20 октября 2020 09:12

20 октября 2020 09:12

На границе двух дорог

Станция четвёртого класса Юрты – самая западная на ВСЖД.
Когда пассажиры проезжают 4487-й километр Транссиба, они невольно обращают внимание на две стелы, обозначающие границу Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог. А двумя километрами дальше на восток их взору предстаёт небольшая станция Юрты и посёлок с одноимённым названием, служащие своего рода визитной карточкой ВСЖД и Иркутской области.

Приёмосдатчик Ольга Кананыхина, начальник станции Светлана Титовец и механик РЦС Светлана МуратоваСтанция четвёртого класса Юрты – самая западная на ВСЖД.

Когда пассажиры проезжают 4487-й километр Транссиба, они невольно обращают внимание на две стелы, обозначающие границу Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог. А двумя километрами дальше на восток их взору предстаёт небольшая станция Юрты и посёлок с одноимённым названием, служащие своего рода визитной карточкой ВСЖД и Иркутской области.

 

Надо сказать, станция Юрты играет роль авангарда без существенного напряга. С точки зрения эстетики её вокзал, пост ЭЦ и посадочные платформы выглядят элегантно. Достаточно крепка она и в плане производственных показателей. Как рассказала мне начальник станции Светлана Титовец, ежемесячно здесь обрабатывается свыше 270 гружёных вагонов. Её основные партнёры – ЗАО «Юртинсклес» и ООО «Талинга», занимающиеся лесопереработкой, а также федеральное государственное учреждение комбинат «Алмаз» Росрезерва, осуществляющий хранение нефтепродуктов.

В Большой советской энциклопедии посёлку посвящено несколько строк, в основном благодаря «Юртинсклесу». Когда-то это предприятие считалось одним из передовых в лесной отрасли Советского Союза, производило отличную мебель, пиловочные материалы. В лучшие времена его продукция поступала в Германию, Италию, Иорданию, Японию. Перед Московской Олимпиадой предприятие выполнило ответственный заказ по поставке пиломатериалов для велотрека на стадионе в Крылатском.

 

Дежурный по станции Ольга Романенко Жизнь бывшего осмотрщика вагонов Марии Лагойко украшают розы Стела ВСЖД на границе двух железных дорогТо время юртинцы называют звёздным часом. Посёлок процветал. Строилось жильё, прокладывались асфальтированные дороги, началось возведение нового Дома культуры.

Нынче не тот размах, и всё же Юрты держатся. Поглядишь на фасады домов – каждое второе окно из пластика. И автомобилей немало.

– А вот с работой у нас не всё ладно, – говорит заведующая отделом по управлению муниципальным имуществом администрации посёлка Юрты Ирина Скурихина. – Но кто хочет, тот её находит. Если не в самом населённом пункте, то за его пределами.

Немало жителей посёлка трудится на железной дороге. Часть из них на предприятиях ВСЖД, некоторые – в подразделениях Красноярской железной дороги. Предприятия не только дают работу, но и протягивают руку помощи детским учреждениям, вносят свой вклад в прокладку электрических коммуникаций и постройку деревянных тротуаров.

 

Поселковому почтальону рады в любом доме Церковь Ксении Блаженной ПетербургскойВ значительной степени они оказывают влияние на духовную жизнь посёлка. В том числе помогают единственному православному храму, названному в честь Ксении Блаженной Петербургской. Десять лет назад церковь взяла на воспитание группу детей. А затем пошла ещё дальше: на пожертвования прихожан начала возводить кирпичное здание под детский приют, в котором запланирована воскресная школа. Деньги поступали в буквальном смысле со всего света. Даже из американского города Сакраменто. Американцы устроили благотворительный концерт, часть выручки от которого предназначалась приюту.

Минувшей весной администрация посёлка провела опрос юных жителей, выясняя, на какую сферу жизни посёлка необходимо сделать акцент, и узнала, что многие из них мечтают о хороших дорогах и фонтане. Мнение детей взято на заметку. Когда дойдут руки до фонтана, сказать трудно. Проблема в финансах. На первом плане более важные заботы. Прежде всего – обеспечение детей дошкольного возраста местами в детском саду.

 

Детский сад «Солнышко», считающийся одним из лучших в Иркутской области, приютившийся в двухэтажном особнячке, снять проблему не в состоянии. Хотя многие родители мечтают оформить своих детей именно в него. Здесь с детьми занимаются на уровне начальных классов школьной программы, занятия проходят в театральной и изобразительной студиях, ботаническом саду, в своём планетарии и музее под названием «Русская изба».

Администрация посёлка рассчитывает устроить новый детский сад в одном из зданий средней школы №24. Здесь работают кружок картингистов, есть собранная руками учащихся телефонная станция на 50 номеров, действует филиал Бирюсинской художественной школы.

В этом году учащиеся школы издали книгу, посвящённую участникам Великой Отечественной войны. Большая часть её персонажей – бывшие работники железной дороги. Краеведы установили, что с фронта не вернулись 22 земляка.

 

Теперь в посёлке осталось всего шесть фронтовиков. Один из них – Анатолий Степанович Дергелёв, работавший слесарем Иланского локомотивного депо КрЖД и водивший впоследствии паровозы и тепловозы на станции Юрты. Вместе с ним на этом участке работали старожилы посёлка почётный железнодорожник Григорий Фёдорович Хахалкин и его жена Клавдия Герасимовна. У каждого из них путейский стаж более четырёх десятков лет. Знакомлюсь с заслуженными пенсионерами. Узнаю, что на своём приусадебном участке они развели более двадцати кур. Мясом себя обеспечивают, без картофеля, огурцов и помидоров не сидят.

– Мы пахари, а пахарям любое дело по плечу. Хорошую прививку к труду получили на путях, – с гордостью подчёркивает Григорий Фёдорович.

Железную дорогу он называет по старинке, чугункой. Свой трудовой путь начинал рабочим, а завершил мастером-путейцем. Уехать в лучшие края и мысли не возникало. Глубоко корни пустил в Юртах. Ведь Юрты в переводе с тюркских языков означает «жилище». А, как известно, из хорошего дома не уезжают.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31