01 ноября 2020 01:56

01 ноября 2020 01:56

Олег Черепахин: Наш ориентир – внешнеторговый рынок

99% экспортно-импортных грузов Прибайкалья, контролируемых региональными таможенными органами, перевозятся Восточно-Сибирской железной дорогой.
С 1 июля 2010 года таможенные организации и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в своей работе начали руководствоваться новой нормативно-правовой базой. Эти перемены связаны с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Масштабы изменений коснулись и железнодорожников.

99% экспортно-импортных грузов Прибайкалья, контролируемых региональными таможенными органами, перевозятся Восточно-Сибирской железной дорогой.

С 1 июля 2010 года таможенные организации и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в своей работе начали руководствоваться новой нормативно-правовой базой. Эти перемены связаны с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Масштабы изменений коснулись и железнодорожников. Как проходит процесс перехода на новые условия ВЭД на нашей дороге? На этот и другие вопросы «ВСП» ответил начальник Иркутского регионального отдела Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Олег Черепахин.

– Олег Ефимович, о такой специфической деятельности, как таможенная, пишут сравнительно немного. Очевидно, нашим читателям будет небезынтересно узнать о становлении таможенной работы в компании и на ВСЖД в частности.

– Как таковой наш отдел был создан 25 января 2005 года. Правда, до января 2010-го он имел несколько иное наименование – дорожный отдел по таможенно-брокерской деятельности. Сейчас – Иркутский региональный отдел Центра таможенной деятельности ОАО «РЖД». Если коротко, то и тогда, и теперь мы являлись и являемся в определённом смысле посредниками между таможенными органами и железной дорогой. Понятно, что пять лет существования отдела – это не бог весть какой временной срок. И всё же без ложной скромности скажу, что наш отдел делает очень многое для развития внешнеэкономического потенциала Прибайкалья. Весьма показательным в этом смысле является тот факт, что в дни проведения VI Байкальского экономического форума некоторые участники иностранных делегаций живо интересовались ходом возведения на станции Иркутск-Пассажирский терминально-складского комплекса – единственного в России, строящегося на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

 

– И чем вызван этот интерес?

– Самым что ни на есть элементарным коммерческим расчётом. Иностранные бизнесмены (особенно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона) как бы заранее строят планы по увеличению поставок своих товаров в регионы Восточной Сибири. Пока в Прибайкалье ощущается дефицит складов временного хранения, нет склада хранения скоропортящихся грузов, таких как овощи и фрукты.

– Есть ли понимание этих проблем со стороны ОАО «РЖД»?

– Безусловно. На возведение терминально-складского комплекса в Иркутске-Пассажирском компания выделила в общей сложности 1,5 млрд рублей. Это говорит о том, что руководство ОАО «РЖД» определяет территории ответственности ВСЖД как регионы, благоприятные для интенсивного развития таможенной деятельности. Впечатляют параметры новостройки: площадь крытого склада – 3,4 тыс. кв. метров, тяжеловесной площадки под навесом – 3,7 тыс. кв. метров, площадки для отстоя автомобильного транспорта – 1 тыс. кв. метров. Проектом также предусмотрен четырёхэтажный административно-бытовой корпус.

 

– При переходе на работу в новых условиях, наверное, не обошлось без проблем?

– 22 сентября текущего года Сибирское таможенное управление провело видеоконференцию по этой тематике. На ней я говорил о проблеме практического осуществления предварительного информирования таможенных органов при декларировании товаров. Некоторые шаги в этом направлении на Восточно-Сибирской были сделаны ещё четыре года назад. Тогда на станции Наушки была задействована АСУ «Товары и транспортные средства». На внедрение этой системы дорога израсходовала около 3 млн рублей (в ценах 2004 года). Новшество стало приносить отдачу. Уже в 2006 году время простоя чётных грузовых поездов по таможенному оформлению сократилось в 1,5 раза. Однако сейчас железнодорожники поставлены перед необходимостью замены существующего программного продукта. Между тем такие серьёзные задачи в одночасье не делаются – нужно время на тестовые испытания нового программного обеспечения.

