27 октября 2020 23:46

27 октября 2020 23:46

Здравствуй, альма-матер!

В канун 35-летия Иркутского государственного университета путей сообщения на всех его факультетах прошли встречи выпускников.
Наш корреспондент побывал на одной из встреч, совпавшей по времени с празднованием Дня компании, – выпускников факультета «Управление процессами перевозок». Поздравить вуз с юбилеем собрались представители всех выпусков без исключения.

В канун 35-летия Иркутского государственного университета путей сообщения на всех его факультетах прошли встречи выпускников.

Наш корреспондент побывал на одной из встреч, совпавшей по времени с празднованием Дня компании, – выпускников факультета «Управление процессами перевозок». Поздравить вуз с юбилеем собрались представители всех выпусков без исключения.

 

– Наш факультет самый лучший. Был, есть и, думаю, будет, – с оптимизмом говорил декан Георгий Суханов (на снимке с выпускниками – приёмосдатчиком ст. Гончарово Ольгой Тихоновой и замначальника ст. Азей Евгением Тамариным) в ответном слове выпускникам, выступившим с первыми поздравлениями. – Сегодня ни один государственный вуз в регионе не может похвастаться тем, чтобы на его юбилей пришли самые первые выпускники. А мы можем...

 

Один из первых выпускников вуза, долгое время проработавший в нём, а ныне занимающий пост вице-президента Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Михаил Клоков делился мнением:

– Вуз возмужал. И заметно. Сегодня он занимает ведущее место среди высших учебных заведений региона. Выпускников знают и ценят на железнодорожном транспорте. Заметно возмужали и первые выпусники, но, что приятно, сохранили молодой блеск в глазах.

– Когда в 93-м родители поставили передо мной вопрос, куда пойду учиться, я ответил: конечно, в железнодорожный вуз. Ведь у меня и дед, и отец железнодорожники. А когда пришло время выбирать специальность, остановился на УПП, – рассказывал предысторию своего железнодорожного пути заместитель начальника Восточно-Сибирской дирекции управления движением Евгений Молдавский.

 

Александр Обухов из когорты молодых выпускников, работает дежурным по станции Осыпной, что на участке бывшего БАМа. Он оказался единственным выпускником из числа северян, кто смог приехать на встречу в Иркутск. Обладатель таланта пародиста приготовил для родного факультета необычный подарок – поздравление премьер-министра РФ Владимира Путина.

– Наш факультет самый лучший, самый классный, – говорил уже от своего лица Александр Обухов. – Хочу поблагодарить своих преподавателей за труд, за путёвку в эту огромную жизнь.

 

Проректор по воспитательной работе ИрГУПСа Виктор Михайлов поздравлял собравшихся от имени 28-тысячного коллектива университетского комплекса, выросшего из Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта:

– За это время в стране произошло многое. Сменился общественно-политический строй. Но при любой формации стране нужны были рельсы, шпалы и такие специалисты, как движенцы!

Александр Сухарев, проректор ИрГУПСа:

– Я был из первого набора движенцев ИрИИТа в 1975 году. Знаете, что институт был создан для того, чтобы готовить специалистов для строительства и эксплуатации Байкало-Амурской магистрали. Поэтому первыми здесь были специальности по строительству и эксплуатации железных дорог.

 

Хочу сказать, модные были специальности. Во-первых, вуз был новым. Во-вторых, готовили специалистов для БАМа. И желающих поступить было очень много. Если не ошибаюсь, конкурс был до 5–7 человек на место. Мне удалось поступить. Учиться было и легко, и трудно. И всё потому, что было огромное желание получать знания по будущей профессии, но возможностей – немного. Лабораторной базы практически не было. Учились в основном с помощью ручки и тетради.

Весь наш первый выпуск был из людей-максималистов. Все без исключения хотели работать на БАМе, чего-то добиться в жизни, что-то сделать. Наше поколение состояло из людей очень ответственных. И то дело, за которое мы брались, выполняли на совесть. Активно занимались спортом. Про нас даже говорили: спортивный институт с железнодорожным уклоном.

altГалина Потапская, бывший преподаваталь высшей математики:

– Мне посчастливилось работать со студентами первого набора движенцев в 1975 году. Я была куратором группы Д102. Об этих ребятах могу говорить бесконечно. И всегда вспоминаю их с восторгом. Большая часть из них была после армии, рабфака, с опытом работы на производстве. Они осознанно выбирали эту профессию. Работоспособность – удивительная. И поэтому практически сразу по окончании института многие из них уже были начальниками станций: Сергей Гришин, Александр Сухарев, Геннадий Шашутин, Александр Никулин. На консультации по математике (она давалась очень тяжело – ведь после окончания школы для многих прошёл не один год) приходили всей группой. Даже я, преподаватель со стажем, была в растерянности. Как правило, студентов на консультационных занятиях было 1–2 человека. Помню, в первую сессию у моей группы было шесть двоек по всем предметам. Во вторую – две . В третью – ни одной. И больше никогда в группе не было «неудов». В институте проводили соревнование между группами. И мои студенты на протяжении всего времени занимали первые места. И вдруг однажды оказались на втором. Что случилось? Отвечают: просто подарили возможность другим хоть раз быть первыми.

 

Николай Никитченко, заместитель начальника Восточно-Сибирской дирекции управления движением – начальник службы движения:

– Я из набора окончивших вуз в 1999 году. Изначально знал, что буду железнодорожником – я из железнодорожной семьи. Поступил на факультет «Управление процессами перевозок» по случаю. Сдавал в школе выпускной экзамен, совмещённый со вступительным в ИрГУПС. Баллов хватило на УПП. Вот так и было принято решение стать движенцем. Честно говорю, даже не представлял себе, что это за специальность. Когда начал учиться, понял – моё.

 

Ребята в потоке были целеустремлённые, даже в какой-то степени упёртые. Поэтому достаточно многие уже сейчас достигли руководящих должностей. Наш поток оказался успешным. И вот ещё почему. Помимо того, что нам давали знания, нас настраивали на карьеру. Говорили: именно из движенцев выходят начальники дорог. Я к этому и стремлюсь.

 

altАлександр Обухов, дежурный по станции Осыпной:

– Окончил вуз в 2008 году. На факультете мне нравилось всё, включая и то, что его выпускников на железных дорогах называют движенцами. Меня всегда привлекало движение вперёд. Поэтому и сейчас стараюсь не стоять на месте. За два года работы на Байкало-Амурской трудился в коллективах трёх станций. На днях займу место дежурного по станции Новый Уоян – четвёртой в своём послужном списке. Радует, что с реализацией планов компании по развитию БАМа на северном участке ВСЖД началась новая волна движения. Значит, работать будет ещё интереснее.

 

На факультете отличные преподаватели. Поэтому, приехав на БАМ молодым специалистом, я хорошо знал теоретический курс, который сейчас обкатываю на практике. Следует сказать, что на факультете предоставляли большие возможности творчески развивать свой потенциал в общественной работе. Полученный во время учёбы заряд общественника сегодня помогает мне в работе с молодыми специалистами опорной станции Северобайкальск.

 

Максим Фильберт, коммерческий ревизор отдела контроля и мониторинга службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ВС ДУД:

– Я из потока студентов, поступивших в 1993 году. Это было самое замечательное поколение будущих движенцев. Рядом с нами учились люди, известные далеко за пределами вуза. Например, Ия Малова, чемпионка мира среди юниоров по карате-до. Многие из нас работают на железных дорогах страны. И думаю, никто не жалеет, что окончил этот факультет. У нас были замечательные преподаватели. Они помогали нам, только что окончившим школу, обрести духовные ценности, которые должны быть у каждого человека.

 

Андрей Хоменко, ректор ИрГУПСа. Фото Владимира КузьмищеваОригинал всегда лучше копии

 

Андрей Хоменко, ректор ИрГУПСа, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы:

– Особенность нашего вуза в том, что мы находимся в очень масштабном по территории, но малонаселённом регионе России. И это накладывает отпечаток на всю деятельность университета. В чём наша идея? В преемственности и непрерывности образования, начиная со школ. Поэтому у вуза несколько филиалов в разных субъектах Российской Федерации.

 

Не все понимали перспективность такой работы. Скажем, в городе Северобайкальске, что на севере Республики Бурятия, действовал филиал, куда мы принимали ежегодно не менее 70 человек. Для такого отдалённого региона достаточно много. Студенты проходили подготовку на месте, потом приезжали к нам и заканчивали обучение: из 70 – человек 50. Кому-то показалось, что содержать филиал невыгодно. Закрыли. И уже через год поступать к нам приехали из северного региона всего шесть человек…

Конечно, работать с такой разветвлённой филиальной сетью сложно. Некоторые даже шутят, что ректор ИрГУПСа в Иркутске находится проездом… Но сложившийся подход оправдан. Мы взяли на себя ответственность за три железнодорожных колледжа  – Красноярский, Улан-Удэнский и Читинский. Планируется передача нам автодорожного техникума в городе Кызыле. Плюс филиал, открытый в Монголии. Теперь вся Восточная Сибирь и Забайкальский край охвачены системой непрерывного транспортного образования, начиная с начального, среднего, высшего и заканчивая послевузовской подготовкой.

