19 января 2021 14:28

19 января 2021 14:28

Валерий Яхимович: Работаем на полигоне двух дорог

Иркутский филиал ОАО «Первая грузовая компания» расширяет своё присутствие на рынке транспортных услуг.
Иркутский филиал – единственный из 14 региональных структур Первой грузовой компании, который территориально обслуживает не одну, а сразу две магистрали – Восточно-Сибирскую и Забайкальскую. Об этой и других особенностях работы филиала в интервью нашему корреспонденту рассказал его директор Валерий Яхимович.

Иркутский филиал ОАО «Первая грузовая компания» расширяет своё присутствие на рынке транспортных услуг.

Иркутский филиал – единственный из 14 региональных структур Первой грузовой компании, который территориально обслуживает не одну, а сразу две магистрали – Восточно-Сибирскую и Забайкальскую. Об этой и других особенностях работы филиала в интервью нашему корреспонденту рассказал его директор Валерий Яхимович.

 

– Валерий Владимирович, работать на столь громадном полигоне, наверное, непросто?

– Если отвечу, что просто, то вы не поверите. И правильно сделаете. Понятно, что обслуживать только ВСЖД и, соответственно, многочисленные предприятия двух субъектов РФ – Иркутской области и Республики Бурятия – уже само по себе нелегко. А в нашем случае ещё добавляется ЗабЖД с её более чем тремя тысячами километров стальной колеи, которая начинается от Петровского Завода и заканчивается в Приамурье. Но мы нисколько не сетуем на сей счёт. Более того, осваивать транспортный рынок Забайкалья и Приамурья не только интересно, но и крайне важно экономически для ПГК и, соответственно, для нашей материнской компании – ОАО «РЖД».

 

– Значит, потенциальные возможности рынка перевозок в нашем регионе для Первой грузовой ещё далеко не исчерпаны?

– Совершенно верно. На сегодняшний момент доля Иркутского филиала ПГК в общем объёме перевозок на всём полигоне обслуживания составляет 10,5%. И если в пределах Восточно-Сибирской дороги эта доля достигла 12%, то в границах Забайкальской она едва превышает 7%. Руководство ОАО «Первая грузовая компания» поставило задачу увеличить наше присутствие на рынке транспортных услуг Забайкалького края и Амурской области.

 

– Что предпринимается филиалом в этом направлении?

– Не так давно появился отдел Иркутского филиала ПГК по сотрудничеству с предприятиями Забайкальского края и Амурской области. В феврале текущего года наш филиал открыл своё представительство на станции Забайкальск. Почему именно там? Этот пограничный переход играет ключевую роль в железнодорожном сообщении между нашей страной и Китаем. Между Иркутским филиалом ПГК и Забайкальской железной дорогой заключён договор об организации передачи вагонов через станцию Забайкальск. В нём, в частности, регламентировано участие забайкальских станционников в подаче вагонов, а также в работе с экспедиторскими компаниями. Несколько ранее наши представительства заработали в Благовещенске и Белогорске. Поскольку немалая часть парка ПГК оздоравливается на Свободненском вагоноремонтном заводе, мы также открыли своё обособленное подразделение на территории этого предприятия.

 

– И такого рода организационные перемены приносят свою отдачу?

– И ещё какую. Наши представители оперативно контактируют с местными грузоотправителями. Соответственно, они располагают более чем достоверной информацией о коммерческой конъюнктуре того или иного региона. Поэтому мы обоснованно отдаём им решение вопросов, носящих оперативный характер. Так, представительства Иркутского филиала ПГК в Амурской области работают в самом тесном контакте с компанией «Русский уголь». Предприятие объединяет шесть угольных разрезов, восемь шахт, три обогатительных фабрики. И такой деловой подход к повседневному сотрудничеству вполне оправдан. Ведь только для «Русского угля» Иркутский филиал ПГК ежемесячно выгружает около 1800 вагонов с твёрдым топливом на станции Екатеринославка. Опять же, благодаря нашим представительствам, не менее тесное взаимодействие сложилось у филиала с предприятиями, входящими в ООО «Амурагроцентр», специализирующимися на переработке дальневосточных зерновых и бобовых культур.

 

– А как в целом для филиала складывается текущий год?

– За восемь прошедших месяцев перевезено более 7,2 млн тонн грузов, или более чем 120 тыс. вагонов. Общий рост грузоперевозок (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года) составил 14,8%.

