26 октября 2020 01:35

26 октября 2020 01:35

Новый как по форме, так и по духу

Российские железные дороги на пороге важнейшего события. Коллективный договор 2011–2013 гг., о котором так много говорили и спорили, выходит в свет на публичное обозрение.
Договор будет подписан в ноябре, вступит в силу с 1 января 2011 года и на три года станет главным внутренним правовым документом компании, законом, во многом определяющим жизнь более одного миллиона людей, работающих на железной дороге в России. Поэтому переоценить важность события невозможно.

Нововведения позволяют работникам ОАО «РЖД» с уверенностью смотреть в будущееРоссийские железные дороги на пороге важнейшего события. Коллективный договор 2011–2013 гг., о котором так много говорили и спорили, выходит в свет на публичное обозрение.

Договор будет подписан в ноябре, вступит в силу с 1 января 2011 года и на три года станет главным внутренним правовым документом компании, законом, во многом определяющим жизнь более одного миллиона людей, работающих на железной дороге в России. Поэтому переоценить важность события невозможно. И фокус не только в нормативном закреплении отношений между работодателем и работником.

Новый коллективный договор действительно новый, как по форме, так и по духу. Время изменилось, компания реформируется. Любое развитие предполагает переосмысление своего положения и точный выбор цели. Именно с этих позиций наполняли смыслом корпоративный закон его разработчики – проектная группа департамента социального развития.

Если попытаться в одном слове выразить суть нового колдоговора, то слово это – мотивация. В нём коренное отличие от прежней системы взаимоотношений, заложенной в договоре 2008–2010 годов. Что было? Что будет?

 

– Был кусок хлеба с маслом, размазанным по всей поверхности, – рассказывает руководитель проектной группы первый заместитель начальника ЦСР Вячеслав Батаев. – Компания тратила на эти цели 83 млрд рублей ежегодно, причём две трети суммы сверх законодательства. Другими словами, общий котёл социальных льгот и гарантий, рассчитанных по принципу «уравниловки» таким образом, чтобы хватило всем, хотя бы понемногу.

Железная дорога, как это не раз случалось в истории России, подставила плечо государству и помогала тащить груз социальной ответственности. Но продолжаться вечно так не могло. Развитие компании требовало принципиальных изменений в отношениях.

«Чтобы больше тратить на своих работников, надо больше зарабатывать!»(из выступлений президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина). На этом камне и выстроено здание нового коллективного договора. Буква закона – его структура. За основу структуры колдоговора взята система социальной поддержки персонала (ССПП), один из элементов которой – компенсируемый соцпакет (КСП) – уже более двух лет успешно тестируется на пилотных полигонах. Основная цель – превратить договор в действенный инструмент привлечения, удержания и мотивации работников.

 

– Два документа соединились в одно целое без ущерба друг для друга и лишних денежных вложений, – говорит Батаев.

В структуре нового коллективного договора восемь основных положений и понятий. Итак, что нового?

Из текста коллективного договора выведены нормы прямого действия Трудового кодекса Российской Федерации. Дублировать его внутри корпоративного закона не имеет смысла. Понятно, что обязанность компании чётко следовать нормам трудового права не отменяется.

Обязательства работодателя сверх законодательства распределены в четыре группы: гарантии и компенсации, связанные с производственно-технологическим процессом; корпоративный социальный пакет; различные виды материальной помощи; индивидуальный соцпакет. Последний раздел – самый «мотивационный». В состав индивидуального соцпакета входит медстраховка, проезд на железнодорожном транспорте, адресная поддержка в виде жилищных и пенсионных программ, обучение, страхование и отдых. И, наконец, самое главное нововведение – компенсируемый соцпакет, представляемый по принципу «кафетерия». Работнику устанавливается лимит средств, в пределах которого он вправе самостоятельно выбрать необходимые ему социальные услуги. Самый простой пример: работник имеет ежегодный лимит в размере 12 тыс. рублей. Это значит, что он может выбрать один или несколько элементов КСП, воспользоваться ими и компания компенсирует ему затраты в пределах 12 тыс. рублей. За путёвку в лагерь стоимостью в 23 тыс. рублей он заплатит лишь 9 тыс. Или заключает договор с компанией по предоставлению доступа к Интернету и ежемесячно в течение года оплачивает по 1000 рублей, в таком случае эти затраты (12 тыс. рублей) компенсируются полностью.

 

Каждый филиал сможет использовать КСП с учётом своих региональных особенностей. Размер «кафетерия» зависит, в том числе, и от результатов труда работника.

В структуру проекта коллективного договора внесён новый раздел: «Социальная ответственность». Сюда перенесены пункты договора, имеющие важный социально значимый характер и общественный резонанс. Особенно предлагается усилить роль комиссий по трудовым спорам (КТС). Сегодня значение КТС в жизни работников невелико. Работники часто обращаются за решением спорных ситуаций непосредственно в судебные органы. Тогда как КТС является наиболее простым способом разрешения споров. Сроки рассмотрения вопросов минимальны, в отличие от судебного производства. А решения комиссий обязательны для исполнения работодателем так же, как и решения суда.

 

Изменения и ново-введения в статьи коллективного договора 2011–2013 годов уже сейчас позволяют президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину утверждать, что по качеству и количеству социальных гарантий подобного соглашения нет ни в одной стране мира. А работникам самой многочисленной компании страны – с уверенностью смотреть в будущее.

Александр Рохлин, начальник информационного центра департамента социального развития ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31