 

Концепция непрерывного образования нами не декларируется, а реализуется.

Более 70 юношей и девушек из числа тех, кого по целевому направлению отправили на учёбу в ИрГУПС с предприятий Восточно-Сибирской, Красноярской и Забайкальской железных дорог, пришли в этом году на производство дипломированными специалистами со знаниями курса «Современные методы управления на железнодорожном транспорте».

Раньше была интеграция учёбы и науки по вертикали. Теперь пора переходить к горизонтали. Мы пытаемся, согласно Болонскому процессу, копировать западную систему образования. То есть общая фундаментальная подготовка в техническом, инженерном вузе, а затем – специализация. В ближайщем будущем в регионе будут концентрироваться силы для создания транспортного университета. И такие университеты станут кадровыми инкубаторами для всех видов транспорта.

 

Специализация начнётся уже в вузах по видам транспорта. Этот подход позволит оптимизировать затраты на образование. Но вот вопрос. При простом копировании западной системы нам сначала надо затратить немало средств, сил и времени, чтобы сломать уже сложившуюся отечественную систему, а потом, с чистого листа, начинать строить то, что нам будут советовать. А копия всегда хуже оригинала…

 

Свои достижения учёные демонстрируют на выставкахЗадачи – грандиозные

Учёные ИрГУПСа примут участие в сооружении железных дорог, по протяжённости равных двум БАМам.

Только за четыре года в университетском комплексе выполнено около 400 договоров на сумму более 600 млн рублей.

Перспективы вуза для решения ряда производственных задач сегодня оцениваются очень высоко. До 2030 года в регионе влияния университета планируется построить более шести тысяч километров железных дорог. В Забайкальском крае специалисты ИрГУПСа приняли участие в изысканиях, связанных с проектированием железной дороги Нарым – Лукоган. Сегодня министерством транспорта РФ рассматривается вопрос о том, чтобы силами университета осуществить научное сопровождение строительства ветки Курагино – Кызыл в Республике Тыва.

 

В регионе ВСЖД учёные провели комплексное исследование состояния Северомуйского тоннеля. Накопленный опыт послужил основой для создания в университете центра мониторинга и прогнозирования сложных технических сооружений. В качестве нового объекта наблюдений учёные выбрали новый автодорожный Иркутский мост. Главная ценность работы состоит в том, что специалисты не только ведут мониторинг, но и на основании полученных сведений составляют прогноз развития того или иного процесса.

 

Сегодня специалисты железных дорог, в частности Восточно-Сибирской, активно задействованы в учебном процессе вуза: читают лекции и проводят факультативные занятия. На базе университета в системе проходят заседания технического совета при главном инженере ВСЖД с участием преподавателей и аспирантов. Вместе со специалистами транспорта учёные обсуждают практические проблемы повышения эффективности, безопасности движения поездов с целью сообща находить точки приложения сил вузовской науки.

 

altКаждый факультет перспективный

 

Так считают в ИрГУПСе. И не без основания.

 

Ежегодно в университетском комплексе готовят для страны около 1,8 тыс. специалистов с высшим образованием.

Руководство самого массового факультета ИрГУПСа – заочного обучения – строит большие планы. Только в головном вузе получают образование по 11 специальностям 3,3 тыс. студентов-заочников. А во всём комплексе – 8 тыс. человек. Уже исходя из статистики, здесь делают вывод: заочная форма обучения имеет право на жизнь.

В ближайщем будущем на факультете планируют внедрить автоматизированную систему управления «Деканат», что позволит компьютеризировать процесс работы методистов. В перспективе – реализация планов по внедрению дистанционного обучения по предметам социально-гуманитарной направленности.

 

Известность электромеханического факультета давно переросла границы вуза. В последние три года популярность факультету прибавляют разработки молодых учёных, с большим успехом участвующих в конкурсе инновационных проектов молодёжи «Новое звено» ОАО «РЖД». Принципиально новые решения иркутских учёных, направленные на улучшение работы локомотивного комплекса, вызывают интерес у руководства транспортной компании. 

