27 февраля 2021 04:32

27 февраля 2021 04:32

На старте перемен

К 2015 году «Локомотив» должен стать спортивным обществом номер один в России. Все условия для этого созданы.
Ясно как день, что спорт российских железных дорог переживает переломный момент своей истории. Неразрешённых задач, проблем и болячек накопилось столько, что говорить о развитии и движении вперёд уже не приходится. Бег на месте – общеукрепляющий, с поэтом не поспоришь. Но подобное положение вещей не устраивает компанию, не соответствует её нынешним целям и уж точно не даёт морального права называть себя социально ответственной.

Помериться силами у железнодорожников в кровиК 2015 году «Локомотив» должен стать спортивным обществом номер один в России. Все условия для этого созданы.

Ясно как день, что спорт российских железных дорог переживает переломный момент своей истории. Неразрешённых задач, проблем и болячек накопилось столько, что говорить о развитии и движении вперёд уже не приходится. Бег на месте – общеукрепляющий, с поэтом не поспоришь. Но подобное положение вещей не устраивает компанию, не соответствует её нынешним целям и уж точно не даёт морального права называть себя социально ответственной. Организация массового спорта и физкультуры на железной дороге требует нового подхода. Этим летом ситуация начала меняться. Маятник пришёл в движение. Доказательством чему служат два ключевых события в области корпоративного спорта. Сетевое совещание в Новосибирске и внеочередная конференция РФСО «Локомотив» в Москве. Под эгидой департамента социального развития ОАО «РЖД» в обсуждении принимали участие представители дирекций социальной сферы всех дорог, профсоюзы, активисты физкультурно-спортивного общества «Локомотив».

 

О проблемах спорта и о поисках выхода из кризиса мы беседуем с главными действующими лицами описываемых событий: начальником департамента социального развития ОАО «РЖД» Олегом Владимировичем Дудкиным, начальником отдела реализации программ в области культуры и спорта ЦСР Ильёй Андреевичем Вдовиным, исполнительным директором РФСО «Локомотив» Андреем Валерьяновичем Быковым и директором по спорту РФСО Андреем Владимировичем Симоновым.

– Надо честно признать, что сегодня методы управления спортивно-массовой работой в компании устарели и не приносят результата, – говорит Олег Дудкин. – Мы наблюдаем массовый отток железнодорожников из спортивных секций объектов дирекции социальной сферы. Сравните цифры: в две тысячи седьмом их количество составляло 60 тысяч человек, в 2008 году – 45 тысяч, в прошлом году уже 30 тысяч человек. И при этом, по всем бумажным отчётам, количество спортивных секций по сети только растёт.

 

Это, что называется, на поверхности. На глубине же неутешительный факт. Идеи Концепции и Программы развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОАО «РЖД» до 2012 года не реализованы.

– Разработанный механизм передачи спортивных сооружений в управление обществу «Локомотив» не заработал, – говорит Андрей Быков. – До последнего времени так и не удалось найти баланс между интересами компании и спортивного общества.

– А главное, – добавляет Илья Вдовин, – у спортивного общества не было стимулов развиваться самостоятельно. Деньги и так к ним идут от РЖД, вне зависимости от качества работы.

Жизнь не обманешь. Предложенный механизм не запустился ни на одной дороге. Согласитесь, кому понравится, что в стоимость компенсируемого спортивного абонемента предлагалось включать только услугу тренера, не включая стоимость посещения самого объекта спорта…

 

– Сегодня, к сожалению, – вступает в беседу директор по спорту РФСО «Локомотив» Андрей Симонов, – федеральные, дорожные, узловые соревнования между собой почти не связаны. Узловые – те вообще носят зачастую стихийный характер. Отыщется какой-нибудь энтузиаст из числа сотрудников или неравнодушный терком – найдут деньги на инвентарь, соберут народ, и поехали! Вот и всё мероприятие. Это, конечно, хорошо, но – каменный век.

– Единая система планирования, бюджетирования и оценки результата, – разъясняет Олег Дудкин, – должна лечь в основу единого календаря соревнований по самым востребованным видам спорта.

Отметим, что по результатам соцопросов железнодорожники предпочитают играть в футбол, волейбол, плавать, кататься на лыжах и коньках, заниматься борьбой.

