20 октября 2020 12:09

20 октября 2020 12:09

Морская душа порядок любит

Почётного железнодорожника поздравляют со знаменательной датой.
Судьба Павла Михайловича Трухина – зеркало, в котором отображена 36-летняя история локомотивного депо Иркутск-Сортировочный.

Павел Трухин на главной площади в своей жизниПочётного железнодорожника поздравляют со знаменательной датой.

Судьба Павла Михайловича Трухина – зеркало, в котором отображена 36-летняя история локомотивного депо Иркутск-Сортировочный.

Довелось как-то познакомиться с человеком, который в Иркутской области – фигура знаковая. Оказалось, бывший железнодорожник. Работал в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный. На это предприятие устроился в сложный период своей жизни, потеряв паспорт, военный билет и трудовую книжку.

– В другом месте мне бы дали от ворот поворот, – говорит мой собеседник, – но повезло – попал на приём к начальнику депо Павлу Михайловичу Трухину. Обратиться к нему посоветовали люди, знающие его по совместной работе как человека отзывчивого и непугливого. Задав мне несколько вопросов, Трухин улыбнулся и, воскликнув: «Была не была, не пропадать же вам!», написал на заявлении резолюцию: «Принять разнорабочим».

 

Как-то подробностями этой истории я поделился с бывшим старшим мастером заготовительного цеха Николаем Николаевичем Ратниковым.

– На Трухина это очень похоже, – подтвердил он. – Павел Михайлович из той категории людей, которые на первый план выдвигают человеческий фактор. В нашем депо многие с его помощью преодолели жизненные метаморфозы. Не припомню случая, чтобы он отказал кому-нибудь в материальной помощи. А многие до сих пор благодарны ему за решение жилищной проблемы.

А дело происходило так. Однажды вызвал Трухина бывший начальник ВСЖД Шалва Цинцадзе и спрашивает:

– Правда, что служил на флоте?

– Да пришлось!

– Любишь порядок?

– Конечно!

 

– Вот ради порядка поручаю твоей морской душе, дорогой Павел Михайлович, организовать на базе депо строительный конвейер по возведению жилья хозяйственным способом для работников всего отделения. Под этот проект будут выделены необходимые деньги.

Такое бывает раз в тысячу лет. Павел Михайлович тогда в депо на крыльях летел. Однако чем ближе подъезжал к предприятию, тем яснее начинал понимать сложность задания. В депо строителей отродясь не водилось.

Но всё же выход нашли. Создали строительную бригаду. Обучили необходимым специальностям представителей всех участков предприятия. Приобрели солидную технику. И начали возводить многоэтажные дома. В результате каждый, кто прошёл через бригаду, обзавёлся квартирой. Предприятие обеспечило ими и своих участников Великой Отечественной войны. Более того, в счёт договорённостей с руководством Иркутского отделения свои жилищные условия улучшила значительная часть работников других предприятий.

 

Курируя этот проект, Павел Михайлович, разумеется, не спускал глаз с основного производства.Тогда предприятие занималось переводом всей инфраструктуры с постоянного тока на переменный. Не хватало локомотивных бригад. Но задание было выполнено.

Как удалось совмещать то и другое, Трухин и сам не помнит. Бывает, что участники этой эпопеи встречают его на улице, вспоминают то время. С Павлом Михайловичем можно поговорить обо всём, что пережило депо за последние сорок лет. Собеседник он хороший. Все эти годы он жил в одном ритме с предприятием, работая в должностях мастера электроподъёмочного цеха, старшего мастера цеха периодического ремонта, заместителя начальника депо по ремонту локомотивов, главного инженера и замначальника депо по эксплуатации. Последние тринадцать лет возглавлял депо.

А самая первая его должность – инженер-технолог. После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта был направлен в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный и прикипел к нему так, что никакие самые радужные перспективы в других местах его не прельщали. Здесь всё подчинялось законам динамики. Крутилось, двигалось. Происходила ротация локомотивного парка, внедрялись передовые технологии вождения поездов и обеспечения безопасности движения на дороге.

– Помню, – рассказывает он, – при переходе на новую систему хозяйствования депо освоило технологию проводки поездов весом в 6 тыс. тонн одной локомотивной бригадой, используя в голове поезда два электровоза ВЛ10, оснащённых телемеханической системой многих единиц. За счёт этого пропускная способность дороги на участке от Зимы до Слюдянки возросла со ста пятнадцати до ста двадцати поездов в сутки. Потом были стенды для выкатки колёсно-моторных блоков, позиция автоматизированного замера колёсных пар, модернизация скатоподъёмников, внедрение электрических домкратов для сжатия пружин подвески тягового двигателя.

 

В каждом этом событии Павел Михайлович принимал самое непосредственное участие. Когда работал в техотделе, посчастливилось быть в одной связке с Сергеем Ивановичем Уляшиным, главным генератором нестандартных идей, применявшихся при ремонте локомотивов. Коллектив, возглавляемый им, буквально детонировал новациями. И всё это происходило на глазах Павла Михайловича, которому было положено по штату заниматься финишной доработкой рацпредложений и изобретений.

– Вместе с Уляшиным и его коллегами, – рассказывает Павел Михайлович, – мне пришлось испытывать знаменитый на всю страну стенд по разборке и сборке колёсно-моторных блоков электровозов ВЛ22 и ВЛ8, внедрять приспособление механизированной приточки вала шестерни тягового двигателя.

Впрочем, если говорить об этом, нельзя не упомянуть ещё одно знаменательное событие из истории депо. Площадь возле предприятия, которая восхищает своей интеллигентностью, приобрела нынешний облик тоже при Трухине. Это произошло накануне 300-летия города Иркутска. Тогда по субботам и воскресеньям наравне со всеми он тоже вооружался лопатой, выравнивал гравийную подушку, укладывал дёрн, копал лунки под саженцы, устанавливал на место вечной стоянки паровоз.

 

А потом проявил прозорливость, построив новые комнаты отдыха, признанные в то время лучшими на сети дорог. А ещё было строительство моторвагонного депо на станции Военный Городок, запуск новых электровозов и электропоездов...

Ну а всё остальное вспомнят его соратники. Повод есть. Павлу Михайловичу исполнилось 75 лет.

Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31