31 октября 2020 10:18

31 октября 2020 10:18

Всё началось с вагонного сарая

Пассажирскому вагонному депо Иркутск, которое занимается обслуживанием и перевозкой пассажиров в дальнем сообщении, исполнилось 110 лет.
Коллектив структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» торжественно отметил историческую дату. За всё время деятельности предприятия на нём ни разу не был приостановлен производственный процесс. Исключением не стали даже лихолетья гражданской и Великой Отечественной войн...

Пассажирскому вагонному депо Иркутск, которое занимается обслуживанием и перевозкой пассажиров в дальнем сообщении,  исполнилось 110 лет.

Коллектив структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» торжественно отметил историческую дату. За всё время деятельности предприятия на нём ни разу не был приостановлен производственный процесс. Исключением не стали даже лихолетья гражданской и Великой Отечественной войн...

 

18 сентября с раннего утра актовый зал управления ВСЖД буквально утопал в цветах. Организаторы торжества делали последние приготовления для церемонии чествования лучших работников депо и ветеранов производства. Список награждаемых был солидным: 77 деповчанам из числа проводников, слесарей, приёмосдатчиков груза и багажа, дефектоскопистов, инженеров и представителей других профессий и специальностей предстояло выйти на сцену, чтобы под звуки музыки и аплодисменты зала получить заслуженные награды: именные часы, грамоты, премии...

Готовились к выступлению перед коллективом-юбиляром и гостями праздника не один десяток молодых и совсем юных артистов – танцевальные и вокальные номера планировали показать участники самодеятельности железнодорожного лицея №36, детской железной дороги, Иркутского госуниверситета путей сообщения, Иркутского и Улан-Удэнского центров культуры ВСЖД.

 

Награда из рук заместителя начальника дороги А. ПарщиковаПоздравить деповчан со 110-летием прибыли представители компании «РЖД» и муниципальных властей города Иркутска.

– Вы все, от слесарей до проводников, делаете всё возможное, чтобы был доволен пассажир. В первую очередь вы представляете перед пассажирами компанию «РЖД». А значит, вы по-прежнему остаётесь её лицом, – приветствовал юбиляров от имени всех работников железной дороги заместитель начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков, вручая поздравительное письмо начальнику депо Виталию Чиркову.

– Вы являетесь одним из надёжных и крепких предприятий региона. За всю историю своей деятельности работа в депо ни разу не была приостановлена: ни в гражданскую войну, ни в Великую Отечественную, – констатировал вице-мэр города Иркутска Борис Виноградов.

 

Ветеран производства Любовь Еранская, получив из рук почётного гостя письмо-благодарность от мэра Виктора Кондрашова за многолетний вклад в развитие депо, не сразу покинула сцену, попросив слова, которое прозвучало ответом, благодаря чему предприятию удалось достойно пережить лихолетья:

– Железная дорога, характеры стальные. Дорога-то железная, а люди золотые…

Начальник Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Дмитрий Жарий, вошедший в историю депо как один из руководителей коллектива, признавался со сцены:

 

Ветеран Л. Еранская– Я очень горд тем, что работал в вашем коллективе, цель которого всегда была одна: чтобы был доволен пассажир, – говорил он, вспоминая время, когда, благодаря стараниям деповчан, отправлялись по маршруту один за другим современные поезда, разрасталось иркутское предместье Глазково.

– В истории любого предприятия есть отрезки времени, которые запоминались трудностями, – вспоминал уже другой экс-руководитель депо, ныне проректор ИрГУПСа Алексей Малыгин. – В начале 70-х годов шла борьба за трудовую дисциплину. В конце 70-х – развёрнуто соцсоревнование. В 80-х – развитие подсобного хозяйства. В 90-х – поднятие поезда «Байкал» на новый, качественный уровень обслуживания...

– Может быть, 110 лет срок небольшой. Но для депо, которое выросло из вагонного сарая до предприятия с современными производственными цехами, – целая эпоха, – говорил ещё один экс-руководитель депо, главный инженер департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД»  Александр Кошкин.

 

Вопрос «110 лет – много или мало?» в этот день звучал неоднократно, но каждый раз как риторический. Поэтому вышедший на сцену для поздравления председатель дорпрофсожа Александр Старцев расставил точки над i:

– Много или мало? Пусть рассудит история. Но то, что ваше депо – единственное пассажирское среди вагонных предприятий в регионе магистрали, говорит о многом.

Тот факт, что история депо заслуживает особого внимания общественности, в очередной раз стал очевиден сразу по окончании торжества, во время разговора с председателем первичной профсоюзной организации филиала ФПК Александром Слинко, который с гордостью демонстрировал журналистам информационный подарок коллективу в честь 110-летней даты – красочный буклет.

 

Приятные минуты торжестваПрофсоюзный лидер рассказывал, как приказом №64Н Забайкальской железной дороги от 4 сентября 1900 года в Иркутске было организовано паровозное депо. Вагонных депо в то время не было. Вагонники, проводники вагонов, багажные раздатчики числились в составе коллектива паровозного депо. В районе главных электромеханических мастерских были построены два деревянных здания: для паровозного депо и ремонта вагонов. Второе здание получило название «Вагонный сарай». В него вмещалось всего два двухосных пассажирских вагона. Грузовые ремонтировались на улице. Коллектив вагонного сарая был небольшой – около 80 человек.

 

В декабре 1905 года вагонный сарай сгорел. Вместо него год спустя было построено каменное здание, в котором сейчас размещается сборочный цех депо. Объект-новострой предназначался для ведения текущего безотцепочного ремонта вагонов и экипировки пассажирских поездов. Техническое освещение было слабое, не было механического оборудования. Предполагалось, что горячая и холодная обработка металлов будет проводиться в цехах паровозного депо. Отопление в цехе было печное, на каменном угле. Воду для мытья вагонов и кипяток для пассажиров грели на улице на кострах в огромных клёпаных баках. Приписного парка вагонов ещё не было.

К 1914 году в численный состав рабочих и служащих вагонного сарая, который был единственной базой по ремонту пассажирских и грузовых вагонов на Забайкальской железной дороге, входило около 200 человек.

 

Во время Великой Отечественной войны, когда все деповчане работали под лозунгом «не выполнил задание – не уходи из цеха», было мобилизовано на фронт 333 человека. Более двадцати работников ушли на фронт добровольцами.

Как свидетельствует история депо, было сформировано 10 военно-санитарных поездов, построен поезд-баня для фронтовиков. Изготавливались детали для миномётов. Были созданы ударные бригады по ремонту подвижного состава. Среди деповчан было собрано более 90 тыс. рублей на постройку танковой колонны «Иркутский железнодорожник». Работниками депо и резерва проводников были собраны средства и тёплые вещи на сумму более 100 тыс. рублей. В фонд обороны железнодорожники отдавали средства, заработанные на субботниках и воскресниках, за сверхурочные часы, компенсации за неиспользованный отпуск. В депо развивалось патриотическое движение двухсотников и трёхсотников, направленное на перевыполнение сменных заданий, освоение смежных профессий. Женщины осваивали профессии, которые ещё недавно считались мужскими.

 

Сегодня депо – одно из крупнейших предприятий в регионе ВСЖД. В коллективе трудятся около 1,5 тыс. человек. Качество работы деповчан известно далеко за пределами предприятия. В том числе и благодаря фирменному поезду «Байкал», который 45 лет связывал маршрутом города Иркутск и Москву, а сегодня доставляет пассажиров до Санкт-Петербурга.

Лейла Мустафаева (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31