24 октября 2020 06:19

24 октября 2020 06:19

Александр Старцев: Мы сумели сберечь кадры

Коллектив Восточно-Сибирской железной дороги достойно выходит из кризиса, сохранив совместными усилиями самое дорогое – профессионалов.
Предваряя важное в жизни магистрали событие – ХII конференцию коллектива работников ВСЖД, которая состоится 19 августа и подведёт итоги выполнения дорожного колдоговора в первом полугодии, мы попросили ответить на ряд вопросов председателя дорпрофсожа Александра Старцева.

Коллектив Восточно-Сибирской железной дороги достойно выходит из кризиса, сохранив совместными усилиями самое дорогое – профессионалов.

Предваряя важное в жизни магистрали событие – ХII конференцию коллектива работников ВСЖД, которая состоится 19 августа и подведёт итоги выполнения дорожного колдоговора в первом полугодии, мы попросили ответить на ряд вопросов председателя дорпрофсожа Александра Старцева.

– Александр Сергеевич, во времена спада перевозок практически все коллективы предприятий дороги начали искать пути выхода из непростой ситуации. А на уровне дорожной профсоюзной организации как протекал этот процесс?

– Изначально, когда мы ощутили существенное падение перевозок, отдавали себе отчёт в том, что если потянем одеяло на себя, то не решим проблему, а только её усугубим. Рассмотрев эту ситуацию на президиуме дорпрофсожа, мы приняли решение о том, что профсоюз обязан принять участие в разработке антикризисных мероприятий по предприятиям, по службам и в целом по дороге. Цель перед нами стояла ясная – сберечь рабочий потенциал Восточно-Сибирской, сохранить работников ведущих профессий. Во-первых, эти кадры тяжело готовятся, притирка идёт годами. Десятилетиями формируются коллективы цехов, участков, околотков. При рассмотрении антикризисных программ работали все, от первичных профсоюзных организаций предприятий до дорожного комитета профсоюза. Это нам позволило сохранить в целом по дороге несколько тысяч рабочих мест.

Вопрос стоял жёстко в конце 2008 года и начале 2009-го. Из-за падения перевозок на ВСЖД могли быть сокращены более семи тысяч человек. Как сохранить кадры? Велась работа на предприятиях, во всех коллективах по применению режима неполного трудового дня, разрывного графика, дежурств на дому, отпусков без сохранения зарплаты по заявлениям работников. Только благодаря таким мерам нам удалось избежать прямых сокращений.

 

– Но ведь численность работников дороги всё-таки уменьшилась...

– Да, это так, но как уменьшилась... По причине естественного оттока, передачи части объёмов работ в аутсорсинговые компании. Хотя последнее и не совсем удачный вариант для работника, но в жёстких условиях реформирования такое было необходимо делать. Увы, нам не удалось сохранить все предприятия. Пришлось, например, объединить эксплуатационные вагонные депо Вихоревка и Тайшет. За счёт укрупнения Иркутской и Тайшетской НГЧ реорганизована Нижнеудинская. На базе двух дистанций пути, Северобайкальской и Северомуйской, была создана одна тоннельная в Северобайкальске. Такие реорганизации потребовали от нас дополнительных усилий по трудоустройству персонала этих предприятий, особенно инженерно-технических работников и специалистов.

Когда с апреля прошлого года объёмы перевозок начали расти, в основном из-за смещения рынков сбыта металлургической продукции, угля Кузбасса и Урала, сибирской нефти и леса на восток, дорога одна из первых на сети стала работать в режиме полного рабочего дня. Хотя сегодня она ещё не набрала тех объёмов, которые имела в 2007 году и в начале 2008-го. Тем не менее ежемесячно идёт наращивание погрузки, и мы неуклонно приближаемся к цифрам этого периода. У нас более благоприятный климат по наращиванию объёмов перевозок и содержанию соответствующего штата, для выполнения необходимых пропорций роста производительности труда и заработной платы. Благодаря этому наша дорога за первое полугодие (к соответствующему периоду прошлого года), по предварительным данным, будет иметь рост реальной зарплаты на 3,5 % больше, чем в среднем по сети.

Была, конечно, проблема, особенно в прошлом году, по индексации зарплаты. За третий квартал её не проводили. А за четвёртый индексация была перенесена и совмещена с первым кварталом этого года. Сейчас обстановка нормализовалась, с 1 августа проведена очередная индексация за второй квартал (на 1,2 %).

