31 октября 2020 23:21

31 октября 2020 23:21

Вокзал на троих

К реконструкции «ворот» Иркутска планируется подключить город и область.
В ОАО «РЖД» принята концепция развития внеклассных вокзалов в городах, насчитывающих свыше 500 тыс. жителей. В их число вошёл и вокзал Иркутск-Пассажирский. Срок исполнения – до 2015 года.

Так выглядит современный вокзал Иркутск-ПассажирскийК реконструкции «ворот» Иркутска планируется подключить город и область.

В ОАО «РЖД» принята концепция развития внеклассных вокзалов в городах, насчитывающих свыше 500 тыс. жителей. В их число вошёл и вокзал Иркутск-Пассажирский. Срок исполнения – до 2015 года.

 

– Если говорить о сроках, то первое впечатление, что времени достаточно и можно особенно не волноваться, – говорит главный инженер региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Сокольников. – Однако изначальные темпы, которые сложились ещё на стадии принятия проектного решения, вызывают у нас определённую настороженность.

Что касается железнодорожников, то проволочек и волокиты с их стороны нет. ВСЖД в лице дирекции быстро определилась с разработчиками проектов – ими стали Иркутскгражданпроект и Иркутскжелдорпроект, определила источник и порядок первоначального финансирования, начала готовить необходимую документацию и т.д. И тут возникла проблема, в общем-то характерная в той ситуации, когда надо решать, на какие средства будет вестись реконструкция и какой её хотят видеть не только в ОАО «РЖД», но и власти города Иркутска и Иркутской области.

Если бы речь шла только о развитии вокзальной инфраструктуры, то вопрос отпал бы сам собой – этим бы занялись железнодорожники. Но речь идёт о развитии вокзального комплекса, включающего в себя реконструкцию привокзальной площади, строительство автопарковки, гостиницы, авто- и речного вокзалов, сетей общепита и объектов торговли. А это, согласитесь, уже не компетенция ОАО «РЖД». К тому же речь идёт и об использовании территорий, которые законно подпадают под юрисдикцию городских властей.

Принято считать, и это справедливо, что вокзал не только ворота, но и лицо города. В случае с Иркутском, являющимся ещё и исторической столицей Восточной Сибири, это и лицо целого региона. Потому так важно, чтобы к проблеме софинансирования подключились сразу все заинтересованные стороны. А вот с этим всё оказалось сложнее.

 

А таким может стать в будущем– Где-то с января 2010 года мы начали стучаться во все властные кабинеты, от которых зависит принятие решений по долевому участию в реконструкции вокзального комплекса, – говорит Дмитрий Сокольников. – Но пока дальше разговоров и принятия «протоколов о намерении» дело не идёт. Все выражают «крайнюю» заинтересованность в обновлении вокзала, приветствуют оригинальные проектные предложения, соглашаются, что претворение идеи может принести несомненные выгоды и достаточно быструю окупаемость, но расставаться с деньгами не спешат.

Примером может служить и заседание градостроительного совета при губернаторе Иркутской области 29 июля 2010 года, на котором рассматривался один-единственный вопрос – о реконструкции Иркутского вокзального комплекса.

 

Внимательно заслушав информацию о состоянии дел на московских вокзалах и в других регионах, с которой ознакомил собравшихся главный инженер Центральной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Шуганцев, порадовавшись за соседей из Республики Бурятия, которые при участии своего президента Вячеслава Наговицына сумели придать достойный облик вокзалу Улан-Удэ к предстоящему юбилею добровольного присоединения Бурятии к России, члены градостроительного совета, тем не менее, вновь повели разговор по накатанной колее. Причём вопрос о долевом участии в финансировании работ оказался настолько замыленным в потоке «сопутствующих» вопросов, что о нём и упоминать было как-то некстати...

Ну, например, а не рассматривался ли вариант о строительстве нового (?) большого вокзала в районе Узловой (?), или о развитии вокзала в Ангарске, каким образом будет решаться вопрос о строительстве многоуровневой автостоянки ОАО «РЖД» (?) и так далее...

Разъяснение генерального директора ОАО «Развитие вокзалов России» Михаила Грудинина и главного инженера ВСЖД Александра Скачкова о том, что речь идёт о реконструкции именно действующего вокзала, именно исторически сложившегося «лица» города и архитектурно-исторического памятника региона, который никак не заменить новоделом, похоже, сторонников новостроек и рачителей за бюджетные средства не убедили.

 

В окончательный протокол заседания, наряду с позитивным решением «Подготовить соглашение между ОАО «Дирекция железнодорожных вокзалов», правительством Иркутской области и администрацией г. Иркутска о создании мультимодального транспортного узла в г. Иркутске», попал и такой абзац: «Рассмотреть варианты площадок по созданию узла и определить наиболее оптимальный...»

Понятно, что градостроительный совет – орган рекомендательный, и решения будут приниматься на ином уровне, но сам факт того, что в сообществе до сих пор нет взаимопонимания как решать знаковый, в том числе и для властных структур города и региона, вопрос, наводит на минорные мысли. Какой уж там 2011-й, год 350-летия Иркутска, успеть бы к 2015-му...

Владимир Палагутин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31