Необходимо учитывать и то, что само выполнение требования нового Таможенного кодекса в части предварительного информирования должны начинать первоисточники, а именно – экспедиторы и лица, ответственные за финансовое регулирование. Примером успешного решения этой задачи для нас может служить опыт Октябрьской железной дороги на российско-финских пограничных переходах. Проблемным вопросом остаётся контроль за достоверностью сведений, заявленных грузоотправителями при перевозке лесных грузов.

 

– Насколько мне известно, наша дорога достаточно энергично борется с этими нарушениями...

– А как же иначе. Ведь из восьмисот грузоотправителей, работающих с ВСЖД, около пятисот приходится на предприятия лесопромышленного комплекса. Погрузка леса ведётся на 85 станциях. Лесные грузы – один из приоритетов нашей дороги (наряду с нефтью и нефтепродуктами, углём) как по объёмам, так и по начислению денежных средств. В решении этого вопроса работаем в тесном контакте с региональными подразделениями Федеральной таможенной службы. В начале 2010 года под председательством первого заместителя начальника ВСЖД Николая Маклыгина стали действовать специальные рабочие группы при Иркутской и Бурятской таможнях. Они объединяют усилия специалистов дорожных служб перевозок, коммерческой работы в сфере грузовых отношений, территориального центра фирменного транспортного обслуживания и, естественно, нашего отдела.

Буду откровенен – практика показывает, что едва ли не в каждый третий вагон сверх таможенной декларации грузится десять кубометров леса. Конечно, было бы несправедливо всех наших клиентов, работающих с лесом (а их свыше 1,5 тыс.), подозревать в заведомой недобросовестности. Поэтому стараемся действовать в этом вопросе не «с шашкой наголо», а адресно-точечно. Используем, когда это необходимо, контрольное взвешивание. Так или иначе, мы будем ужесточать контроль за достоверностью веса перевозимых лесных грузов. Ведь перегруз приводит не только к потере денежных средств, но и несёт прямую угрозу безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров.

 

– Олег Ефимович, по долгу службы вы находитесь в постоянном контакте с региональными таможенниками. Есть ли какие-то организационные перемены у наших партнёров?

– Есть, и немалые. До недавнего времени в Прибайкалье было четыре таможни – Иркутская, Бурятская, Братская и Наушкинская. В 2009 году, в соответствии с приказом ФТС России последняя была сокращена. В феврале 2011-го та же участь ждёт Братскую таможню. При этом Северобайкальский таможенный пост, пока находящийся в ведении Братской таможни, будет передан в состав Бурятской таможни. Соответственно, Усть-Кутский, Братский и Усть-Илимский таможенные посты будут переподчинены Иркутской таможне.

– Эта информация, видимо, будет интересна не только для железнодорожников, но и для всех их клиентов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность.

 

– Конечно. И в первую очередь для лесопромышленников. Ведь как ни крути, лесной потенциал Прибайкалья – один из самых мощных в России. Другое дело, что этим потенциалом надо разумно пользоваться. И здесь без взаимодействия ВСЖД с таможней не обойтись.

Конечно. И в первую очередь для лесопромышленников. Ведь как ни крути, лесной потенциал Прибайкалья – один из самых мощных в России. Другое дело, что этим потенциалом надо разумно пользоваться. И здесь без взаимодействия ВСЖД с таможней не обойтись.

 

Справка.

Олег Ефимович Черепахин родился в 1962 году в городе Биробиджане. В 1984 г. окончил ХабИИЖТ по специальности «Грузовая и коммерческая работа». Трудовую деятельность начал с должности заведующего сортировочной платформой станции Улан-Удэ. С 1988 по 1992 годы работал заместителем начальника станции Тальцы по грузовой работе. Последующие шесть лет трудился начальником грузового отдела Братского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. С 1998 по 2006 гг. был заместителем начальника дорожной службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок по экономике. Начальником отдела по таможенно-брокерской деятельности на ВСЖД назначен в марте 2006 года. В январе 2010 года стал начальником Иркутского регионального отдела Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД». Женат. Имеет четверых детей.

Борис Ступин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30