Становление электротехнического факультета, вышедшего из недр электромеханического, – классический пример того, как может развиваться структурное подразделение вуза в короткий срок. Факультету всего восемь лет, и он остаётся кузницей кадров для Восточно-Сибирской магистрали из числа инженеров специализации «Электроснабжение» и «Автоматика, телемеханика и связь». Около 90% инженеров ВСЖД по данным профилям – выпускники ИрГУПСа. На Красноярской дороге – каждый третий. Качество образования, получаемое в стенах вуза студентами, остаётся высоким – практичеки каждый пятый выпускник факультета оканчивает вуз с красным дипломом.

 

Выпускники одного из первых факультетов вуза – «Строительство железных дорог» – по-прежнему остаются стабильно востребованными на железнодорожном транспорте. Расширение образовательного пространства вуза стало толчком к открытию в 2003 году новых, опять же очень востребованных специальностей: «Мосты и транспортные тоннели» и «Экспертиза и управление недвижимостью».

Факультет «Экономика и управление» – самый массовый среди структур очной формы обучения. Сегодня здесь получают знания 1,6 тыс. студентов. Одним из отличий от других очных факультетов называют количество специальностей, знания по которым можно здесь получить, – восемь. Действует также два направления бакалавриата: «экономика» и «менеджмент». Учитывая реформирование железнодорожного транспорта и, как следствие, частые изменения экономических вопросов в процессе деятельности хозяйственного механизма, преподаватели не меньше студентов «сидят за партой», занимаясь сомообразованием.

 

Один из первых факультетов вуза – «Управление процессами перевозок» – по-прежнему называют местом учёбы амбициозной молодёжи. Поэтому и сегодняшние студенты, которым скоро предстоит взять на себя всю ответственность по организации движения поездов, уверены, что со специализацией движенцев им открыта большая карьера.

Семь лет назад в ИрГУПСе был создан институт информационных технологий и моделирования, в котором, по словам преподавателей, получают знания по наиболее интеллектуальноёмким, основанным на глубоком изучении математики, специальностям. Ежегодно железные дороги региона получают около 60 специалистов по информационным технологиям, программному обеспечению автоматизированных систем и др. Недавно в институте был создан центр информационной безопасности при существенном финансовом участии ВСЖД. Теперь в центре проводят обучение студентов, повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, занимаются вопросами прикладного характера.

 

Вузы границ не знают

ИрГУПС сотрудничает с девятью зарубежными вузами и организациями.

Особо активно свои международные интересы иркутский университет реализует в Китае и Монголии.

Более двух десятков лет вуз готовит инженеров железнодорожного транспорта для Улан-Баторской железной дороги. Открытие филиала ИрГУПСа в столице Степной страны в 2009 году оценивается как перспективная форма международного сотрудничества.

В Китае пять университетов являются надёжными и перспективными партнёрами иркутского университета в вопросах развития и укрепления сотрудничества сибирского региона и Поднебесной. Особое место в межвузовских отношениях занимают Восточно-Китайский транспортный университет (г. Наньчан) и Тяньцзиньский университет науки и технологии (г. Тяньцзинь).

 

Пятилетний опыт сотрудничества с наньчанским вузом способствует применению всё более новых и перспективных форм взаимодействия. В конце сентября 2010 года в рамках договорённости с китайским транспортным университетом ИрГУПС стал площадкой для проведения второго международного симпозиума «Инновации и обеспечение безопасности эксплуатации современных железных дорог». А в начале этого года в рамках проекта по обмену студентами иркутяне впервые предложили гостям из Поднебесной так называемую кредитно-модульную систему обучения, что предполагает выбор предметов и индивидуальные занятия. В Тяньцзиньском университете науки и технологии, благодаря росту интереса в ещё более активном сотрудничестве с иркутской стороной, в прошлом году открыли для российских студентов летние языковые курсы. А недавно предложили изучать китайский язык посредством английского.

 

Проводится работа с целью перспективного сотрудничества с университетами и научно-исследовательскими институтами Кореи, Германии и других стран. Отмечен интерес к ИрГУПСу со стороны учёных из Эквадора, которые выказывают внимание к накопленному опыту в вопросах деятельности Транссибирской магистрали.

– Сегодня, как никогда, важна консолидация совместных усилий вузов и организаций железнодорожного транспорта и их зарубежных партнёров для поиска путей и инструментов, позволяющих не только удовлетворять спрос на услуги транспорта, но и формировать его, – говорит начальник отдела международных связей ИрГУПСа Максим Богатов.

 

Лейла Мустафаева (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31