Отдельного упоминания достойны проводимые в этом году по всей стране «Игры-2010-Спорт поколений». Впервые игры были проведены общими усилиями департамента соцразвития, Роспрофжела и РФСО «Локомотив» на всех уровнях – от узлового до федерального. Своей популярностью они обязаны новым, прямо скажем, экзотическим дисциплинам. Петанк, флорбол, стритбол, городки, лапта и прочее…

 

– Цель, на мой взгляд, очень простая, – отмечает Андрей Быков. – Железнодорожник, который не умеет играть в футбол, неловко стоит на лыжах или равнодушен к плаванию, сможет поучаствовать в состязаниях, больше похожих на развлечение, – в петанке, например, катают металлические шарики по песку на меткость. Понятно, что уровень мастерства здесь не так важен. А значит, участвовать может любой. И в итоге беспрецедентная массовость события. Мы предполагаем, что в нынешних играх примут участие более 50 тысяч человек. Ничего подобного за последние годы не наблюдалось.

И все же вопрос вовлечения железнодорожников в занятия физкультурой и спортом остаётся очень болезненным и острым. В Советском Союзе в физкультурно-оздоровительном обществе «Локомотив» состояло 1 млн 300 тыс. человек. Сегодня – всего 10 тысяч. Для сравнения. В немецком железнодорожном спортивном обществе членские взносы платят 142 тысячи человек. Во Франции – 31 тысяча. Даже в крохотной Швейцарии физкультурников «от железки» лишь чуть меньше, чем у нас – 9 тысяч. При общей численности работников ШвЖД в 30 тысяч человек.

Как вернуть отечественных железнодорожников в спорт и повернуть их лицом к здоровому образу жизни? Умная пропаганда плюс выработка более эффективной системы возмещения затрат на занятия физкультурой и спортом и обязательным приведением спортивных объектов к современным стандартам.

– Один из острейших вопросов – это привлечение сторонних инвестиций для модернизации инфраструктуры, – продолжает Олег Дудкин. – Опыт реализации подобных проектов на сегодня отсутствует, в то же время ряд объектов имеет серьёзный потенциал и может стать образцовыми спорткомплексами, способными выполнять не только социальную функцию, но и быть эффективными бизнес-единицами.

 

Департамент разработал ряд предложений для привлечения сторонних инвестиций. Пример – стадион «Локомотив» в Красноярске. За тридцать лет он не претерпел ни одной реконструкции. Устарел и морально, и физически. Развитие его представляется возможным только комплексно. Стадион, спортивные залы, торговые площади, офисные помещения, гостиница. Доход от эксплуатации коммерческих площадей позволил бы модернизировать и содержать на должном уровне нашу спортивную инфраструктуру.

Новосибирский семинар высветил ряд глобальных проблем не только внутренних, но и внешних. Отсутствует конструктивное взаимодействие с региональными органами власти. До сих пор железная дорога несёт на своих плечах повышенную социальную нагрузку. Что называется, за себя и за того парня.

– Мы никак не ограничиваем в правах пользования нашими объектами людей, не имеющих отношения к железнодорожному транспорту, – замечает Илья Вдовин. – При этом не получая ровным счётом никакой поддержки от государства, чьи функции отчасти берём на себя. Ни налоговых льгот, ни льгот по оплате коммунальных платежей. Сегодня объекты социальной сферы существуют в равных условиях с любыми другими объектами коммерческой недвижимости, а ведь стадион не может приносить доход как торговый центр, а налог на землю – одинаковый. Этот вопрос находится в ведении региональных властей, и мы будем убеждать их, что существующий подход надо менять! Было принято решение усилить работу с региональными министерствами спорта и в части объединения ресурсов. Масштаб железнодорожных спортивных мероприятий таков, что они должны входить в календарные планы Минспорттуризма РФ и местных спортивных ведомств.

 

Поиски выхода из критической ситуации, обсуждения и споры на новосибирском семинаре закончились появлением итогового документа. Но можно не сомневаться, в бумажном виде ему замереть не суждено. На состоявшейся в Москве внеочередной конференции РФСО «Локомотив» все новосибирские предложения были приняты за точку отсчёта, как маяки в новом дальнем походе. Общество перерождается: кардинально изменился состав правления, принят новый Устав, и самое главное, РФСО поставлена амбициозная цель: к 2015 году стать спортивным обществом номер один в России. Все условия для этого созданы. И руководство РЖД даёт новому «Локомотиву» зелёный свет.

Александр Рохлин