 

– А как спад перевозок отразился на дорожном коллективном договоре?

– Рассмотрение итогов его выполнения за минувший год на уровне дорожной двухсторонней комиссии показало, что тогда создалась угроза нехватки денежных средств на выполнение ряда пунктов главного документа, который узаконивает отношения между работодателем и работниками наёмного труда. Вместе с тем совместное предложение по изысканию дополнительных источников зарабатывания средств помогло-таки сохранить все пункты колдоговора на 2010 год. Расходы на его реализацию только за первое полугодие составили 2,253 млрд рублей. Основные расходы были связаны с оплатой дополнительных отпусков (176 млн 667 тыс. руб.), за работу в районах Крайнего Севера (101 млн 529 тыс. руб.), с охраной труда (193 млн руб.), с содержанием и развитием объектов социальной сферы (196 млн руб.), с негосударственным пенсионным обеспечением (268 млн 921 тыс. руб.). Стоимость индивидуального социального пакета работника дороги ныне составляет 18432 руб., а неработающего ветерана – 3033 руб.

Сейчас идут переговоры на двухсторонней комиссии. Уже прошло два заседания, где рассматривались предложения служб, дирекций. Скорее всего, те предложения и дополнения в дорожный колдоговор будут носить, скажем так, редакционный характер. Ведь реализация многих его пунктов была направлена на работу отделений. Прошли хозяйственные изменения, и, соответственно, акценты приходится расставлять с их учётом. Вопросами, которые приходится решать на местах (обеспечение бытовым топливом железнодорожников и в целом подготовка инфраструктуры узлов к работе в зимних условиях, обучение первозимников, кадровая подготовка и т. д.), раньше занимались на уровне отделений. Ныне ими занимаются службы.

 

– Александр Сергеевич, на ваш взгляд, не отодвинули ли проблемы, связанные со спадом перевозок, деятельность профсоюзных работников по обеспечению безопасности движения, охраны труда, поддержанию исполнительской и трудовой дисциплины на должном уровне?

– Возьмём, к примеру, работу технической инспекции в плане требований к охране труда, отношения к ней руководителей предприятий – никаких изменений в деятельности технических инспекторов и на уровне дороги, и на уровне теркомов не произошло. Техническая инспекция по-прежнему помогает выявлять случаи несвоевременной замены спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и случаи их неприменения при наличии вредных факторов.

В целях организации общественного контроля за исполнением обязанностей и соблюдением прав и законных интересов работников на предприятиях ОАО «РЖД» в границах дороги избрано 1700 уполномоченных по охране труда. Ими за шесть месяцев проведено более 15 тыс. проверок, выявлено свыше 18 тыс. замечаний.

За первое полугодие на дороге допущено 52 события, связанных с нарушением правил безопасности движения поездов (81 – за аналогичный период прошлого года). В сетевом рейтинге по безопасности движения ВСЖД занимает шестое место. Допустили рост нарушений в дирекции тяги, в дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, в хозяйстве электрификации и электроснабжения. Неудовлетворительно в этом отношении отработало и хозяйство пути, допустившее сход подвижного состава в грузовом поезде, излом рельса, два случая неограждения сигналами опасных мест для движения составов при производстве работ, сход подвижного состава при производстве маневровой работы, отцепку вагона от поезда из-за нарушений технических условий погрузки.

 

Заметно усилилась роль профсоюза и в соблюдении законодательства. За шесть месяцев текущего года правовыми инспекторами труда проведено 136 проверок по профилактике этих нарушений, а также по жалобам и обращениям работников дороги. Отменено 37 дисциплинарных взысканий, в пользу железнодорожников выплачено 4 млн 284 тыс. руб. По требованию правовых инспекторов труда профсоюза привлечено к ответственности восемь должностных лиц.

Пока напряжённым на дороге остаётся положение с режимом труда и отдыха. Количество сверхурочных часов у работников локомотивных бригад за первое полугодие составило 76571 (за соответствующий период 2009 года – 77540).

Сроки действия коллективного договора ОАО «РЖД» истекают 31 декабря 2010 года. Поэтому уже сегодня ведётся большая работа по разработке нового документа. Мы считаем, что он должен быть не хуже действующего.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31