20 октября 2020 05:42

20 октября 2020 05:42

Крестьянская жилка Бушковых

Известная в Иркутске династия отдала ВСЖД более 300 лет.
У связанных родственными узами многочисленных потомков Ивана Петровича и Анны Максимовны Бушковых есть две святыни, о которых они могут говорить часами. Это знаменитый сад Томсона в Иркутске и железная дорога.
И та и другая в равной степени дороги Бушковым.

У памятника Августу ТомсонуИзвестная в Иркутске династия отдала ВСЖД более 300 лет.

У связанных родственными узами многочисленных потомков Ивана Петровича и Анны Максимовны Бушковых есть две святыни, о которых они могут говорить часами. Это знаменитый сад Томсона в Иркутске и железная дорога.

 

И та и другая в равной степени дороги Бушковым. Равнодушно к ним не относится никто. Когда на территории уже значительно поблекшего сада был установлен памятник Августу Томсону, то продолжатели рода Бушковых, младые и взрослые, сразу же пошли взглянуть на новую достопримечательность. Об основателе сада они много раз слышали от своего отца и деда Ивана Петровича, некоторое время работавшего трактористом в Иркутской НГЧ, которая обслуживала этот сад. Для многих в детстве сад Томсона был жизненным пространством, на котором приобщались к общественному труду, ухаживая за деревьями, кустарниками, декоративными цветами и плантациями лечебных трав. Благо далеко ходить не надо было. Дом, принадлежавший Бушковым, теперь ставший для всей родни общей дачей, находился на территории этого сада. Много лет назад детьми старшего Бушкова он использовался как смотровая площадка. Взобравшись на крышу, они наблюдали, как с одной стороны сада работают краны кирпичного завода, с другой, на севере,  бурлит жизнь предприятий станции  Иркутск-Сортировочный.

 

На север дети поглядывали чаще, надеясь увидеть отца. После НГЧ он работал механизатором в СМП-272 и СМП-624. Когда Иван Петрович возвращался с работы, дети вдыхали запах дизельного топлива, исходящий от его одежды и рук.

– В работе он был непревзойдённым специалистом. Отдавал ей всего себя, – вспоминает старшая из детей Валентина Тудвасёва. – По нынешним понятиям – трудоголик. По восемь лет обходился без очередных отпусков, стараясь заработать побольше, чтобы обеспечить своих семерых детей и жену-домохозяйку. Железной дороге отдал 40 лет. Если бы не Великая Отечественная война, то трудовой стаж был бы ещё больше. В первые дни войны оказался на передовой. После кровопролитных боёв вместе с остатками разбитого полка раненый попал в плен. Почти три года находился в концлагерях. А после войны строил железнодорожный путь через Байкальский перевал, возводил на линии для работников ВСЖД производственные объекты, жильё.

 

– Наш род – из крестьян, – рассказывает названый в честь отца младший Иван Бушков. – Поклонение физической работе у нас заложено в генах.

Глядя на отца, он тоже пошёл в железнодорожники. В пятнадцать лет устроился учеником слесаря в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный. В армию ушёл с пятым разрядом.

Его старшие сёстры тоже выбрали для себя депо. Людмила работала штукатуром-маляром, ремонтировала помещения, красила локомотивы. Участвовала в строительстве более десятка многоэтажных домов. Награждена именными часами начальника дороги.

 

Валентина сразу же после окончания школы пошла работать путейцем, а спустя много лет – табельщицей. Сёстры уже на пенсии.

Если бы родители были живы, то, несомненно, гордились бы ими. Каждая избиралась депутатом районного совета. Сколько помогли людям решить проблем, в том числе и железнодорожникам, не счесть. Принимали участие в строительстве придеповской площади, высаживали аллеи, устанавливали на вечную стоянку музейный паровоз.

 

Непосредственно причастен ко многим страницам истории депо и сын Иван. После армии вернулся в родной цех. И в течение 25 лет возглавляет коллектив инструментально-экспериментального участка, разрабатывающего нестандартное оборудование. На счету цеха – сотни оригинальных идей, позволяющих ежегодно экономить десятки миллионов рублей. Большую часть из них Иван пропустил через себя. Ежегодно и сам подаёт не менее 30 рацпредложений. Имеет звания «Лучший рационализатор России», «Лучший мастер ВСЖД», награждён знаком «За безупречный труд».

 

Нередко за консультациями Иван Бушков – младший обращается к своим родственникам. В депо слесарем-аппаратчиком работает муж Людмилы, Владимир Муллин, которому уже дважды вручались именные часы начальника ВСЖД.

Сейчас общий стаж всех железнодорожников, имеющих бушковские корни, насчитывает 300 лет. Продолжить династию есть кому. Сын Ивана Бушкова – младшего учится на инженера-электронщика. А племянник Дмитрий думает после окончания школы испытать себя на железной дороге.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31