20 октября 2020 06:00

20 октября 2020 06:00

Ирина Будаева: Информация – важный стратегический ресурс

Коллектив ДЦНТИ ставит новые задачи по развитию, совершенствованию и расширению спектра своей деятельности.
В 2010 году коллектив дорожного центра научно-технической информации предпринял ряд мер для активизации работы в области научно-технической и библиотечной деятельности в подразделениях ВСЖД, филиалов и дирекций, действующих в её регионе. О том, какие перспективные решения предлагают специалисты центра, рассказывает его руководитель Ирина Будаева.

Коллектив ДЦНТИ ставит новые задачи по развитию, совершенствованию и расширению спектра своей деятельности.

В 2010 году коллектив дорожного центра научно-технической информации предпринял ряд мер для активизации работы в области научно-технической и библиотечной деятельности в подразделениях ВСЖД, филиалов и дирекций, действующих в её регионе. О том, какие перспективные решения предлагают специалисты центра, рассказывает его руководитель Ирина Будаева.

 

– Ирина Сергеевна, центр по-прежнему остаётся ключевой структурой дороги. И, как показывает время, в условиях реформирования его значимость на Восточно-Сибирской магистрали только растёт.

– Совершенно верно. Во всём мире информация для развивающихся бизнес-структур является важным стратегическим ресурсом. В связи с происходящими на дороге переменами мы всё явственнее ощущаем значимость информации, что, естественно, отражается на задачах нашего центра. Поэтому коллектив ДЦНТИ не стоит на месте и ставит перед собой всё новые задачи по развитию, совершенствованию и расширению спектра деятельности. Примером тому уже может служить факт активного участия центра в осуществлении пилотного проекта на ВСЖД «Реализация концепции системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД». В рамках этого проекта, запущенного с 1 июля 2009 года, дороге предстояло перейти на безотделенческий метод управления, создать вертикально интегрированную структуру и обеспечить эффективную деятельность региональных подразделений. Мы предоставляли материалы безотделенческой экспериментальной работы ВСЖД ещё в период 1997–2004 гг.

С 1 октября 2009 года дорога вновь работает без отделений. Теперь мы формируем документы нового пилотного проекта. И коллектив делает всё возможное, чтобы информационное взаимодействие с филиалами и дирекциями, образованными из бывших структур дороги, не прерывалось и не возникало проблем во взаимоотношениях.

Руководство дороги уделяет особое внимание деятельности ДЦНТИ. Еженедельно главный инженер заслушивает отчёт о проделанной работе центра. Проводятся совещания с техническими информаторами и главными инженерами предприятий на узлах с участием руководителей центра, кабинетов технической информации. Совершенствуются регламенты взаимодействия между ДЦНТИ и филиалами, дирекциями компании, действующими в границах дороги.

 

– Интересно, какие именно информационные решения ДЦНТИ наиболее востребованы у железнодорожников?

– Сейчас среди специалистов особенно популярны тематические подборки, при составлении которых используются различные информационные ресурсы ДЦНТИ. Благодаря оперативности, актуальности и новизне, эти подборки помогают решать многие производственные проблемы, что очень важно в условиях недостаточного комплектования фондов научно-технической литературы на местах. Специалисты ДЦНТИ оперативно реагируют на задачи и проблемы, которые обсуждаются на докладах, селекторных совещаниях. Так, например, тематические подборки на тему «Что такое СМК?» или «Бережливое производство» пользуются на дороге особым спросом. И настолько, что мы неоднократно осуществляли дополнительные тиражи.

По установленному графику проводим дни технической информации и дни специалиста – очень востребованные у железнодорожников мероприятия. Целью тематических дней является ознакомление с новыми поступлениями информационных материалов о передовом производственном опыте, новых технологиях в железнодорожной отрасли. Знакомим также с книжными новинками, периодическими изданиями.

Большой популярностью пользуется сайт ДЦНТИ в дорожном интранете. Сайт многофункционален и включает в себя несколько направлений, от официального информирования до неформального общения. На ресурсе размещена информация в помощь техническим информаторам, специалистам по охране труда, безопасности движения, экологической безопасности. Есть страничка «В помощь технической учёбе», на которой выставлены конспекты технических занятий, передовой опыт других дорог, зарубежный в части организации деятельности по охране труда.

Появилась страничка «Музей истории ВСЖД». На сайте введена новая рубрика «Виртуальный читальный зал», где размещаются выступления руководства компании ОАО «РЖД», электронные версии периодических изданий, учебников, обучающие программы. Помимо основного назначения нашей деятельности – а это широкое информирование в области научно-технического развития отрасли, – ДЦНТИ отражает на своём сайте деятельность Восточно-Сибирской железной дороги в социальной сфере.

 

– Наряду с пропагандой инноваций и передового производственного опыта, ДЦНТИ ведёт работу и по популяризации историко-культурного наследия Великого Сибирского железнодорожного пути. Поделитесь последними планами работы в этом направлении.

– И здесь есть о чём рассказать. В этом году начат выпуск исторических сборников серий ☺«Искусственные сооружения ВСЖД», «История станций ВСЖД», «История паровой тяги ВСЖД». Выпущены буклеты «Великий Сибирский рельсовый путь», «Музей истории ВСЖД», иллюстрированное издание к 105-летию Кругобайкальской железной дороги «Старая дорога у Байкала».

Давайте не будем забывать о том, что в составе  ДЦНТИ есть музей истории ВСЖД. В сентябре этого года сотрудники музея приняли активное участие в днях безопасности, проведённых для иркутских школьников и детсадовцев на детской железной дороге. Кстати, инициатива такой формы работы принадлежит коллективу ДЦНТИ. Специалисты нашего центра растиражировали разработанные ими памятки-раскладушки со стихами, рассказывающими о правилах поведения на железной дороге. Книжки вместе с экскурсиями по музею произвели на детей неизгладимое впечатление.

И не только дети, а обширный круг посетителей бывает в музее, получает в нём информацию. В августе в ДЦНТИ поступил запрос из посольства Греции в Москве относительно участия специалистов из этой страны в строительстве Транссибирской магистрали. Работники музея проводят большую научно-исследовательскую работу по истории Транссиба и ВСЖД. Поэтому сразу в посольство был дан ответ по двум грекам, участвовавшим в строительстве Кругобайкальской дороги. И работа в данном направлении будет продолжена. Наши специалисты получили разрешение на работу в архиве внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел РФ с правом продолжить поиск документов по теме.

Широкая пропаганда музейной деятельности работает на имидж дороги, о чём свидетельствует востребованность нашего музея в России, за рубежом. И доказательством тому уже могут служить запросы из фонда Петра Аркадьевича Столыпина по переселенческому движению в Сибири, администрации итальянской провинции Порденонэ, Пражского технического университета, университета архитектуры города Бордо во Франции.

 

– Можно смело сделать вывод: перспективы у вашего центра есть...

– Учитывая, как растёт значимость информации и какую роль отводят системе НТИ в ОАО «РЖД» в ходе реализации Стратегической программы развития, уверена, что есть. А с этим есть и твёрдая убеждённость в том, что формы и методы информационного обслуживания на Восточно-Сибирской магистрали будут активно развиваться.

 

Справка. Ирина Сергеевна Будаева – железнодорожница в четвёртом поколении. В её послужном списке работа в Сибирском отделении Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, отделе реформирования и службе научно-технической политики Восточно-Сибирской железной дороги. Коллектив ДЦНТИ возглавила 1 июня 2010 года. Имеет два высших образования: политехническое и железнодорожное. Последнее – экономического профиля.

Лейла Мустафаева (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31