28 октября 2020 14:53

28 октября 2020 14:53

Дорога дорожит ресурсами

За первые шесть месяцев года локомотивщики ВСЖД сэкономили 41,5 млн кВт.час электроэнергии.
Состоялось заседание дорожной комиссии по ресурсосбережению под председательством главного инженера ВСЖД Александра Скачкова.

Экономить можно в каждой поездкеЗа первые шесть месяцев года локомотивщики ВСЖД сэкономили 41,5 млн кВт.час электроэнергии.

Состоялось заседание дорожной комиссии по ресурсосбережению под председательством главного инженера ВСЖД Александра Скачкова.

 

Нашу дорогу по праву называют электрической. И это не только образное сравнение. Достаточно отметить, что 95 % объёма перевозок у нас осуществляется на электротяге. Не удивительно, что своё выступление и. о. начальника дорожного топливно-энергетического центра Константин Каверзин начал с анализа использования ТЭР на тягу поездов.

По его словам, по итогам первого полугодия плановое задание по расходу ТЭР выполнено в обоих видах тяги: экономия электроэнергии составила 41,5 млн кВт.час и 700 т дизельного топлива. Этот успех стал хорошим подспорьем для экономики магистрали, если учесть постоянный рост цен на энергоносители. Так, стоимость одного кВт.час электроэнергии в текущем году по сравнению с 2009-м возросла на 22,5 %. Средняя стоимость одного кВт.час сейчас составляет 0,975 руб. против 0,796 руб. в 2009 году. В теплотяге увеличение цены за одну тонну дизтоплива к прошлогоднему уровню составило 5 %.

 

Вызывает удовлетворение тот факт, что по итогам полугодия норму расхода электроэнергии выполнили все предприятия ВСЖД, работающие с тяговым подвижным составом. И здесь многое, если не всё, зависит от самих локомотивщиков, а точнее – машинистов. В первом полугодии 53,1% из них сработали с экономией электроэнергии и 45,7% – сберегли дизельное топливо. При этом экономия на одного машиниста составила 20,4 тыс. кВт.час и 0,8 тонны дизтоплива. Честь и хвала таким мастерам!

Однако не стоит забывать, что за этот же период 991 машинист электровоза и 536 машинистов тепловоза имеют перерасход ТЭР. На одного машиниста он составил 15,2 тыс. кВт.час и 1,1 т дизтоплива. При этом выяснилось, что по стажу работы среди машинистов-пережегальщиков в электротяге 17,1 % приходится на первозимников, 26,6 % – на тех, чей опыт вождения поездов ограничивается тремя годами. Примерно такой же процентный расклад и у машинистов в теплотяге.

О чём это говорит? Прежде всего о том, что реальных резервов в улучшении теплотехнической работы в каждом депо ещё немало. И никаких Америк тут открывать не надо. Нужно полнее, качественнее использовать возможности технических занятий с локомотивными бригадами, а также целевых поездок машинистов-инструкторов с машинистами-пережегальщиками.

 

Снижение удельного расхода ТЭР относительно прошлого года уменьшило расходы в электротяге на 6,2 млн руб., а в теплотяге – на 34,9 млн руб. Процент условных потерь электроэнергии в контактной сети снижен к уровню 2009 года на 1,2 %, что сократило расходы по дороге на 20 млн кВт.час электроэнергии. Уменьшение потерь в контактной сети наблюдается по всем тяговым плечам. Наибольшее снижение на участках Слюдянка – Петровский Завод (2,3 %), Зима – Слюдянка (1 %), Лена – Таксимо (0,8%), Тайшет – Лена (0,7 %). Общий возврат энергии в контактную сеть при применении рекуперативного торможения в первом полугодии (в сравнении с прошлым годом) увеличен на 9,5 %.

Серьёзный разговор состоялся по поводу неиспользованных резервов экономии ТЭР. Большую озабоченность, в частности, вызывает так называемый горячий простой локомотивов. От общего расхода на тягу поездов в первом полугодии на горячий простой приходится 4,7 % электроэнергии и 13,4 % дизельного топлива, что выше уровня прошлого года в обоих случаях на 0,5 %.

Увеличились часы простоя локомотивов в ожидании работы. Рост процента расхода на горячий простой в электротяге к общему расходу на тягу допущен по всем эксплуатационным локомотивным депо. Наибольший рост имеют депо Иркутск, Вихоревка, Зима, Улан-Удэ и Новая Чара.

Обоснованной критике была подвергнута ситуация в ТЧЭ-Улан-Удэ, где отмечено крайне неудовлетворительное положение с расходами на горячий простой тепловозов.

 

Не лучше обстоят дела в ТЧЭ-Иркутск в вопросах правильного нормирования расхода ТЭР. Примерно такая же картина и в ТЧЭ-Вихоревка.

По мнению Константина Каверзина, явно не дорабатывает в вопросах бережного использования ТЭР Улан-Удэнская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. По его информации, в ДПС-3 не проводятся топливные комиссии и контрольно-инструкторские поездки по экономии ресурсов.

При всей приоритетности использования ТЭР на тягу поездов не менее важные задачи Восточно-Сибирская дорога решает в вопросах бережного отношения к ресурсам в сегменте эксплуатационных (нетяговых) нужд. Здесь к упомянутым выше электроэнергии и дизельному топливу добавляются не менее значимые для экономики дороги бензин, мазут и уголь.

Фактический расход стационарных потребителей на эксплуатационные нужды составил 137,6 млн кВт.час, что ниже установленного задания на 0,9 % или 1,2 млн кВт.час.

 

За шесть месяцев 2010 года по дороге в физическом выражении на нетяговые нужды к выделенным лимитам достигнута экономия по всем видам ТЭР. В частности, расход электроэнергии снижен на 4,3 млн кВт.час при плане 4,2, дизельного топлива сэкономлено 115,8 т (задание 114 т). Тем самым ВСЖД выполнила целевые показатели повышения энергоэффективности.

Борис Ступин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31