

После завершения VI БЭФа распоряжением Дмитрия Мезенцева была создана рабочая группа под председательством заместителя главы регионального правительства Николая Хиценко. Восточно-Сибирскую дорогу в ней представляет главный инженер Александр Скачков, а администрацию Иркутска – вице-мэр Дмитрий Разумов. Рабочая группа собирается два раза в месяц.

Можно говорить о завершении стадии паритетного софинансирования работ по обоснованию инвестиций в строительство ТПУ. В ближайшее время вопрос по проектированию транспортно-пересадочного узла станции Иркутск-Пассажирский будет рассмотрен на инвестиционном комитете ОАО «РЖД». А к предстоящему празднованию 350-летия Иркутска будет готов уже полномасштабный проект ТПУ областного центра.

 

– Дай Бог, чтобы это проектное решение устроило всех – железную дорогу, администрации области и города Иркутска и, конечно же, пассажиров. Подмечено, что железнодорожные вокзалы всё больше и больше выполняют презентационные, имиджевые функции того или иного города, а их едва ли не приоритетными функциями становятся улучшение транспортной доступности и совершенствование городской инфраструктуры. Ощутят ли это жители Иркутска и его гости?

– Завершение работ по реконструкции вокзального комплекса столицы Приангарья запланировано на 2015 год. Но уже сейчас могу смело утверждать, что произойдут кардинальные перемены. Так, строительство многофункционального надземного конкорса позволит разделить потоки пассажиров на поезда дальнего и пригородного следования, на пристань на реке Ангаре, на автобусные остановки. Тем самым будут минимизированы издержки по пересадке с одного вида транспорта на другой, мы избавим пассажиров от необходимости толпиться в узком тоннеле. Будет приведена в надлежащий порядок набережная вблизи железнодорожного вокзала. Изменится и близлежащая территория предместья Глазково в районе улицы Проф-союзной, где появятся многоуровневая автомобильная парковка и торгово-развлекательный центр.

 

– А какова ситуация с другими вокзалами?

– ОАО «РЖД» имеет соглашение с администрацией Братска о софинансировании строительства нового вокзала на станции Падунские Пороги. Так сложилось, что этот 250-тысячный город, северная столица Приангарья, на сегодня не имеет полноценного железнодорожного вокзала. Уже разработан проект. Начало строительства намечено на второй квартал 2011 года. Думаю, что братчане, и в первую очередь жители Падунского района, по достоинству оценят новый вокзальный комплекс. Проектное решение предусматривает возведение подземной автостоянки, торгово-развлекательного комплекса, реконструкцию существующей транспортной развязки.

В 2010 году была завершена реконструкция вокзала станции Лена. Там намного улучшились условия не только для пассажиров, но и для билетных кассиров. В прошлом году был проведён ремонт вокзалов на станциях Ангарск, Черемхово, Иркутск-Сортировочный. На платформах последнего из перечисленных нынче построим навесы, защищающие от атмосферных осадков. Существенно обновится привокзальная площадь, где появится зона отдыха для пассажиров. Хорошие перемены ожидают вокзал Улан-Удэ. Для этого готовится соглашение о совместном финансировании его реконструкции между ОАО «РЖД» и правительством Республики Бурятия.

 

Справка: Точкой отсчёта работы Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов стало 1 апреля 2007 года. В её ведении пока находится 21 вокзал, на которых трудится 524 человека. Между тем в самом конце 2010 года ОАО «РЖД» приняло решение о передаче в состав ВС РДЖВ также вокзалов на станциях Гончарово, Гидростроитель, Анзёби, Новый Уоян и Чуна.

Александр Синеев назначен начальником дирекции в сентябре 2007 года.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31