Расклад перевезённых грузов по номенклатуре выглядит следующим образом:  нефтепродукты – 2,2 млн тонн, уголь – 1,3 млн тонн, цветные металлы – 200 тыс. тонн, железная руда – 458 тыс. тонн, бумага – 159 тыс. тонн.

 

– Железнодорожный транспорт не случайно называют индикатором состояния экономики страны. Судя по цифре общего роста погрузки, посткризисная ситуация в промышленности региона постепенно улучшается. Не так ли?

– Не беру на себя смелость делать какие-либо полномасштабные макроэкономические оценки, и тем не менее с начала года налицо явное оживление выпуска цветных металлов (Братский и Иркутский алюминиевые заводы), а также продукции лесопереработки (Братский и Усть-Илимский ЛПК, Селенгинский ЦКК).

 

– Валерий Владимирович, в предыдущем нашем интервью («ВСП» от 8 августа 2008 г.) среди прочего рассматривалась проблема ремонта вагонов. Как складывается ситуация сейчас?

– Если откровенно, то не совсем так, как нам того хотелось бы. К сожалению, предприятия Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов нередко завышают время простоя наших вагонов в ремонте, тем самым не выполняя свои ключевые договорные обязательства. В итоге такой необязательности напрямую страдают коммерческие интересы нашего филиала и ПГК в целом. Дальше подобное продолжаться не должно. Наша позиция нашла понимание у руководства компании. Сейчас в ОАО «РЖД» прорабатываются предложения по повышению договорной ответственности (вплоть до введения штрафных санкций в 2011 году) за ремонт вагонов.

 

– Ваша озабоченность понятна. Клиент заключил соглашение на поставку вагонов под погрузку и рассчитывает, что его не подведут. Если его что-то не устраивает, он просто может уйти к другому оператору или собственнику вагонов...

– Что ж, и такой поворот возможен. Мы с вами упоминали 2008 год. Это был год становления Иркутского филиала ПГК как в организационном, так и в коммерческом плане. Ведь тогда мне и моим сотрудникам многое приходилось начинать с чистого листа и нередко учиться на собственных ошибках. Мы тогда ещё только-только приобретали опыт договорной работы, создавали клиентскую базу. И проблемы, конечно, были, в частности уход некоторых клиентов. Нужно учесть, что в то время почти повсеместно был избыток вагонов и, соответственно, был соблазн найти «лучший» вариант. И находили. Но сейчас многие, если не все из ушедших, вернулись или возвращаются к нам. Например, ООО «Руссоль-Трайдинг» из Оренбурга. Теперь по договору с оренбуржцами мы будем поставлять под погрузку пищевой соли ежемесячно на станцию Мальта до 200 крытых вагонов. Возвращение под крыло ПГК демонстрируют практически все крупные лесопереработчики региона. И таких примеров немало.

 

– Очевидно, что перечислять всех ваших клиентов нет смысла. Назовите хотя бы наиболее крупных.

– Это ОАО «Роснефть», объединённая компания «РУСАЛ», ОАО «Востсибуглесбыт», Ангарский азотно-туковый завод.

 

– Что нового Иркутский филиал ПГК способен предложить своим партнёрам?

– Во-первых, это заключение договоров на экспедирование грузов. Эта услуга носит комплексный характер. Не вдаваясь в детали, замечу, что теперь наш филиал может обеспечивать доставку грузов «от двери до двери», без участия собственника груза. Активно этим направлением мы занялись с марта текущего года.

 

– Валерий Владимирович, напоследок хотелось бы услышать ваше мнение о скором создании Второй грузовой компании.

– Безусловно, новая «дочка» ОАО «РЖД» займёт подобающее ей место на рынке железнодорожных перевозок России. Считаю, что появление ВГК лишь улучшит качество предоставляемых услуг за счёт развития здоровой конкуренции. Ведь когда создавалась ПГК, тоже были определённые опасения, как бы чего не вышло. А получился полноценный общесетевой оператор, что и требовалось нам всем доказать.

 

Справка: Валерий Владимирович Яхимович родился в 1956 г. в белорусском городе Бресте. В 1978 г. окончил БелИИЖТ. Начинал маневровым диспетчером в Иркутске-Сортировочном. 12 лет отработал начальником узловой станции Лена. В 1995–2001 гг. занимал руководящие должности на ВСЖД. С 2001 по 2003 г. был первым заместителем начальника Дальневосточной дороги. В 2004–2006 гг. – генеральным директором компании «Новотранс-Байкал». Иркутский филиал ПГК возглавил в 2008 году. Имеет звание кандидата технических наук. Награждён знаком «Почётный железнодорожник». Женат. Имеет дочь и сына.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30